Внеклассное мероприятие

Содержимое файла:

МОУ Николаевская СШ

Конспект

внеклассного мероприятия

по теме: "Покормите птиц зимой",

проведённого в 1 «В» классе

учителем начальных классов

Живаевой Анастасией Николаевной

Внеклассное мероприятие по Окружающему миру "Покормите птиц зимой"

Класс: 1 «В»

Цели: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним. Расширить знания детей о птицах, создать атмосферу доброжелательности, веселья;

обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение; выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.

Задачи:Образовательные:

1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.

2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.

Воспитательные:

Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.

Развивающие:

1.Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

2.Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Предметные результаты:

Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях

Правильно подбирать корм для птиц

Уметь изготовить простейшую кормушку

Знать правила подкормки птиц

Личностные:

Формирование интереса к изучению родной природы

Понимать важность заботы о зимующих птицах

Повышение уровня мотивации учебной деятельности

Формирование бережного отношения человека к птицам

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе

Познавательные УУД:

Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия

Изготавливать простейшие кормушки

Подбирать для птиц корм

Запомнить правила подкормки птиц

Коммуникативные УУД:

Участие в диалоге

Обсуждать, слушать и понимать речь других

Отвечать на вопросы

Работать в группе

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять

Определять и формулировать цель своей деятельности

Оценивать свои достижения

Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, слайды, рисунки с изображением зимующих птиц ( для оформления класса), творческие работы детей ( выставка кормушек), карточки с надписями корма для птиц, плакат « Покормите птиц зимой».

Ход занятия:

Организационный момент.

Глаза закрываем и представляем

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас,

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самые лучшие, что есть на свете,

Глаза открываем-

Здравствуйте, дети!

-Присаживайтесь.

Учитель: О каком времени года эта загадка?

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины

Разукрасил все витрины? (зима)

(слайд 1)

Учитель: Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

Как изменилась природа с наступлением зимы?

(Стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, снежная крупа, дни стали короче, вода в реках и прудах замерзла).

А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах?

(есть, но очень мало).

(слайд2)

— Можно ли увидеть зимой насекомых?

(нет)

Учитель: Действительно, насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям стало холодно и голодно. А вот каким друзьям, вы догадаетесь отгадав загадку:

Снится ночью пауку, чудо — юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла:

Прилетит — плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это: (птица) (слайд 3)

Определение темы и целей урока.

— Птицы — наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей.

— Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм? Действительно, многим птицам приходится очень трудно и им приходится покидать родные места, улетая в теплые края.

— А как мы называем тех птиц, которые улетают от нас? (Перелетные)

— А как мы называем птиц, которые не улетают от нас, а остаются с нами ? (зимующие)

Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.

"Как птице перезимовать?" К. Мухаммади

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

— Каких зимующих птиц вы знаете? Да, это воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, снегири, клесты, зяблики, свиристели.

Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Но этим птицам тоже зимой приходится очень трудно и мы должны их подкармливать, т.е. вешать кормушки и насыпать туда корм.

— Смотрите, а вот и наша кормушка. Посмотрим какая первая птица прилетит к ней.

Игра «Покормите птиц»

Узнайте ее, отгадав загадку:

Зимой на ветке яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это : (снегири)

( вывешивают картинку снегиря на кормушку)

Сорок градусов мороза,

Всё вокруг белым-бело.

Сел снегирь на ветвь берёзы –

Красногрудому тепло.

Стойкий, стужам неподвластный,

Песней славит он зарю.

…Знать недаром галстук красный

Дан с рожденья снегирю.

Учитель: У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко — красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. У самочек наряд более скромный. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает и прячется в кустах.

Снегири очень красивы в своих ярко — красных нарядах. Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны , всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда : " В полет". Летает снегирь легко и красиво. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.

-Какое же любимое лакомство у снегиря?

(вывешивает гроздь рябины) (слайд 5) Ещё любит семечки арбуза, тыквы.

Учитель: — А вот еще одна птица прилетела к нашей кормушке, отгадайте и ее: Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица) (слайд 6)

Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами т.е. едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживет всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.

Следующая птица:

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей) (слайд 7)

— Чем питается воробей? (крупой, хлебом, зерном)

А вот новый гость (слайд 8)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Клест)

-Кто знает его?

Учитель: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.

Питаются клесты семенами хвойных деревьев, а зимой их много.

— А это что за птица?

Он в своей лесной палате

Носит чёрненький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит и легче. (Дятел)

-Его называют « доктором леса» Почему? (слайд 9)

Своим крепким клювом он долбит кору дерева, достаёт личинки и жуков. Делает много дупл для себя и других птиц.

-Чем питается? ( личинками насекомых)

Зимой дятел, как правило, питается семенами сосны и ели, что делает опять же "профессионально" — приносит шишки к специально оборудованной "кузнице", где их удобно "потрошить"

-Давайте отдохнём. Физминутка

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят,

Как они сядут – тоже покажем…

Крылья сложили назад.

-И последняя гостья, угадайте

К нам с ветрами прилетели

Стаи ярких …

Песню севера запели

Для детишек …

Вот крушина, вот калина,

А в деревне у овина

Стынет в инее рябина.

Как пришла пора метелей,

Налетели …,

Заскрипели, засвистели,

Всё до ягодки поели.

(Свиристели) Свиристель — это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. зимой главная пища свиристелей — ягоды рябины, а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и зачастую полностью снимают урожай с этих кустарников.

Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать, свистеть".

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма – гость одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз — к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный опасен.

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо- семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Игра «Угощение для птиц» (Работа в паре)

— Сейчас мы с вами немножко поиграем, для этого вам нужно из предложенных продуктов питания выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц.

Рябина

Апельсины

Макароны

Семечки

Картофель

Хлеб

Котлеты

Шоколадные конфеты

Яблоки

Пшено

Чеснок

Сало

Учитель: Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, пока не появится первая зелень.

Учитель: Сегодня мы поговорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.

Покормите птиц зимой!

Путь со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их- не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Учитель: Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время.

Самоанализ внеклассного мероприятия по окружающему миру в 1 «А» классе по теме

Данное занятие представлено по ходу изучения раздела «Как? Откуда? Куда?
Тема: «Покормите птиц зимой?»
Данное занятие относится к типу: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Исходя из темы и учитывая особенности класса мною были поставлены следующие цели и задачи. ( см. конспект урока) Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно – коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников, побуждая к действию.
На уроке были использованы методы работы: словесный, наглядный, практический, а также метод стимулирования интереса к учению.
Организация познавательной деятельности происходила через интерактивные формы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, т.е. имела коммуникативную направленность, где у детей развивались такие умения и навыки как умение говорить, слушать, рассуждать.
Форма педагогического общения была игровая, эмоциональная. Эта форма рациональна, т.к. соответствует возрастным особенностям детей, их жизненному опыту, наглядно – образному мышлению.
Все этапы урока логически последовательны, взаимосвязаны, чередовались различные виды деятельности и подчинены теме, цели и задачам урока.
На уроке были использованы технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающая (физ. минутка, смена видов деятельности), личностно – ориентированного обучения (создание психологического комфорта для учеников, условий для самовыражений), информационная (предоставляются слайды из презентации, которая работает в ходе урока поэтапно), различные виды активности: физической ( говорят, слушают, творят), социальной (отвечают на вопросы), познавательной( находят решение проблемы, делают выводы).

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. На уроке давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока был доступен, посилен для учеников 1 класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт этого повысилась возможность учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Важен последний этап урока – самооценка (оценочная самостоятельность учащихся). Учебное время использовалось на уроке эффективно, запланированный объём урока выполнен.

Вывод: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий. ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных. Метапредметные результаты ФГОС направлены на формирование функционально- грамотной личности. Функционально- грамотная личность – это человек самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью УУД, которые отражены в ФГОС.

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей