«Нравственно-духовное развитие человека»

Содержимое файла:

Аспекты духовно- нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста на уроках самопознания.

Самопознание- особый школьный предмет. Он не требует оценивания учащихся на каждом уроке, оценки им выставит жизнь. И мне, кА учителю самопознания, хочется, чтобы эти оценки были положительными.

« Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Л. Н. Толстой.

Повышение качества учебно – воспитательного процесса в школе связывается с решением ряда задач. Одной из них является формирование духовно – нравственной позиции учащихся, которое происходит на всех уроках и по всем предметам. Но самопознание выступает как ведущий предмет в общей степени нравственного воспитания школьников, в формировании социально-значимых ориентаций, развитии их самосознания и способностей.

Предназначение самопознания, как учебной дисциплины, заключается в гуманизации картины мира и сознания учащихся, что способствует становлению личности, помогает в формировании системы ценностей человека.

Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам современных реалий, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей детям школьного возраста. Только люди, имеющие фундаментальные нравственные ориентиры, способны самостоятельно принимать правильные решения в трудных жизненных ситуациях, делать выбор в пользу честных поступков и приносить пользу обществу.

Актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;

в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;

в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее — наука о том, как стать человеком, т.е. как быть благородным и добросердечным.

Одной из целей уроков самопознания является создание эффективных условий для формирования такого человека.

Учитель самопознания — человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося.

Формирование духовно- нравственных качеств должно осваиваться на общечеловеческих ценностях:

  • любовь к матери;

  • патриотизм;

  • любовь к Родине;

  • свобода воли;

  • добро и зло;

  • самовоспитание;

  • добродетель;

  • совесть;

  • надежда.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности, которые необходимо формировать у школьников:

1)патриотизм;

2) гражданственность;

3) чувство собственного достоинства;

4) милосердие;

5) справедливость;

6) доверие;

7)стремление к миру во всём мире,

8)толерантность;

9) стремление к знаниям;

10) ценность семьи, творчества и труда.

Эффективность духовно – нравственного воспитания зависит от многих составляющих, в том числе от методов обучения, применяемых учителем на уроках, от того, какую атмосферу сумел создать преподаватель.

Освоение ценностей человеческой жизни на уроках самопознания предполагает неформальную, доверительную обстановку, когда дети имеют возможность размышлять, высказывать свое мнение, раскрывать способности.

Для успешного решения этих задач использую методические приемы, которые

Позволяют творчески строить педагогический процесс, учитывая личностные возрастные и психофизиологические особенности детей.

Большую роль в постижении учащимися общечеловеческих ценностей играет беседа. Моя задача – организовать беседу таким образом, чтобы она носила глубокий нравственно- духовный характер. С этой целью важно ставить вопросы, способствующие возможности учащихся прийти к правильным выводам, и таким образом создать условия для глубокого осмысления рассматриваемой темы, а значит, для нравственного роста.

Приемом, создающим благоприятные условия для коллективного прослушивания рассказов, сказок, притч, стихотворений, является рассказ учителя.

Благодаря ему дети учатся слушать и слышать, чувствовать и сопереживать, размышлять и рассуждать.

Каждый урок начинается с цитаты урока, которая содержит изречения известных людей. В цитатах отражены ключевые идеи урока, поэтому каждая тема в учебнике начинается с мудрых мыслей, наполненных глубоким нравственно- духовным содержанием. Важно, чтобы учащиеся не просто познакомились с содержанием изречения, но и осмыслили значение каждого слова. С этой целью в работе над цитатой предусматриваю беседа по вопросам.

Например ход урока в 7 классе начинается с цитаты. Для осмысления цитаты с учениками проводится беседа по вопросам. Цитата : « Известно, что любовь к Отечеству есть самая высшая любовь, какую кто-либо может обнаружить». Б. Спиноза.

Вопросы:

1. Как вы понимаете смысл высказывания?

2. Какова его главная мысль?

3. Подумайте и скажите, что такое самая высшая любовь?

4. Как она проявляется?

5. Как вы проявляете свою любовь к Отечеству?

Главной особенностью уроков самопознания является личностное общение учителя с учениками, в процессе которого дети учатся говорить о себе, своих чувствах, мыслях и поступках, анализировать их и давать им нравственную оценку,

слушать как себя, так и других, принимать людей такими, какие они есть, проявляя к ним доброжелательность и терпимость.

В качестве примера к вышеизложенному предлагается фрагмент урока в 8 классе «Волшебная сила добра», целью которого является расширить представления учащихся о значимости добра и его созидательной силы через ценность любовь.

Беседа (анализ притчи).

— Что видел в окно больной, который лежал у окна?

— Почему больной, что лежал у дверей палаты не нажал кнопку экстренной помощи?

— Что произошло с больным человеком, который лежал у окна больничной палаты?

— Что произошло дальше с больным который лежал у дверей?

— Зачем больной человек, который лежал у окна палаты, рассказывал, что видит море, лодку, рыбаков, детей ,небо, облака, лес в дали?

— Что же на самом деле было за окном?

-Как вы думаете, что почувствовал человек, который лежал у дверей палаты?

— Что вы поняли для себя?

-Можно ли утверждать, что добро обладает волшебной силой? Почему?

—  Как и в чем проявляется волшебная сила добра?

—  Приходилось ли вам сталкиваться с настоящим, активным проявлением добра? Расскажите об этом.

5. Просмотр видеороликов «Делай добро»

Беседа: любые поступки всегда возвращаются. Творческая деятельность, групповая работа.

Ассоциации к слову «добро».

Давайте подберем к слову доброта прилагательные:

Д- добрый, драгоценный, дорогой

О – обожаемый, очаровательный

Б – бодрый, богатый

Р – радостный, робкий

О – очаровательный, общительный

Учитель предлагает детям представить и нарисовать планету, на которой живут добрые и отзывчивые люди. Работа в паре.

– Выразите цветом ваше представление об этой планете. Придумываете название вашей планеты.

— Что надо делать, чтобы каждый уголок нашей планеты Земля, каждый город, село, улица, дом были наполнены добротой? (Ответы учащихся).

На каких же основных педагогических принципах необходимо осуществлять нравственное воспитание. Взаимосвязь и взаимодействие знания – чувства –поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслозначимых смыслов человеческой жизнедеятельности.

В среднем школьном возрасте урок самопознания может стать своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте, в соотнесении этого опыта с этически выверенными нормами образа жизни людей в вековом опыте человечества. Это соотнесение, сопоставление и личностное осмысление учащихся и должно стать основой канвы диалога с растущей личностью. Примером может служить канва диалога этического занятия с детьми

« Поспешай делать добро».

Уроки самопознания — это уроки человекостановления. Колоссальной оказывается ответственность учителя при работе с учениками, которые осознают, что занимаются самопознанием, самовоспитанием. Но именно это делает уроки живыми, общение полноценным, а образовательный процесс развивающим и насыщенным, способствующим утверждению идеалов добра, милосердия и справедливости.

Список литературы.

  1. Александрова В.Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики, 2008 год.

  2. Власова Т.И. Духовно- нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни, 2008 год.

  3. Ахмедьянова А.Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно — нравственного воспитания школьников. 2010 год.

  4. Амонашвили Ш.А. Улыбка моя где ты? Лаборатория гуманной педагогики. 2003 год.

  5. Джардина М.Ж. Самопознание. Методическое пособие для учителей.2010 год.

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей