Содержимое файла:
КГУ «Аршалинская средняя школа»
Открытый урок по технологии, класс 5
Тема урока: «Источники тока, проводники электрической цепи»
Учитель технологии
Курило Владислав Анатольевич
2016-2017 учебный год
Открытый урок по технологии, класс 5
Тема урока: «Источники тока, проводники электрической цепи »
Цель урока: научить читать условные обозначение электрической схемы и собирать простейшие электроцепи;
Задачи: образовательная: расширить политехнический кругозор учащихся,.
Воспитательная: аккуратность, ответственность
Развивающая: развитие у учащихся творческой инициативы, самостоятельности
Тип урока: комбинированный
Методы проведения занятий
объяснительно – иллюстративный
Репродуктивный
Частично – поисковый
Средство обучения: предметно-натуральные объекты,
Практические – трудовая деятельность
Эмоциональные – удовлетворение в работе
Наглядности: схемы, батарейка, лампочка с патроном, провода, выключатель, инструкционные карты, электропробники.
Ход урока
1. Организационный момент
1 Приветствие, проверка готовности к уроку
2 Сообщение темы и цели урока
-Ребята посмотрите внимательно на свои столы,
( на каждом столе находиться батарейка, лампочка, две канцелярские скрепки, монтажные провода) это материалы необходимые для изготовления микропатрона.
А в этом нам поможет путешествие в журнал « Юный электротехник»
1-я страница журнала « Одна голова хорошо, а две лучше»
2-я страница « Мудр тот, кто обладает знаниями»
3 –я страница « Чем больше науки, тем умнее руки»
— Мы открываем новую страницу «Технологии» раздел использования электрической энергии.
2. Актуализация знаний
— И наша первая страница журнала « Одна голова хорошо, а две лучше»
–Посмотрите вокруг и скажите, что работает на электричестве?
— Перечислите электрические приборы, которые работают у вас дома? (уч-ся перечисляют)
-От каких источников электрической энергии эти приборы работают? (батарея гальванических элементов, аккумуляторы, генераторы на электростанции)
-Какие ты знаешь электростанции?(ГЭС,ТЭЦ,АЭС и т.д)
-С помощью чего передается электрический ток на большое расстояние? (проводов)
—Внимательно рассмотрите провод и скажите как он сделан.(Внутри провода – металл, снаружи – пластмасса)
-Почему металлические провода нужно изолировать? (электроток имеет высокое напряжение, которое опасно для жизни)
-Почему электромонтер во время работы пользуется резиновыми перчатками и инструментами, ручки которых изолированы пластмассой?
-Почему мокрыми руками нельзя включать электроприборы?
-Почему не в коем случае нельзя браться за оголенные провода?
Во всех этих случаях может «ударить» током. Удар электротока опасен для жизни человека
Зачитываем технику безопасности. Учащиеся расписываются в журнале по «Технике безопасности»
Продолжаем наше путешествие
3. Изложение нового материала
2 – страница нашего журнала « Мудр тот, кто обладает знанием»
-Что нужно сделать, чтобы электрическая лампочка включилась?
(Включить электровыключатель)
Источник тока и потребитель электроэнергии соединены между собой проводниками, образуют электроцепь. Следовательно, чтобы провести ток нужно электроцепь соединить, а чтобы прекратить подачу тока, цепь нужно разъединить.
Запись в тетрадь
Соединение и разъединение цепи осуществляется с помощью выключателя.
Самая простая электроцепь состоит из 4 элементов.
Источник тока.
Выключатель.
Потребителя.
Проводника.
Показ рисунка простого соединения.
Электроцепи, которые используются в быту намного сложнее изображенной на рисунке. Выполнить рисунки таких цепей сложно. Вот почему в электротехнике принято изображать с помощью условных обозначений. С помощью условных знаков изображение электроцепи, называется электросхемой
Игра с условными обозначениями. Показываю рисунок-схему, батарейка, выключатель, проводник, потребитель.
Учащиеся находят у себя схему (см. Приложение № 1)
4. Лабораторно – практическая работа схема и рисунки см. Приложение №2)
Задание №1 Чем отличаются друг от друга рисунки?
Рисунки
1. Простого соединения
2. Последовательного соединения
3. Параллельного соединения (ответы детей)
Задание №2 Найдите соответствие рисунка и схемы
1. Простого соединения
2. Последовательного соединения
3. Параллельного соединения
Схемы
а) Последовательного
б) Простого
в). Параллельного
Зарисуйте и подпишите схемы
Задание №3 Подумай и реши
Работа с инструкционной картой
1 Рассмотрите схему электроцепи и определите элементы, из которых она состоит.(
2 Включите электроцепь поочередно
А) последовательное соединение
Б) параллельное соединение
3. Вывернуть одну лампочку:
А) последовательного (вывод)
Б) параллельного (вывод)
4. Запись в тетрадь.
Соединение электроцепи |
Один потребитель вышел из строя |
последовательное |
Электроцепь разрывается и не работает |
параллельное |
Электроцепь не разрывается |
5. Практическая работа.
3 –я страница нашего журнала « Чем больше науки, тем умнее руки»
1.Вводной инструктаж:
Повторить правила ТБ
2.Изготовление изделия с простой электрической цепью – «электровикторины» (инструкционная карта см.Приложение№ 3)
6. Закрепление знаний и умений
— Из каких элементов состоит электрическая цепь?
— Что представляет собой электрические схемы и зачем они нужны?
— Назовите соединения электроцепи.
7. Подведение итогов.
— Сегодня мы узнали много нового об электросхемах, научились читать условные обозначения элементов электрической цепи и изготовили электровикторину. Я думаю, с целью сегодняшнего урока мы справились.
8. Оценка знаний.
9. Домашнее задание.
1. Составьте кроссворд по данной теме
Приложение № 1
Приложение №2
Приложение № 3
Инструкционная карта
1. Прочитай описание изделия
«Электровикторина» сделана из двойного листа бумаги.
На первом листе наклеены (нарисованы) изображения и написаны их названия. Рядом сделаны небольшие отверстия.
На втором листе наклеены полоски металлизированной бумаги. Ширина полоски – 10 мм. Длина на 20 мм больше расстояния между точками, поставленными через отверстия возле рисунка и его названия.
2.Подбери нужные инструменты и материалы.
Помни.
1. Отверстия не должны быть шире полоски.
2. Полоски из фольги изолируй друг от друга кусочками бумаги.
Картинку наклей или нарисуй.
3. Выберите тему электровикторины
4. Проверь изделие в действии.
5. Сделай окантовку из полос цветной бумаги.