Программа кружка «Основы профессионального самоопределения»

Содержимое файла:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа с. ЛесноеМатюнино

(МОУ СШ с. Лесное Матюнино)

Принята на заседании

педагогического совета

от «___» _____________ 20____г.

Протокол № __________________

Утверждаю:

Директор МОУ СШ с. Лесное Матюнино

_____________________ / В.В.Козырева /

«___» ________________ 20____г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Основы профессионального самоопределения»

Срок реализации программы – 36 часов

Возраст обучающихся: 15 лет

Автор составитель: Ильина Светлана Анатольевна,

педагог дополнительного образования

с. Лесное Матюнино, 2019

Пояснительная записка

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.

Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Именно эту работу и могут организовать педагоги дополнительного образования.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Программа разрабатывается в соответствии со следующими документами:

Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726

Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Устав МОУ СШ с. Лесное Матюнино.

Актуальность данной программы

Профессиональная ориентация школьников — это важность воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни, подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственные основы.

Отличительные особенности:

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа в объединении построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей Программа «Основы профессионального самоопределения» помогает расширить представления учащихся о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого учащегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Направленность программы

Программа кружка «Основы профессионального самоопределения» имеет социально-педагогическую направленность.

Программа кружка направлена на формирование у школьников практических и теоретических представлений о видах и формах профессиональной деятельности, посредством раскрытия особенностей различных видов и форм профессиональной деятельности, а также самопознания. Самопознание является этапом на пути профессионального самоопределения старшеклассников, способствуя в конечном счете их становлению как субъектов собственной деятельности (в частности, дальнейшего образования и профессиональной деятельности).

Адресат программы

Программа предназначена для учащихся в возрасте 15 лет с целью их подготовки к выбору профессионального профиля обучения и дальнейшего построения профессионального плана.

Формы обучения – лекции, беседы, сюжетно-ролевые игры, тесты, анкетирование. В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся знания у учащихся. Тесты позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями. Сюжетно-ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего жизненного пути и профессионального определения.

Условия проведения занятий

Программа учитывает возрастные особенности учащихся, уровень их информированности в вопросах профессиональной ориентации, имеющиеся знания, полученные на уроках в школе. Гибкость программы позволяет проводить ее целенаправленно и эффективно с различной специализацией, применяя действенные формы и методы профориентации.

Объём и срок освоения программы:

Программа рассчитана на срок реализации 1 год в объёме 36 часов.

Режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут.

Цели программы:

— освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

— овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

— развитие  познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

— воспитание  трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

— получение  опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

1.      Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии;

2.      Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет получения соответствующих знаний и умений, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;

Воспитательные задачи:

1.      Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;

2.      Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений;

Развивающие задачи:

1.      Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

2.     Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний.

Ожидаемые результаты

    • Развитие социально-трудовых компетенций в области профессионального самоопределения.

    • Повышение интереса учащихся к самопознанию и саморазвитию.

Построение индивидуального профессионального плана.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты:

  • о видах профессий и их особенности;

  • о требованиях  к профессиональной деятельности;

  • о возможностях ПК, позволяющее самоопределиться с профессиональным выбором;

  • ориентироваться в профессиях;

  • осуществлять самоанализ развития своей личности;

  • соотносить требования профессий к человеку и его личным качествам;

  • использовать ПК для профессионального самоопределения;

  • понятия профессии и карьеры;

  • виды профессий и их особенности;

  • классификацию профессий;

  • требования к профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • информационно-коммуникативной деятельности;

  • социально-трудовой навык;

  • познавательно-смысловой деятельности;

  • учебно-познавательной деятельности;

  • профессионально-трудовым выбором.

Личностные результаты:

  • ориентироваться в профессиях;

  • осуществлять самоанализ развития своей личности;

  • соотносить требования профессий к человеку и его личным качествам;

  • определять круг профессиональной деятельности, соответствующий конкретному человеку;

  • использовать ПК для профессионального самоопределения.

В результате изучения программы

Обучающиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;

  • сущность основных понятий, относящихся к профориентации;

  • понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности, связанных с выбором профессии.

Обучающиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • использовать диагностические методики, направленные на выявление личностных особенностей, необходимых для профессионального самоопределения;

  • составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;

  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;

  • классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке («профессия», «специальность» и др.);

  • использовать сведения о путях получения информации о профессиональных учебных заведениях.

Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

Сущность профессионального самоопределения.

2

Внутренний мир человека и система представлений о себе

2

Профессиональные интересы и склонности

2

Способности, условия их проявления и развития

2

Природные свойства нервной системы

3

6.

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

2

7.

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении

2

8.

Профессиональные и жизненные планы

3

9.

Здоровье и выбор профессии

2

10.

Отрасли общественного производства

4

11.

Профессиональная проба

2

12.

Пути получения профессии

2

13.

Человек среди людей

2

14.

Современный рынок труда и его требования к профессио­налу

3

15.

Творческий проект

3

Итого

36

Содержание программы

  1. «Сущность профессионального самоопределения» -2 часа.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессий как форма фиксации данных по курсу «Технология. Основы профессионального самоопределения.» Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.

2. «Внутренний мир человека и система представлений о себе» -2 часа.

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.

Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности.

Практическая работа. Составление «дерева» психологи­ческих качеств личности.

3. «Профессиональные интересы и склонности». -2 часа

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

Диагностические процедуры. Карта интересов; опрос­ник профессиональной готовности.

Развивающие процедуры. Актуализация профессиональ­ных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

4. «Способности, условия их проявления и развития». -2 часа.

Понятия способности, задатки, талант, гениальность. Виды способностей. Представление о межличностных отношениях и их значении в профессиональной деятельности. Выявить уровень коммуникативных, организаторских, математических и интеллектуальных способностей учащихся. Раскрыть роль способностей в выборе профессии.

