Золотое кольцо Росии

Содержимое файла:

Урок окружающего мира в 3 классе по теме:

«Золотое кольцо России»

Урок строится в виде путешествия по древним русским городам «Золотого кольца России», где учащиеся становятся слушателями и экскурсоводами этого путешествия.

Цель урока:

  • познакомить детей с интересными городами нашей Родины и её достопримечательностями;

  • развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.

Оборудование:

  • карта России;

  • карта «Золотое кольцо России»;

  • фотографии с изображением городов;

  • изделия из финифти;

  • картинка автобуса;

  • микрофон;

  • таблички с названием городов, основателей, святых;

  • красные кружки;

  • репродукции картин И.Левитана.

Ход урока:

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

У: А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

У: Сегодня у нас не простой урок, сейчас мы отправимся в путешествие. Побываем в древних русских городах «Золотого кольца России». Почему кольцо? И почему золотое? В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы.

У: Посмотрите, кто нас ждёт?

Что за чудо — синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином!

Д: Автобус.

У: Правильно. Автобус поможет нам побывать в древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир «Золотое кольцо».

У: Рассмотрите карту «Золотое кольцо России» в учебнике на странице 88. ( Окружающий мир. Плешаков А.А.)

Назовите города, которые образуют Золотое кольцо.

Д: Сергиев Посад, Переславль — Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир.

У: Покажите на карте эти города.

А в тетради на странице 45 с помощью карты учебника подпишите эти города.

2. Объяснение нового материала.

У: В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту России. (На карте указан маршрут следования)

У: Покажите на карте столицу нашей Родины.

Кто был в Москве? Что особенно запомнилось?

Кто основал Москву?

Д: Князь — Юрий Долгорукий.

У: Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов.

( Говорит в микрофон)

Экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо – восток. И вот мы прибываем в город Сергиев – Посад.

Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице – Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России «Музей игрушки», в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути!

У: В тетради на странице 46 впишите название главного монастыря Сергиева — Посада.

Д: Троице – Сергиева лавра.

Экскурсовод 2: Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль – Залесский.

Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и при- влекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо — Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!

У: Впишите в тетрадь старинные памятники архитектуры этого города.

Д: Спасо- Преображенская церковь, Никитский, Горицкий монастыри.

Экскурсовод 3: Затем наш путь лежит в Ростов.

Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.

Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью — броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий) Счастливого дальнего пути!

У: Какая самая замечательная часть Ростова? Запишите в таблицу.

Д: Ростовский Кремль, Дмитриевский храм, церковь Иоанна Богослова.

Экскурсовод 4: Дорогие пассажиры! Следующая остановка — город Углич.

Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых постоенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы «Чайка». Вот чем славен этот город. Счастливой дороги!

У: Какие достопримечательности в городе Углич? Запишите.

Д: Дворцовая палата, церковь царевича Дмитрия, Угличская ГЭС.

Экскурсовод 5: Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца.

Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.

Приезжайте в этот город!

У: Впишите в таблицу название церквей и прославленного памятника.

Д: Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову, церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.

Экскурсовод 6: Здравствуйте! Сейчас мы остановимся в городе – Кострома.

Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды, торгуют в них уже несколько веков. Из достопримечательностей известны Ипатьевский и Анастасиин монастыри. Доброго пути!

У: Чем славен этот город? Запишите в таблицу.

Д: Торговые ряды, Ипатьевский монастырь, Анастасиин монастырь.

Экскурсовод 7: Здравствуйте! Продолжаем свой путь вдоль великой русской реки Волги, где раскинулся город Плёс.

Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник — Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием. ( Показ репродукций И.Левитана).

У: Запишите, какой музей открыт в этом прекрасном городе.

Д: Музей И.И.Левитана.

Экскурсовод 8: Дорогие пассажиры, мы отправляемся в Суздаль – всемирно известный город – музей под открытым небом.

Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается красотой этих архитектурных творений. Счастливого вам пути!

У: Где в Суздале собраны старинные постройки из дерева? Впишите в таблицу.

Д: Музей деревянного зодчества.

Экскурсовод 9: От Суздаля совсем недалеко до Владимира.

Его основал князь Владимир Мономах. Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Удачного завершения путешествия!

У: Запишите памятники старины в этом городе.

Д: Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор.

У: Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. Огромное спасибо нашим экскурсоводам.

3. Закрепление изученного.

У: 1. Узнайте города по описанию. Впишите в клеточки названия городов на странице 47

под № 3.

Д: Сергиев – Посад, Кострома, Углич, Суздаль.

У: 2. Вспомните, с именами каких великих людей связаны названия городов на странице 47 в № 4? Соедини линиями. Кто эти люди?

Д: Основатели городов – Владимир Мономах, Сергий Радонежский, Ярослав Мудрый.

У: 3. Самостоятельная работа. А теперь, давайте проверим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд: «Золотое кольцо России». (Раздаточный материал)

4. Итог урока.

У: Понравилось ли вам путешествовать?

Перечислите города Золотого кольца России.

Д: Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир.

Почему кольцо? Почему золотое?

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей