Рабочая программа коррекционного курса «Ищу работу» для 12 класса

Содержимое файла:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

"Школа-интернат №71 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара"

Программа рассмотрена

на заседании МО учителей

_________________________

Протокол № ___

от ____ ___________20___ г. Председатель МО

/

Проверено:

«___»_______20___ г.

зам. директора по УВР _________Т.В. Чистикова

Утверждаю:

Директор ГБОУ

школы-интерната №71 г.о. Самара

___________________Н.В. Межова

Приказ №___от______20___ г.

Рабочая программа коррекционного курса «Ищу работу»

для 12 «А» класса

Составитель:

учитель

высшей квалификационной категории

Корчагина Елена Викторовна

Самара, 2020

Пояснительная записка.

Правовой статус. Рабочая образовательная программа курса факультативов «Ищу работу» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № 1599 от 19.12.2014 г., Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № 4/15 от 22.12.2015 г., программы Е.И.Капланской, В.Н.Прыгунова «Ищу работу», Москва, 2002г.

Адресат программы. Рабочая образовательная программа факультативного курса «Ищу работу» разработана для обучающихся 10 классов. Основной контингент составляют обучающиеся с легкой умственной отсталостью, среди которых встречаются дети с системным недоразвитием речи I-II уровня, а также дети со школьными трудностями различного характера, нуждающиеся в специальном сопровождении.

Место учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану ГБОУ школы-интерната № 71 г.о.Самара на 2020 — 2021 уч.год на изучение факультативного курса «Ищу работу» в 12 классах отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Преподавание предмета носит концентрический характер, осуществляется с учетом принципов общей и коррекционной педагогики: многократное повторение, полисенсорность восприятия учебного предмета, опора на чувственный опыт, принцип индивидуально-дифференцированного и деятельностного подхода в процессе обучения.

Цели обучения факультативного курса «Ищу работу»: профориентация, поиск работы и трудоустройство после окончания школы.

Изучение курса дает общие сведения о документах гражданина РФ: название, содержание записей, их предназначение, условия хранения и заполнение различных анкет, карточек на основании личных документов учащихся. Содержание курса предусматривает экскурсии и практическое ознакомление с работой всех служб, занимающихся трудоустройством, проведение занятий по профориентации, знакомство с вариантами поиска работы, банком вакансий; формирует у учащихся знания о правах и обязанностях трудящихся в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Задачи:

  1. Формировать знания и умения, способствующие социальной адаптации.

  2. Формировать трудовые навыки и умения, технические, технологические, конструкторские, необходимые для участия в общественно полезном, производительном труде, самостоятельной жизни.

  3. Развивать социально ценные качества личности (потребности в труде, трудолюбии, уважения к людям труда, общественной активности)

  4. Обучать обязательному общественно-полезному, производительному труду, готовить учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в быту, на производстве.

  5. Формировать осознанный интерес к трудоустройству, чувство социальной значимости.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

1) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

2) наличие мотивации и ответственного отношения к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

3) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Предметные планируемые образовательные результаты:

Уровни усвоения материала

Предметные планируемые образовательные результаты:

Минимальный уровень:

Знает значение паспорта или свидетельства о рождении;
содержание записей в паспорте или свидетельстве о рождении;
требования к заполнению различных анкет или карточки персонального учета;

категории социальной защиты (молодежь, инвалиды)

Умеет заполнять сведения о гражданине в анкете или карточке персонального учета на основании своего паспорта;

соотносить себя с определенной категорией социальной защиты и делать отметку в карточке или анкете.

Достаточный уровень:

Знает понятия по видам занятости и незанятости;
требования к желаемой работе;
названия и содержание документов, необходимых на приеме у специалиста службы занятости;
о своем праве обращаться в службу занятости, в группу содействия за консультацией и регистрацией в качестве гражданина, ищущего работу;

права и обязанности гражданина, получившего статус безработного;
правила работы с рекомендательным письмом службы занятости;
перечень документов при трудоустройстве и увольнении;
продолжительность рабочего времени;
порядок приема на работу и увольнения;
право гражданина на отпуск.

Умеет сформулировать требования к желаемой работе;
составлять устное обращение в службу занятости для получения консультации и регистрации в качестве гражданина, ищущего работу;
заполнять необходимые документы для службы занятости;
обращаться к работнику службы занятости;
обращаться в службу занятости по телефону;
проходить собеседование со специалистом службы занятости;
пользоваться своим правом бесплатного обращения к специалистам службы занятости;
пользоваться банком вакансий службы занятости для поиска подходящей работы;
взаимодействовать со специалистами на консультации в службе занятости;
прочитать и понимать содержание рекомендательного письма;
обращаться с рекомендательным письмом к работодателю;
подбирать необходимые документы при трудоустройстве;
составлять заявление о приеме на работу и об увольнении; заполнять анкеты.

Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

— уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности;

осознанно выполняет обязанности ученика, члена школьного коллектива,

гордится школьными успехами и достижениями своих товарищей;

понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в школе.

-вступает в коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

вступает в диалог и поддерживает его,

— дифференцированно использует разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.)

— принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых практических задач,

осознанно действует на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач,

адекватно реагирует на внешний контроль и оценку, корректирует в соответствии с ней свою деятельность.

-использует логические действия (сравнение, анализ,

синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на основе практической деятельности,

умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.

Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Дата проведения учебного урока, кол-во часов

Изучаемый вопрос (тема)

Знания, необходимые для усвоения нового материала

Специальные умения и навыки, вырабатываемые на программных уроках

Средства обучения

Форма организации обучения

Коррекционные задачи

Способы контроля за усвоением знаний и умений, деятельность детей.

1 четверть

1

2.09.20

1ч.

Основные документы гражданина РФ.

Свидетельство о рождении, его значение и содержание

Значение свидетельства о рождении

Ориентироваться в документе

Образцы документов

Урок сообщения новых знаний

Развитие концентрации и устойчивости распределения и переключения внимания

Ответы на вопросы, запись в тетрадь, составление словаря понятий

2

9.09.20

1ч.

Паспорт

Значение паспорта

Ориентироваться в документе

Образец документа, ксерокопия

Комбинированный урок

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления

Ответы на вопросы, прочтение документа

3

16.09.20

1ч.

Сведения о гражданине

Требования заполнению различных анкет

Ориентироваться в документе, находить требуемые сведения

Образец документа

Комбинированный урок

Развитие словарного запаса, связной речи, мелкой моторики

Ответы на вопросы. Уточнение знаний учащегося по записям своего документа

4

23.09.20

1ч.

Основные требования к заполнению карточки персонального учета и других анкет

Требования к заполнению карточки персонального учета

Ориентироваться в документе, находить требуемые сведения

Образец документа

Комбинированный урок

Развитие словарного запаса, связной речи, мелкой моторики

Ответы на вопросы. Практическая работа- заполнение необходимых сведений по своему документу на образце

5

30.09.20

1ч.

Хранение паспорта

Условия хранения документов

Заполнять сведения о гражданине в анкете или карточке персонального учета на основании своего паспорта

Образец документа

Комбинированный урок

Развитие словарного запаса, связной речи, мелкой моторики

Ответы на вопросы. Практическая работа- заполнение необходимых сведений по своему документу на образце

6

7.10.20

1ч.

Действия гражданина в случае утраты паспорта или свидетельства о рождении

Содержание документа

Обращаться в паспортный отдел в случае утери документов, написать заявление об утрате

Образец анкеты

Комбинированный урок

Развитие способности планировать свою деятельность

Ответы на вопросы.

Практическая работа-заполнение анкеты

7

14.10.20

1ч.

Экскурсия в паспортный стол УВД

Название документа, содержание документа

Ориентироваться в документе, находить требуемые сведения

Образцы документов

Комбинированный урок

Развитие мыслительных операций, мелкой моторики, поэтапного и итогового контроля, увеличение объема памяти и внимания

Ответы на вопросы, прочтение документов и анкет

8

21.10.20

1ч.

Экскурсия в паспортный стол ЗАГС

Название документа, содержание документа, название учреждения, выдавшего документ.

Ориентироваться в документе

Образцы документов

Комбинированный урок

Реализация долговременной памяти

Ответы на вопросы, прочтение документов и анкет

Итого: в 1четверти -8 часов

2 четверть

Номер урока

Дата проведения учебного урока, кол-во часов

Изучаемый вопрос (тема)

Знания, необходимые для усвоения нового материала

Специальные умения и навыки, вырабатываемые на программных уроках

Средства обучения

Форма организации обучения

Коррекционные задачи

Способы контроля за усвоением знаний и умений, деятельность детей.

1

11.11.20

1ч.

Категория социальной защиты в карточке персонального учета гражданина, ищущего работу. Расшифровка аббревиатуры в карточке учета ГИР.

Социальная защита граждан РФ.

Формы социальной защиты (социальное обеспечение, страхование, помощь)

Соотносить себя с определенной категорией социальной защиты и делать отметку в карточке или анкете

Образцы анкет, заявлений.

Комбинированный урок

Развитие слухового и зрительного восприятия, реализация долговременной памяти

Ответы на вопросы, запись в тетради.

Практическая работа- составление словаря понятий

2

18.11.20

1ч.

Категории социальной защиты: инвалиды, пенсионеры, молодежь

Категории социальной защиты (молодежь, инвалиды)

Соотносить себя с определенной категорией социальной защиты и делать отметку в карточке или анкете

Образцы заявлений

Комбинированный урок

Развитие мышления, памяти, речи

Практическая работа- ролевая игра по отработке навыков общения с работниками собеса

3

25.11.20

1ч.

Категории социальной защиты: беженцы, уволенные из Вооруженных Сил, участники ликвидации последствий Чернобыльской аварии

Категории социальной защиты

Делать отметку в карточке или анкете

Образцы анкет, заявлений.

Комбинированный урок

Развитие мышления, разговорной речи, мелкой моторики

Практическая работа-работа с анкетами, документами

4

2.12.20

1ч.

Категории социальной защиты: одинокие родители, многодетные родители

Категории социальной защиты

Записывать значение аббревиатур по категориям социальной защиты

Образцы анкет, заявлений.

Комбинированный урок

Развитие разговорной речи

Практическая работа-запись в тетрадь значений аббревиатур по категориям социальной защиты в карточке персонального учета ГИР

5

9.12.20

1ч.

Категории социальной защиты: родители, воспитывающие детей-инвалидов

Категории социальной защиты

Записывать значение аббревиатур по категориям социальной защиты

Образцы анкет, заявлений.

Комбинированный урок

Развитие моторных координаций

Ответы на вопросы, практическая работа-отметка значения категории в соответствии со своим положением социальной защиты в карточке ГИР

6

16.12.20

1ч.

Категории социальной защиты: дети-сироты, малообеспеченные граждане, безработные, семьи погибших в ВОВ

Категории социальной защиты

Соотносить себя с определенной категорией социальной защиты и делать отметку в карточке или анкете

Образцы анкет, заявлений.

Комбинированный урок

Развитие моторных координаций

Практическая работа-работа с анкетами, документами

7

23.12.20

1ч.

Экскурсия в отделение собес

Категории социальной защиты

Делать отметку в карточке или анкете

Образцы анкет, заявлений.

Комбинированный урок

Развитие самоконтроля

Ответы на вопросы, работа с анкетами, документами

Итого: во 2 четверти -7 часов

Номер урока

Дата проведения учебного урока, кол-во часов

Изучаемый вопрос

(тема)

Знания, необходимые для усвоения нового материала

Специальные умения и навыки, вырабатываемые на программных уроках

Средства обучения

Форма организации обучения

Коррекционные задачи

Способы контроля за усвоением знаний и умений, деятельность детей.

3 четверть

1

13.01.21

1ч.

Обращение к специалисту службы занятости.

Нахождение адреса и телефона службы занятости.

Порядок обращения в службу занятости

Составлять устное обращение в службу занятости для получения консультации и регистрации в качестве гражданина, ищущего работу

Образцы документов

Комбинированный урок

Развитие концентрации и устойчивости, внимания, слухового и зрительного восприятия

Ответы на вопросы, запись в тетради, составление устного обращения в службу занятости для получения консультации и регистрации в качестве гражданина, ищущего работу

2

20.01.21

1ч.

