Проверяем себя

Содержимое файла:

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 4 а

Учитель: Северьянова Е.М.

Тема урока. Проверяем себя.

Тип урока: повторительно — обобщающий; урок совершенствования ЗУНов

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Метод: словесный, поисковый, творческий

Цель урока: повторить и обобщить знания о словосочетании.

Задачи:

Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3)закрепление навыков правописания;

Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) формирование умения анализировать языковой материал;

Воспитательные:

1) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

Знать:

  • что такое словосочетания;

  • виды словосочетаний.

Уметь:

  • выделять словосочетания в предложении;

  • определять главные и зависимые слова в словосочетании;

  • задавать вопросы от главного слова к зависимому в словосочетании.

  1. Личностные:

  • уметь высказывать собственную позицию;

  • слушать других, уважать их мнение;

  • договариваться и приходить к общему суждению в совместной деятельности;

  • адекватно оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.

3.Метапредметные:

  • уметь определять тему урока;

  • понимать учебную задачу;

  • прогнозировать предстоящую деятельность и намечать пути её решения;

  • понимать причину своих ошибок.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Мотивация к учебной деятельности.

Прежде чем начать урок, давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

Дети повторяют за учителем слова настроя на урок

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

-Ребята, а какое у нас сейчас время года?

— А какие приметы осени мы знаем?

Сейчас очень редко стало появляться солнышко, дни стоят пасмурные и холодные.

Но к нам на урок, ребята, сегодня заглянуло солнышко. Но его лучики закрыла тучка, давайте поможем освободиться солнышку от тучек.

Работа в паре

Ваша помощь заключается в следующем: тучка приготовили для вас «Зачетную минутку».

На каждой тучке есть вопросы о словосочетании, о способах связи слов в словосочетаниях. Тучка уйдёт в том случае, если вы покажите свои знания правил о словосочетании, и солнышко подарит вам свои лучики.

«Зачетная минутка».

1. Что такое словосочетание? Приведите примеры.

2. Что такое согласование? Приведите примеры.

Как найти словосочетание с согласованием?

3. Что такое управление? Приведите примеры.

Как найти словосочетание с управлением?

4.Что такое примыкание? Приведите примеры.

Как найти словосочетание с примыканием?

Дети работают в паре

Проверка задания вслух

3.Постановка учебной проблемы.

Молодцы, ребята! /Открываю солнышко./

Засияло солнышко и нам пора узнать, чем мы будем заниматься на уроке.

Я думаю, поработаем мы с вами на славу. И заслужим все награду.

Пусть солнышко, которому вы помогли освободиться от тучек и поможет каждому из вас и сохранит вам хорошее настроение до конца урока и на весь день. / Раздаю каждому «солнышко»/

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

— Какую проблему поставим перед собой?

На уроке мы закрепим полученные знания

О способах слов в словосочетаниях.

Повторять тему словосочетание

Повторить знания о словосочетании

4. Построение проекта выхода из затруднения

-Мы сейчас вспомнили , что называется словосочетанием и давайте опознаем его из предложенных вариантов

-Я буду зачитывать вам варианты, а вы будите хлопать, если услышите словосочетания

«Солнечный день», «перед дождем», «ребята трудятся», «подъехать к станции», «висеть на телефоне», «любимое занятие», «будет петь», «упорно учиться»

— Итак, что нельзя назвать словосочетанием?

— Какова структура словосочетания?

— Назовите какие части речи в словосочетании могут входить и какие могут быть главными словами а какие зависимыми

Дети работают

сочетание самостоятельного слова со служебным; подлежащее и сказуемое

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова

Ответы детей

5. Физминутка

А теперь тихо встанем. Поднимите руки вверх.

Представьте кисти рук – это наши листочки.

Помашите ими , пожалуйста.

Ну, настоящий листопад.

А теперь кленовые листочки ложатся на землю.

Опускаем плавно руки. Молодцы. Тихо садитесь.

Выполняют разминку

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи и сверкой с образцом.

Работа в группах.

Задание.

На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.

Кто быстрее и без ошибок?

1 группа.

Сверкали в (трава)

На (ясный) небо

Родной (края)

Зовет к (друг)

Смотрит (передача)

2 группа.

(Маленький) мышь

(Раскидистая) тополь

Подошли к (река)

(Развести) костром

Вкусные (пирожок)

3 группа.

Клубились на (горизонт)

Виднеться в (туман)

Под моим (окно)

Квадратные (фигура)

Прийти из (школа)

4 группа

(Цветная) картинки

Идти (дом)

Купаться в (река)

Жёлтые (лист)

Под красивым (тополь)

5 группа

(Красивая) цветы

Слушать (музыка)

Смотреть на (картина)

Умные (ученик)

Сварили из (овощи)

Показ на слайде правильных ответов

Дети выполняют задания в группах

Проверяют вслух

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная работа

Тестирование

1.Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1)ходить и наблюдать

2)на лесной поляне

3)ходить по лесу

4)наступила осень

2. Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина

2)поздняя осень

3)птичьи голоса

4)любоваться пейзажем

Выполнение работы и проверка

8.Физминутка

Называю словосочетания – хлопок и руки вверх, если не словосочетания – хлопок с приседанием. Ломать голову, ломать игрушку, работать спустя рукава, работать в саду, спать без задних ног, спать на диване, водить за нос, водить в садик, шарики и мячики, яркие шарики.

Дети выполняют задания физминутки

9.Включение в систему знаний и повторение.

Задание

Выпишите словосочетания в два столбика: а) с главным словом сущ., б) с главным словом глаголом; поставьте вопрос от главного слова к зависимому, крестиком обозначьте главное слово.

Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывет задумчиво луна.

(С. Есенин)

Ребята, возьмите свои индивидуальные карточки на ваших партах. Соедините стрелками словосочетания и соответствующие им способы связи слов. (Включаю музыку Феликса Мендельсона)

Жёлтая листва Примыкание

Засияло ярко Согласование

Первый снег Управление

Летят медленно Согласование

Грустим осенью Примыкание

Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками друг с другом.

Выполняют задание

10.Итог урока

-Чем интересен был для вас урок?

Какие знания и умения закрепил каждый из вас?

Ответы детей

11.Рефлексия деятельности

-Ребята, мне хочется узнать , как вы себя чувствовали на уроке , помогло ли вам солнышко сохранить ваше настроение.

Поднимите свои солнышки.

Улыбнитесь друг другу.

Вы все ребята, молодцы!

Спасибо за урок!

А закончить урок мне хочется словами поэта Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Дети поднимают карточки

12. Домашнее задание

Упр.153 и Упр.154 на выбор

Прочитаете задания и выберите для себя то упражнение, которое для вас покажется наиболее подходящим.

Список использованной литературы

Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. М.С.Соловейчик. Издательство: Смоленск «Ассоциация XXIвек» 2014

Список использованных источников:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей