Содержимое файла:
Конспект урока литературного чтения во втором классе
Н.Н.Носов «Живая шляпа»
ФИО (полностью) |
Кравченко Надежда Григорьевна |
Место работы |
МБОУ «КСОШ №1» |
Должность |
учитель начальных классов |
Предмет |
Литературное чтение |
Класс |
2 |
Тема урока |
Н.Н.Носов «Живая шляпа» |
Место урока в серии других уроков |
№ 60 |
Автор учебника по предмету, год издания |
Система учебников «Школа России». Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий и др. Год издания -2013 |
Цель |
Организовать учебно-познавательную деятельность школьников по технологии продуктивного чтения (с интерпретацией и антиципацией) на содержание предложенного рассказа. Развивать способности поэтапной обработки текста (до чтения, во время чтения и после чтения). |
||||
Задачи |
Познакомить учащихся с содержанием произведения Н.Н.Носова «Живая шляпа»; Формировать способ и навык правильного, сознательного выразительного чтения; Формировать умение делить текст на части, вычленять основную мысль каждой части, прогнозировать дальнейшее развитие сюжета, событий, подтверждать фактами из текста собственное суждение; Формировать умение осознавать причины поступков героев, делать умозаключение; Формировать тип правильной читательской деятельности; Развивать умение соотносить смысл пословицы с содержанием произведения; Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.
|
||||
Планируемые результаты |
|
||||
Тип урока |
урок усвоения нового знания.
|
||||
Методы Формы работы |
Методы: проблемный, частично- поисковый, объяснительно-иллюстративный, работа в парах. Фронтальная, парная, индивидуальная.
|
||||
Необходимое техническое оборудование |
Учебник, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, авторский медиапродукт: презентация. Карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки, шляпа для выбора заданий по рядам.
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Время |
1.Организационный момент. Психологический настрой. |
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Давайте их поприветствуем. |
— Дети здороваются с гостями. |
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви; Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность |
1 мин. |
2.Самоопределение к деятельности. Мотивация |
— Сегодня на урок я пришла с необычным предметом, а что же это, вы узнаете, если отгадаете загадку. — Это лучший друг на свете, -Как вы думаете, как будет называться произведение, с которым мы сегодня с вами познакомимся?
|
— Слушают загадку. — О шляпе.
-Шляпа, приключения шляпы. — Это головной убор. Обычно с высокой тульей (верхняя часть шляпы) и с полями. |
Регулятивные: Уметь обобщать, делать выводы, Коммуникативные: Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний |
3 мин. |
3.Постановка проблемной ситуации. Словарная работа. Работа в паре. 4. Изучение нового материала. А) Подготовка к первичному восприятию текста.
|
— Давайте прочитаем, какие бывают шляпы? (названия на доске) — Как вы думаете, какое словосочетание лишнее? — Сегодня мы познакомимся с произведением, которое поможет ответить на этот вопрос. Откройте учебник с.54 -Давайте подумаем, почему так назван рассказ? Но я попрошу ребят, которые уже читали произведение, оставить это в тайне. -Кто автор этого произведения? -Прочитает значение слова «комод» — Даня. -Правильно, спасибо. — Сегодня, ребята, мы с вами будем читать в форме игры. Зная, что было раньше, предсказывать, что случится дальше. -Хорошо, а теперь проверим, правильно ли вы предположили. |
— Большая, маленькая, летняя, соломенная, мужская, женская, живая, цветная, ковбойская, панама. -Живая шляпа. -Предположения детей. — Н.Н.Носов «Живая шляпа» — Ответы детей. — Николай Николаевич Носов. -Учащиеся работают в парах. — Комод – это низкий шкаф, с выдвижными ящиками для хранения белья. — Кочерга – это металлический предмет, согнутый на конце, используемый для выгребания углей. — О мальчиках, о коте.
|
Познавательные: — уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме |
6 мин. 3 мин. |
Б) Первичное восприятие текста
|
— Ярослав читает первую часть до слов «упало на пол». — Ребята, какая неприятность произошла с котёнком? -Кто является героями рассказа? -Сейчас мы с вами проверим, правильно ли вы предположили. -Что же так испугало ребят? — Что будут делать мальчики, если шляпа нападет на них? — Третью часть до слов «и бегом из комнаты» — читает Эльвира. -Четвертую часть до слов «и заглянули в комнату» — читает Коля. -Кто из мальчиков оказался посмелей, Володя или Вадик? -Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой? -Предположи, как будут развиваться события дальше? -А теперь проверим, так ли это. -Что хотели сделать мальчики, чтобы узнать тайну живой шляпы? -Проверим, так ли это. Шестую часть до слов «шляпа как подскочит к верху, читает Тимур. -Седьмую часть до конца читает Саша.
|
-Это был котёнок. — На него упала шляпа. -Подпрыгнет, уцепился, сорвался, полетит. -Читает вторую часть. -Шляпа двигалась. -«Что ты! Разве шляпы бывают живые?». — Волнение, беспокойство за ребят. -Предположения детей. -Они убежали от живой шляпы. -Мы знали, что под шляпой нет ничего страшного. -Вадик, он предложил посмотреть. -Предположения детей. -Ответы детей. — Стали переживать за котёнка. -Ответы детей. -Предположения. -Она была живая из-за котенка. -Радость. -«Васька, миленький». |
Познавательные: — уметь находить ответы на вопросы в тексте; — уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме |
15 мин. |
5.Физкультминутка |
Осторожно, как котенок, На носочках я пройдусь. Спинку я прогну немножко Распрямлюсь и потянусь. И из блюдца молочко Полакаю язычком. Лапкой грудку и животик Я помою, словно котик. А потом свернусь колечком И усну у теплой печки. |
-Выполняют физкультминутку всем классом.
|
Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья |
2 мин. |
Анализ произведения. |
-Понравился ли вам рассказ? -Чему учит это произведение? — Какова главная мысль рассказа? |
-Да. -Ответы детей. — Ему было страшно, под шляпой, темно. -Ответы детей. -Ответы детей. |
|
5 мин. |
6. Включение в систему знаний и повторений. (проверка первичного восприятия текста) |
-Итак, ребята вы хорошо поработали в течении урока. А теперь мы проверим, как вы справитесь с заданиями.
|
— Учащиеся выбирают задания для своего ряда. -Учащиеся оценивают правильность выполнения заданий.
|
Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов. Уметь находить дополнительные сведения по теме урока Коммуникативные: Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. Регулятивные: Уметь обобщать и делать выводы |
7 мин. |
7.Подведение итогов. |
— Итак, с каким произведением мы сегодня с вами познакомились? -Что нужно делать чтобы ничего не бояться? |
-Живая шляпа. -Да, потому что такая ситуация может произойти с каждым. |
Регулятивные: Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме Личностные: Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач |
3 мин. |
8.Подведение итогов урока |
— Вы, сегодня, молодцы. |
Учащиеся показывают своё настроение в конце урока. Записывают домашнее задания. |
Познавательные: — умение самостоятельно определять для себя задание. |
1 мин. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа».
Приложение 2
Соотнеси устойчивое выражение с фразой.
А) Снимать шляпу. Работа выполнена,
вопрос решён.
Б) Прошляпить. Выражать уважение,
почтение.
В) Дело в шляпе. Ошибиться, упустить
возможность.
Приложение 3
Задание на самого внимательного. Отметь + правильное утверждение.
|
|
|
Утверждение |
ДА |
НЕТ |
1. Шляпа лежала на столе. |
|
+ |
2. Котенка звали Васька. |
+ |
|
3. Котёнок Васька сидел на шкафу. |
|
+ |
4. Вовка и Вадик сидели за столом. |
+ |
|
5. Ребята видели, как Васька попал под шляпу. |
|
+ |
6. Вадик хотел поднять шляпу. |
|
+ |
7. Шляпа подползла к Вадику. |
+ |
|
8. Вадик прыгнул на диван, а Вовка за ним. |
+ |
|