5. «Природные свойства нервной системы» 3 часа.

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений. Развивающие процедуры. Характер, темперамент, сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов. Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловлен­ные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Общее представление о темпераменте. Психологическая ха­рактеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Психологические состояния (монотонность, утомление, пси­хическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Практическая работа тест «Айзенка».

6. «Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении». -2 часа.

Понятия восприятие, ощущение, представление, память, внимание, мышление. Виды психического процесса. Уровни: зрительной памяти, механического и смыслового запоминания, переключения внимания, распределения внимания и линейного глазомера. Тип мышления. Выявить ведущие профессиональные психологические особенности учащихся.

7. «Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении» — 2 часа.

Представление о себе и проблема выбора профессии.
«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «об­раза «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».

Развивающие процедуры. Методика «Произвольное са­моописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); ме­тодика самооценки (соотношение «реального» и «идеального «я»).

8. «Профессиональные и жизненные планы» -3 часа.

«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «на­до»)

«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «мо­гу» — человеческие возможности (физиологические и психоло­гические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план.

Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три спе­циальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, тера­певт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается пере­чень профессий).

9. «Здоровье и выбор профессии» — 2часа.

Возможности личности в профессиональной деятельности
(«могу»). Понятие профпригодности. Профессионально важные каче­ства. Активная роль личности при выборе профессии. Диагностические процедуры. Методика самооценки ин­дивидуальных особенностей.

Практическая работа. Знакомство с описаниями профес­сий.

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профес­сий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима ра­боты. Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нор­мативными документами по охране труда.

10. «Отрасли общественного производства» — 4 часа.

Анализ профессий.

10.1. Основные признаки профессиональной деятельности.

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность тру­довых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии. Понятие о профессиограмме.

Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».

10.2. Классификация профессий.
Способы классификации профессий. Профессии типа «человек — человек», «человек— техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «чело­век — художественный образ». Характеристика профессий по об­щим признакам профессиональной деятельности.

Практическая работа. Составление формул профессий.

11. «Профессиональная проба» — 2 часа.

Понятия профессиональная проба, профессиональная готовность.

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессио­нальной компетентности.

Индивидуальный профессиональный план как средство реа­лизации программы личностного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Практическая работа. Анализ личного профессиональ­ного плана.

12. «Пути получения профессии» —2 часа.

Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обуче­ния студентов. Возможности квалификационного роста.

Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».

13. «Человек среди людей» 2 часа.

Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологичес­кая совместимость людей. Принятие групповых решений.

Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.

Развивающие процедуры. Элементы социально-психо­логического тренинга (умение вести диалог, поведение в конф­ликтных ситуациях). Психотехническая игра «Угадай человека».

14. «Современный рынок труда и его требования к профессио­налу»- 3 часа.

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.

Новый тип организации людей в производственной деятель­ности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Само­финансирование.

Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, ме­тоды их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конку­ренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфра­структуры. Развитие предпринимательства. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

15. «Творческий проект» – 3 часа.

Календарно-тематический план

п/п

Темы

Кол-во

часов

Из них

Теория

Практика

1

Сущность профессионального самоопределения.

2

1

1

2

Внутренний мир человека и система представлений о себе.

2

1

1

3

Профессиональные интересы и склонности.

2

1

1

4

Способности, условия их проявления и развития.

2

1

1

5

Природные свойства нервной системы.

3

2

1

6

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении.

2

1

1

7

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

2

1

1

8

Профессиональные и жизненные планы.

3

1

2

9

Здоровье и выбор профессии.

2

1

1

10

Отрасли общественного производства.

4

2

2

11

Профессиональная проба.

2

1

1

12

Пути получения профессии.

2

1

1

13

Человек среди людей.

2

1

1

14

Современный рынок труда и его требования к профессио­налу.

3

2

1

15

Творческий проект.

3

1

2

Всего:

36

18

18

Условия реализации программы кружка:

Для реализации программы кружка используется следующая материально-техническая база:

— кабинет информационных технологий, для поиска информации в интернете; выставочные стенды; мультимедиа – проектор; справочная литература, книги, словари, брошюры и др.

Методическое обеспечение. Тесты, ЭОР, литература профориентационного характера.

Формы и средства контроля: преобладающие формы контроля – опрос, беседа, работа в паре, работа в группе, практические работы, анкетирование, тестирование.

Ожидаемые результаты освоения программы кружка:

— устойчивая мотивация профессионального самоопределения и саморазвития; знания и представления о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;

-умение объективно оценивать свои индивидуальные психофизиологические возможности в соответствии с выбором профиля обучения, дальнейшего образования и будущей сферой труда;

— умения ставить цели и планировать действия для их достижения;

— умения выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

— знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

— знания учащихся о самих себе (качества, наклонности, потребности, способности), а также понятия темперамент, характер, мышление, память, внимание;

— навыки рефлексии;

— знания собственного личностного, творческого и профессионального потенциала и их значение для получения профессионального образования.

Список литературы для педагога

  1. Бендюков, М. Азбука профориентации / М. Бендюков, И. Соломин, М. Ткачев. — М.: Литера Плюс, 2014.

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2015.

  1. Основы профориентологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  1. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самооопределение и профессиональная ориентация учащихся. – М.: Издательский центр «Академия», 2013

  1. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов- М.: Владос — пресс, 2013.

  1. Сухотенко, О.Н. Ступени профессионального выбора / О.Н. Сухотенко /Школа и производство. — 2014.- № 3.

Для обучающихся (дополнительно):

1. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005.

2. Резапкина Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2005.

Электронные ресурсы:

http://metodkabi.net.ru/index.php?id=1#ur Методический кабинет профориентации.

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей