Содержимое файла:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа с. ЛесноеМатюнино
(МОУ СШ с. Лесное Матюнино)
Принята на заседании педагогического совета от «___» _____________ 20____г. Протокол № __________________
|
Утверждаю: Директор МОУ СШ с. Лесное Матюнино _____________________ / В.В.Козырева / «___» ________________ 20____г.
|
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Основы профессионального самоопределения»
Срок реализации программы – 36 часов
Возраст обучающихся: 15 лет
Автор составитель: Ильина Светлана Анатольевна,
педагог дополнительного образования
с. Лесное Матюнино, 2019
Пояснительная записка
Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.
Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Именно эту работу и могут организовать педагоги дополнительного образования.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Программа разрабатывается в соответствии со следующими документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726
Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Устав МОУ СШ с. Лесное Матюнино.
Актуальность данной программы
Профессиональная ориентация школьников — это важность воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни, подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственные основы.
Отличительные особенности:
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа в объединении построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей Программа «Основы профессионального самоопределения» помогает расширить представления учащихся о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого учащегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Направленность программы
Программа кружка «Основы профессионального самоопределения» имеет социально-педагогическую направленность.
Программа кружка направлена на формирование у школьников практических и теоретических представлений о видах и формах профессиональной деятельности, посредством раскрытия особенностей различных видов и форм профессиональной деятельности, а также самопознания. Самопознание является этапом на пути профессионального самоопределения старшеклассников, способствуя в конечном счете их становлению как субъектов собственной деятельности (в частности, дальнейшего образования и профессиональной деятельности).
Адресат программы
Программа предназначена для учащихся в возрасте 15 лет с целью их подготовки к выбору профессионального профиля обучения и дальнейшего построения профессионального плана.
Формы обучения – лекции, беседы, сюжетно-ролевые игры, тесты, анкетирование. В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся знания у учащихся. Тесты позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями. Сюжетно-ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего жизненного пути и профессионального определения.
Условия проведения занятий
Программа учитывает возрастные особенности учащихся, уровень их информированности в вопросах профессиональной ориентации, имеющиеся знания, полученные на уроках в школе. Гибкость программы позволяет проводить ее целенаправленно и эффективно с различной специализацией, применяя действенные формы и методы профориентации.
Объём и срок освоения программы:
Программа рассчитана на срок реализации 1 год в объёме 36 часов.
Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут.
Цели программы:
— освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
— овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
— развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
— воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
— получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии;
2. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет получения соответствующих знаний и умений, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
Воспитательные задачи:
1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
2. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений;
Развивающие задачи:
1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
2. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний.
Ожидаемые результаты
Развитие социально-трудовых компетенций в области профессионального самоопределения.
Повышение интереса учащихся к самопознанию и саморазвитию.
Построение индивидуального профессионального плана.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
о видах профессий и их особенности;
о требованиях к профессиональной деятельности;
о возможностях ПК, позволяющее самоопределиться с профессиональным выбором;
ориентироваться в профессиях;
осуществлять самоанализ развития своей личности;
соотносить требования профессий к человеку и его личным качествам;
использовать ПК для профессионального самоопределения;
понятия профессии и карьеры;
виды профессий и их особенности;
классификацию профессий;
требования к профессиональной деятельности.
Метапредметные результаты:
информационно-коммуникативной деятельности;
социально-трудовой навык;
познавательно-смысловой деятельности;
учебно-познавательной деятельности;
профессионально-трудовым выбором.
Личностные результаты:
ориентироваться в профессиях;
осуществлять самоанализ развития своей личности;
соотносить требования профессий к человеку и его личным качествам;
определять круг профессиональной деятельности, соответствующий конкретному человеку;
использовать ПК для профессионального самоопределения.
В результате изучения программы
Обучающиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
сущность основных понятий, относящихся к профориентации;
понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности, связанных с выбором профессии.
Обучающиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
использовать диагностические методики, направленные на выявление личностных особенностей, необходимых для профессионального самоопределения;
составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке («профессия», «специальность» и др.);
использовать сведения о путях получения информации о профессиональных учебных заведениях.
Учебно – тематический план
№ п/п |
Наименование темы, раздела |
Количество часов |
|
Сущность профессионального самоопределения. |
2 |
|
Внутренний мир человека и система представлений о себе |
2 |
|
Профессиональные интересы и склонности |
2 |
|
Способности, условия их проявления и развития |
2 |
|
Природные свойства нервной системы |
3 |
6. |
Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении |
2 |
7. |
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении |
2 |
8. |
Профессиональные и жизненные планы |
3 |
9. |
Здоровье и выбор профессии |
2 |
10. |
Отрасли общественного производства |
4 |
11. |
Профессиональная проба |
2 |
12. |
Пути получения профессии |
2 |
13. |
Человек среди людей |
2 |
14. |
Современный рынок труда и его требования к профессионалу |
3 |
15. |
Творческий проект |
3 |
|
Итого |
36 |
Содержание программы
«Сущность профессионального самоопределения» -2 часа.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессий как форма фиксации данных по курсу «Технология. Основы профессионального самоопределения.» Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.
2. «Внутренний мир человека и система представлений о себе» -2 часа.
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности.
Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.
3. «Профессиональные интересы и склонности». -2 часа
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.
Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.
Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности.
Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
4. «Способности, условия их проявления и развития». -2 часа.
Понятия способности, задатки, талант, гениальность. Виды способностей. Представление о межличностных отношениях и их значении в профессиональной деятельности. Выявить уровень коммуникативных, организаторских, математических и интеллектуальных способностей учащихся. Раскрыть роль способностей в выборе профессии.
5. «Природные свойства нервной системы» — 3 часа.
Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений. Развивающие процедуры. Характер, темперамент, сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов. Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Практическая работа тест «Айзенка».
6. «Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении». -2 часа.
Понятия восприятие, ощущение, представление, память, внимание, мышление. Виды психического процесса. Уровни: зрительной памяти, механического и смыслового запоминания, переключения внимания, распределения внимания и линейного глазомера. Тип мышления. Выявить ведущие профессиональные психологические особенности учащихся.
7. «Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении» — 2 часа.
Представление о себе и проблема выбора профессии.
«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».
Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального «я»).
8. «Профессиональные и жизненные планы» -3 часа.
«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»)
«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план.
Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).
9. «Здоровье и выбор профессии» — 2часа.
Возможности личности в профессиональной деятельности
(«могу»). Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.
Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
10. «Отрасли общественного производства» — 4 часа.
Анализ профессий.
10.1. Основные признаки профессиональной деятельности.
Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии. Понятие о профессиограмме.
Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».
10.2. Классификация профессий.
Способы классификации профессий. Профессии типа «человек — человек», «человек— техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
Практическая работа. Составление формул профессий.
11. «Профессиональная проба» — 2 часа.
Понятия профессиональная проба, профессиональная готовность.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.
12. «Пути получения профессии» —2 часа.
Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Возможности квалификационного роста.
Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».
13. «Человек среди людей» — 2 часа.
Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.
Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.
Развивающие процедуры. Элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях). Психотехническая игра «Угадай человека».
14. «Современный рынок труда и его требования к профессионалу»- 3 часа.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.
Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.
Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.
15. «Творческий проект» – 3 часа.
Календарно-тематический план
№ п/п |
Темы |
Кол-во часов |
Из них |
|
Теория |
Практика |
|||
1 |
Сущность профессионального самоопределения. |
2 |
1 |
1 |
2 |
Внутренний мир человека и система представлений о себе. |
2 |
1 |
1 |
3 |
Профессиональные интересы и склонности. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Способности, условия их проявления и развития. |
2 |
1 |
1 |
5 |
Природные свойства нервной системы. |
3 |
2 |
1 |
6 |
Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении. |
2 |
1 |
1 |
7 |
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. |
2 |
1 |
1 |
8 |
Профессиональные и жизненные планы. |
3 |
1 |
2 |
9 |
Здоровье и выбор профессии. |
2 |
1 |
1 |
10 |
Отрасли общественного производства. |
4 |
2 |
2 |
11 |
Профессиональная проба. |
2 |
1 |
1 |
12 |
Пути получения профессии. |
2 |
1 |
1 |
13 |
Человек среди людей. |
2 |
1 |
1 |
14 |
Современный рынок труда и его требования к профессионалу. |
3 |
2 |
1 |
15 |
Творческий проект. |
3 |
1 |
2 |
|
Всего: |
36 |
18 |
18 |
Условия реализации программы кружка:
Для реализации программы кружка используется следующая материально-техническая база:
— кабинет информационных технологий, для поиска информации в интернете; выставочные стенды; мультимедиа – проектор; справочная литература, книги, словари, брошюры и др.
Методическое обеспечение. Тесты, ЭОР, литература профориентационного характера.
Формы и средства контроля: преобладающие формы контроля – опрос, беседа, работа в паре, работа в группе, практические работы, анкетирование, тестирование.
Ожидаемые результаты освоения программы кружка:
— устойчивая мотивация профессионального самоопределения и саморазвития; знания и представления о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;
-умение объективно оценивать свои индивидуальные психофизиологические возможности в соответствии с выбором профиля обучения, дальнейшего образования и будущей сферой труда;
— умения ставить цели и планировать действия для их достижения;
— умения выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
— знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
— знания учащихся о самих себе (качества, наклонности, потребности, способности), а также понятия темперамент, характер, мышление, память, внимание;
— навыки рефлексии;
— знания собственного личностного, творческого и профессионального потенциала и их значение для получения профессионального образования.
Список литературы для педагога
Бендюков, М. Азбука профориентации / М. Бендюков, И. Соломин, М. Ткачев. — М.: Литера Плюс, 2014.
Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2015.
Основы профориентологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самооопределение и профессиональная ориентация учащихся. – М.: Издательский центр «Академия», 2013
Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов- М.: Владос — пресс, 2013.
Сухотенко, О.Н. Ступени профессионального выбора / О.Н. Сухотенко /Школа и производство. — 2014.- № 3.
Для обучающихся (дополнительно):
1. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005.
2. Резапкина Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2005.
Электронные ресурсы:
http://metodkabi.net.ru/index.php?id=1#ur Методический кабинет профориентации.