Различия между государственными и коммерческими службами занятости

Различия между государственными и коммерческими службами занятости

Заполнять необходимые документы для службы занятости. Обращаться к работнику службы занятости

Образцы документов

Образцы заявлений

Комбинированный урок

Развитие самоконтроля, взаимоконтроля

Запись в тетради, практическая работа-составление устного обращения в службу занятости для получения консультации и регистрации в качестве гражданина, ищущего работу

3

27.01.21

1ч.

Порядок обращения в службу занятости, режим работы территориального отделения.

Названия и содержание документов, необходимых на приеме у специалиста службы занятости

Названия и содержание документов, необходимых на приеме у специалиста службы занятости

Обращаться в службу занятости по телефону

Проходить собеседование со специалистом службы занятости

Образцы документов

Комбинированный урок

Развитие речи, памяти, самоконтроля

Ответы на вопросы.

Практическая работа-заполнение необходимых для службы занятости документов

4

3.02.21

1ч.

Банк вакансий. Подбор вариантов подходящей работы.

Закон о занятости. Право гражданина на бесплатную консультацию, регистрацию в качестве безработного.

О своем праве обращаться в службу занятости в группу содействия за консультацией и регистрацией в качестве гражданина, ищущего работу

Пользоваться своим правом бесплатного обращения к специалистам службы занятости

Образцы документов

Комбинированный урок

Развитие долговременной памяти, взаимоконтроля

Практическая работа-прочтение и понимание гл.2 ст.9 «Право гражданина на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости». Закона о занятости.

5

10.02.21

1ч.

Подходящая работа. Банк вакансий. Правила подбора подходящей работы в банке вакансий службы занятости.

Правила подбора подходящей работы

Пользоваться банком вакансий службы занятости для поиска подходящей работы

Образцы документов

Комбинированный урок

Развитие речи, памяти, самоконтроля

Ознакомление с банком вакансий в отделении службы занятости. Ролевая игра: беседа со специалистом службы занятости при посещении

6

17.02.21

1ч.

Молодежная служба занятости, ее назначение, адрес ближайшего отделения.

Правила взаимодействия со специалистами службы занятости, возможности молодежной службы занятости

Подбирать подходящую работу с помощью специалиста содействия, взаимодействовать со специалистами на консультации в службе занятости

Образцы документов

Комбинированный урок

Развитие самоконтроля, взаимоконтроля

Экскурсии в территориальное отделение службы занятости по ознакомлению с банком вакансий по поиску подходящей работы, молодежную службу занятости.

7

24.03.21

1ч.

Право гражданина быть признанным безработным.

ГИР- гражданин, ищущий работу. Безработный. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» о признании гражданина безработным (гл.1 ст.3 «Порядок и условия признания гражданина безработными»)

Ст.3 о порядке и условиях признания граждан безработными в гл.1 Закона о занятости

Использовать на основании Закона о занятости свое право быть признанным безработным гражданином

Образцы документов

Комбинированный урок

Развитие долговременной памяти

Практическая работа- прочтение и понимание ст.3 о порядке и условиях признания граждан безработными.

8

3.03.21

1ч.

Права и обязанности гражданина, получившего статус безработного. Необходимые действия для получения статуса безработного

Порядок получения статуса безработного, права и обязанности гражданина, получившего статус безработного

Оформлять необходимые документы признания безработным

Образцы документов

Комбинированный урок

Развитие речи, памяти

Порядок оформления необходимых документов для признания безработным

9

10.03.21

1ч.

Рекомендательное письмо.

Содержание рекомендательного письма.

Содержание документа

Прочитать и понимать содержание рекомендательного письма

Образцы документов

Комбинированный урок

Реализация долговременной памяти

Практическая работа- составление словаря понятий, прочтение содержания рекомендательного письма.

10

17.03.21

1ч.

Назначение рекомендательного письма. Работа гражданина с рекомендательным письмом

Правила работы с рекомендательным письмом службы занятости

Обращаться с рекомендательным письмом к работодателю

Образцы документов

Урок повторения и закрепления представленного

Развитие речи, памяти, самоконтроля

Ответы на вопросы. Заполнение рекомендательного письма на основании предложений банка вакансий. Составление устного обращения с рекомендательным письмом к работодателю

Итого: в 3 четверти- 10 часов

Номер урока

Дата проведения учебного урока, кол-во часов

Изучаемый вопрос

(тема)

Знания, необходимые для усвоения нового материала

Специальные умения и навыки, вырабатываемые на программных уроках

Средства обучения

Форма организации обучения

Коррекционные задачи

Способы контроля за усвоением знаний и умений, деятельность детей.

4 четверть

1

31.03.21

1ч.

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Знакомство с ТК РФ

Содержание документа

Ориентироваться в документе

Образцы документов

Комбинированный урок

Развитие концентрации и устойчивости, внимания, слухового и зрительного восприятия

Ответы на вопросы, запись в тетради

2

7.04.21

1ч.

Возможности выпускника школы в трудоустройстве

Требования к выбранной профессии

Обращаться с просьбой о трудоустройстве

Образцы анкет

Комбинированный урок

Развитие концентрации и устойчивости, внимания, слухового и зрительного восприятия памяти, самоконтроля

Ответы на вопросы, работа с текстом

Практическая работа- тренировка по заполнению образцов анкет

3

14.04.21

1ч.

Продолжительность рабочего времени

Продолжительность рабочего времени

Подбирать необходимые документы при трудоустройстве

Образцы документов

Комбинированный урок

Развитие мелкой моторики, самоконтроля, пооперационного контроля

Ответы на вопросы, работа в тетради.

Практическая работа с документами

4

21.04.21

1ч.

Порядок выплаты заработной платы

Перечень документов при получении заработной платы

Оформлять счет в сберегательном банке

Образцы анкет

Комбинированный урок

Развитие мелкой моторики, самоконтроля, взаимоконтроля

Практическая работа с анкетами

5

28.04.21

1ч.

Соблюдение трудовой дисциплины и правил техники безопасности

Правила техники безопасности и трудовой дисциплины

Заполнять анкеты

Образцы документов

Комбинированный урок

Развитие мелкой моторики, самоконтроля, взаимоконтроля

Ответы на вопросы, практическая работа- тренировка по заполнению образцов анкет

6

5.05.21

1ч.

Порядок увольнения

Порядок приема на работу и увольнения

Составлять заявление о приеме на работу и об увольнении

Образцы анкет

Комбинированный урок

Развитие мелкой моторики, самоконтроля, поэтапного и взаимоконтроля

Ответы на вопросы, запись в тетради.

Практическая работа- прочтение документов и анкет

7

12.05.21

1ч.

Трудовая книжка, ее назначение, порядок оформления записей в трудовой книжке

Перечень документов при трудоустройстве и увольнении

Оценивать правильность записей в трудовой книжке

Образцы анкет, заявлений

Комбинированный урок

Развитие памяти, мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия

Ответы на вопросы.

Практическая работа- составление устного обращения к работникам отдела кадров

8

19.05.21

1ч.

Право гражданина на отпуск. Виды отпусков. Порядок оформления отпуска

Право гражданина на отпуск

Оформлять необходимые документы

Образцы заявлений

Комбинированный урок

Развитие мелкой моторики, самоконтроля, взаимоконтроля

Практическая работа- составление заявления об отпуске

9

26.05.21

1ч.

Экскурсия в отдел кадров предприятия

Перечень документов при трудоустройстве и увольнении

Подбирать необходимые документы при трудоустройстве

Образцы документов

Урок повторения и закрепления представленного

Развитие речи, памяти, самоконтроля

Экскурсия в отдел кадров предприятия

Итого: в 4 четверти -9 часов

Источники

1.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ школы-интерната № 71 г.о.Самара на 2020-2021 уч.год.

2.Е.И.Капланская, В.Н.Плыгунова «Ищу работу», Москва, 2002г.

3.Н.М.Платонова. Задачи курса «Ищу работу», М., 2002г.

4.О.А.Махаева «Я выбираю профессию». Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. Москва, 2002г.

5.Бендюков М.А., Соломин И.Л Твой компас на рынке труда. //Санкт-Петербург, 2000.

6.Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 1984.

7.Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие – М.: Просвещение, 1991.

8.Секреты выбора профессии или Путеводитель выпускника, Г. В. Резапкина, Москва, Издательство "Генезис", 2005г.

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей