Конспект урока в 7 классе «Атмосферное давление»

Содержимое файла:

Урок в 7 классе «Атмосферное давление»

Образовательные цели урока:

  • Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о воздушной оболочке Земли, полученные на уроках географии;

  • Содействовать вовлечению каждого ученика в активный познавательный

процесс и  формированию навыков исследовательской деятельности;

  • Познакомить учащихся с опытами Торричелли и Паскаля по измерению атмосферного давления;

Воспитательные цели урока:

  • Воспитание интереса к физике, активности, мобильности, умения общаться, общей культуре;

  • Формирование научного мировоззрения;

  • Совершенствование  представлений учащихся о мире и его причинно-следственных связях;

  • Создание  условий для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения;

  • Формирование умения работать в парах, вести диалог друг с другом.

Развивающие цели урока:

  • Развитие навыков мыслительных операций: обобщения, систематизации, сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, гибкости и критичности ума, умения самостоятельно формулировать выводы;

  • Развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно; расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к экспериментальной физике;

  • Продолжить развитие речи, памяти, ассоциативного и логического мышления, наблюдательности у учащихся;

  • Развитие навыков выполнения экспериментальной работы.

Оборудование: стакан, бутылка с водой, пол литровые банки (3 шт), газета, огарок свечи, две пробирки, входящие друг в друга, пластиковые бутылки, кусок оконного стекла, воронка, вантуз или присоска, стеклянная трубка с поршнем, фанерная дощечка 10х10 см, волейбольная камера, кнопки, или зажимы, спички, бутылка с широким горлышком, вареное яйцо, широкая тарелка, картофелина, кувшин «напейся- не облейся», «магдебургские полушария».

Приемы:

  • парная мозговая атака;

  • графическая систематизация материала

  • карточки «верю- не верю»;

  • опережающие вопросы: “Знаю – хочу узнать – узнал”

  • экспериментальная работа.

Оборудование для учителя: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, кувшин «напейся- не облейся», «магдебургские полушария», присоска, спички, бутылка с широким горлышком, вареное яйцо, пипетка, поилка, бумага.

  • Оборудование для учащихся: стаканы, газеты, бутылки с водой, колба, сосуды с водой, пробирки разного диаметра, бутылки с отверстиями, фанерная дощечка 10х10 см, салфетки, воронка, большая плоская тарелка, картофелина, спички, монета, кусок стекла, резиновая прокладка, кнопки, шприц, подкрашенная жидкость, банки по 0,5 л, ножницы, свеча, стеклянные трубки, вантуз.

  • Подготовка к уроку: На каждый стол выдается оборудование, информационные листы, лист самооценки, задания для экспериментальной работы, карточки ЗХУ, карточки «верю – не верю», карточки «РАФТ»,таблица настроения.

  • Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный

Настраивает на урок

Психологически настраиваются на урок

2. Актуализация знаний.

Комментирует задания

Выполняют задания. Работа с карточками ЗХУ и «верю – не верю»

3. Изучение нового материала

Эвристическая беседа, эксперимент

Делают выводы. Выдвигают гипотезы. Представляют сообщения об ученых.

4. Закрепление. Экспериментальная работа.

Предлагает задания

качественного плана

Выполняют задания и фронтальный эксперимент

5. Домашнее задание

Записывают задания

6. Рефлексия. Итог урока.

Подводит итог урока

 Отвечают на вопросы рефлексии.

I.Организационная часть.       

1Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.

Учитель: Здравствуйте ребята!

Сегодня урок у нас с вами немного необычен. Во – первых, на уроке присутствуют гости. А, во – вторых, сегодня вы будете на уроке не просто моими учениками, а моими коллегами – экспериментаторами. А в остальном же, урок как всегда — урок получения новых знаний. Но для того, чтобы настроиться на урок начнем с психологического упражнения «Здравствуй, друг!». Выходим все к доске….

— Здравствуй, друг! — Здороваются за руки.

  • Как ты тут! — Хлопают по плечу друг друга.

  • Где ты был? – Дергают за ухо друг друга.

  • Я скучал! — Кладут руки себе на сердце.

  • Ты пришел! – Разводят руки в стороны.

— Хорошо! – Обнимаются.

Вернулись на свои места.. Посмотрели все на меня, улыбнулись. Я тоже вас рада видеть. (Глубоко вдохнули, наполнили лёгкие кислородом, который вследствие диффузии попадёт в кровь. Медленно выдыхаем и садимся. (Дыхательное упражнение).

Всё известно вокруг, тем не менее…
На земле ещё много того,
Что достойно, поверь изумления, 
Удивления твоего.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело! (слайд 2).

II. Актуализация знаний.

Я верю, что урок у нас пройдет великолепно и настроение у нас станет прекрасным. А у меня настроение не очень хорошее. Готовя к уроку опыт, я ополоснула банку горячей водой и сразу закрыла крышкой. Теперь снять ее не возможно. Попытайтесь объяснить, что стало причиной этого явления.

(Учащиеся высказывают свои предположения)

1 . Учитель: Тема нашего урока, пока что является тайной. Объясняя это явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Попробуйте догадаться, какого?

Чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам отгадать загадку.(слайд 3)

Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?

И еще одно стихотворение. (слайд 4)

«Удивительное дело жить в воздушном океане,
Голубом, огромном, чистом, “пить” его и не тонуть,
Без него, без океана, жизнь была бы очень странной,

Впрочем, даже и не странной: просто б не было её!”

Учителькак вы думаете, ребята, о чем еще пойдет речь сегодня на уроке?

Итак, тема нашего урока : «Атмосферное давление». (слайд 5).

Торричелли сказал: «Мы живём на дне воздушного океана…» (слайд 6)

Давайте попробуем сформулировать задачи, которые мы должны решить на уроке. (слайд 7).

Термины к уроку, которые нам необходимы: (слайд 8)

  • Вес – сила, с которой тело давит на опору вследствие притяжения к Земле.

  • Давление – величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади поверхности.

  • Давление газа зависит от … объема и температуры

  • Атмосфера – газовая оболочка Земли.

1.Учитель: В фильме « Двенадцать стульев» Остап Бендер объясняется в любви: (слайд 9)

-Вы знаете Зося … на каждого давит атмосферный столбик массой 214 кило. Вы это не замечали?..

Мне кажется атмосферный столбик давит на меня значительно сильнее чем на других граждан. Это от любви к Вам.

-Это не ложь, а закон физики. Правильно ли Остап оценил вес столба? Мы узнаем чуть позже.

2.Учитель: Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему  мы не ощущаем этого веса? (слайд 10)

На уроке географии в 6 классе вы уже изучали атмосферу Земли и атмосферное давление, давайте вспомним, что вы помните по этой теме, заполняя таблицу «ЗХУ» (слайд 11)

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, возьмите, пожалуйста, карточки «верю – не верю» и заполните поле, соответствующее колонке « в начале урока».

Игра «Верю — не верю». (слайд 12)

ВОПРОСЫ

В начале урока

В конце урока

1.

Атмосфера – это воздушная оболочка планеты.

2.

Атмосфера удерживается на Земле силой притяжения.

3.

Молекулы воздуха могут покидать атмосферу и улетать в околоземное пространство

4.

Воздух невидим и невесом.

5.

Измерить массу воздуха невозможно.

6.

Основная масса воздуха содержится в тропосфере.

7.

По закону Архимеда атмосфера давит на нашу планету.

8.

Давление атмосферы небольшое.

9.

Обнаружить атмосферное давление сложно

10.

Атмосферное давление можно использовать.

III. Изучение новой темы.

Атмосферой называют океан воздушный этот.
Хочешь знать о нём побольше?
Ну, так слушай и внимай!
(слайд 13)

Учитель: Слово «атмосфера» ввел в русский язык М.В.Ломоносов. ( слайд 14)

Учитель: Дадим определение атмосферы ( слайд 15)

Учитель: Давайте вспомним строение нашего «Воздушного дома», с рассказом о строении атмосферы выступят наши ребята.

(Далее приводится пример сообщения по данной теме)

ВОЗДУШНЫЙ ДОМ

По своему строению воздушный океан напоминает дом. У него тоже есть свои «этажи». (слайд 16)

«Первый этаж» – тропосфера. Он получил своё название от греческого слова «тропос» – поворот. Этот слой простирается до 11 км над уровнем моря и температура в нём с высотой уменьшается. Здесь сосредоточено всей массы атмосферы. Здесь находится почти весь водяной пар. Тропосфера – родина облаков.

Большинство явлений погоды образуется в этом слое. (слайд 17)

Второй «этаж » – стратосфера. «Стратум» – значит настил, слой. Второй этаж располагается между 11-м и 55-м км над уровнем моря. Стратосфера составляет примерно часть атмосферы. Здесь – царство стужи, с приблизительно постоянной температурой 40° ниже нуля. Тут лишь иногда появляются перламутровые облака, состоящие из мельчайших кристалликов льда и капель переохлаждённой воды. Небо здесь чёрного или тёмно-фиолетового цвета.( слайд 18)

Третий » этаж» – мезосфера (от греческого «мезо» – средний, промежуточный). Этот слой занимает пространство между 55-м и 80-м км от земли. Воздух здесь сильно разрежён. Давление в этом слое составляет

долю нормального атмосферного давления. Именно в этом слое находится газ озон, который защищает всё живое на Земле от губительных ультрафиолетовых лучей Солнца. Иногда здесь появляются серебристые облака, которые видны только в сумерках. (слайд 19)

Четвёртый «этаж» – термосфера («термо» – тепло, жар). Воздух здесь ещё сильнее разряжен. Здесь невиданная жара: 1000 ᵒС – 2000 ᵒС . Однако, очутись здесь человек, он не ощутил бы этой жары, потому что плотность воздуха в этом слое исключительно мала. Частицы движутся с огромными скоростями (десятки и сотни тысяч км в секунду).

(слайд 20).

Пятый «этаж » – экзосфера («экзо» – снаружи, вне), то есть внешняя оболочка атмосферы. Высота этого слоя 500–600 км. Воздух здесь рассеян еще сильнее, чем в термосфере. Экзосферу называют слоем рассеяния, потому что молекулы воздуха здесь, двигаясь с огромными скоростями, иногда улетают в межпланетное пространство. Но опасаться, что атмосфера улетучится, не стоит: воздуха хватит ещё на многие миллиарды лет. Таков воздушный океан. На дне которого мы все живём. (слайд 21).

Учитель: Вспомните, ребята, состав атмосферы. (слайд 22),

— Почему существует атмосфера? (слайд 23),

-Причины существования атмосферы. (слайд 24),

— Зачем нужна атмосфера? (слайд 25),

Учитель: А что называется атмосферным давлением? (слайд 26),

Рассмотрим историю открытия атмосферного давления. (слайд 27),

Учитель: Рассказ об Аристотеле

Однажды древнегреческий философ Аристотель решил проверить, весит ли воздух. Для этого он положил на весы два одинаковых кожаных бурдюка: один сплюснутый, а другой надутый воздухом. Разницы в весе он не обнаружил. На основании этого Аристотель сделал вывод, что воздух невесом. В чем ошибка Аристотеля?

Отрицательный ответ Аристотеля на вопрос «Имеет ли воздух вес?» объясняется тем, что Аристотель взвешивал воздух в воздухе. На сколько увеличивался вес бурдюка при заполнении его воздух, на столько увеличивалась и выталкивающая сила, действующая на бурдюк. В 1560 г. итальянец Джамбатиста делла Порта ставил опыты, опровергающие старые представления о невесомости воздуха. Инквизиция обвинила его в ереси и колдовстве и приговорила его к сожжению на костре.

В науке долгое время господствовали взгляды Аристотеля. Он говорил: «Если по каким – то причинам возникает пустое пространство, то окружающее вещество обязательно его заполнит».

Выступления учащихся по плану.

      1. «Упрямство воды». . (слайд 28),

      2. А как же можно рассчитать атмосферное давление? Можно ли воспользоваться формулой p = gρh ? (слайд 29),

      3. Эванджелиста Торричелли. (слайд 30 – 31- 32 – 33 — 34),

      4. Блез Паскаль. (слайд 35 — 36 -37),

      5. М.В.Ломоносов (слайд 38),

      6. Отто фон Герике (слайд 39 – 40).

Выступления прилагаются.

IV. Закрепление. Экспериментальная работа.

      1. Физминутка (слайд 41).

Очень физику мы любим!

Шею влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера.

Это, правда, топай смело.

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот.

Также есть и кислород,

Делай влево поворот.

Воздух обладает массой,

Мы попрыгаем по классу.

Чем выше вверх,

тем воздух реже

И давление тем ниже.

IV. Закрепление. Экспериментальная работа.

Учитель:  А сейчас мы увидим несколько занимательных опытов, доказывающих существование атмосферного давления. Чудеса? Нет – физика!

«Что кажется нам чудом, на самом деле таковым не является!» Симон Стевин

      1. 1. Возьмите все по стеклянной трубке, лежащей у вас на столе, опустите ее в стакан с водой, закройте сверху пальцем. Что вы наблюдаете? Ой, какие вы фокусники, молодцы. А теперь, уберите палец, что вы наблюдаете? Почему? (слайд 42).

      1. Опыт “Не можешь влезть? Помогу!!” (слайд 42).

Ребята, как вот этот яйцо заставить влезть в бутылку, имея спички и лист бумаги?

Скомкав лист бумаги, поджигаем его и опускаем в бутылку. После того, как бумага прогорит, кладём на горлышко яйцо, и видим, как оно втягивается в бутылку. Опять мы видим работу атмосферного давления.

3.Кувшин «Напейся – не облейся». И вновь работает атмосферное давление.

Очень мудрый человек  Г. Лихтенберг сказал:

«То, что вынуждены открыть сами,

оставляет  в Вашем уме дорожку,

которой Вы сможете снова воспользоваться,

 когда в этом возникает необходимость».

Столь мудрые, точные эти слова.

Учитель: Ребята, а сейчас, внимание. Выполним проект. Каждой паре учащихся предлагается по два возможных опыта. Во время работы вы заполняете дневники эксперимента, которые лежат у вас на столах (Технологическая карта).

Задача проекта: выполнить эксперимент, наглядно демонстрирующий наличие атмосферного давления.

В процессе работы над проектом вы должны:

  • Выбрать эксперимент

  • Подобрать необходимое оборудование

  • Показать эксперимент

  • Объяснить его

  • Учитель: Делаем выводы: наблюдения и опыты – источники знаний. А китайская пословица гласит:

  • “Я услышал и забыл,
    Я увидел и запомнил,
    Я сделал и понял”.

Все эти опыты вы можете повторить для своих друзей.

V. Задание на дом:

1.Написать синквейн.

. Подобрать материал по теме

Использование атмосферного давления

Медицина

пипетки, банки, шприцы, ливер

В жизни человека

 -дышит, пьёт

детские игрушки на присосках,      мыльницы  на присосках, вантуз, консервирование

 -фонтаны,

 -забор жидкости шлангом

приборы – барометры

В природе

снежинки разной формы

В жизни животных

спрут, пиявки, мухи — присоски

-сложные копыта свиней, жвачных животных

хобот у слона

Сельское хозяйство

-барометрическая поилка,

-доильные аппараты, 

  ливер

-поршневой жидкостный насос.

Техника

-вибровакуумные  установки.

велосипедный насос.

-барометрический высотомер.

-колесо с пневматической шиной.

Метеорология

предсказание погоды

-народные приметы

-природные    «барометры»

VI: Стадия рефлексии

Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании атмосферного давления к доказательствам. Цели нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Учитель: ребята, в самом начале урока вы работали с таблицей “Верите ли вы, что …?”. Вернемся к этой таблице и заполним 4 столбик, поставьте буквы “В” или “Н”. Работая в парах, выясните, по каким вопросам мнение изменилось? Почему вы так решили?

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело!

Большое спасибо, ребята, за совместную работу!

Учитель: А сейчас, новый прием – стратегия RAFT

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Журналист

Читатели

Статья

АД в нашей жизни

Бабушка

Внучка

Рассказ

О чем может поведать АД?

Местные жители

Туристы

Экскурсия, беседа

АД в природе

Использованная литература

1. Балашов М. М.О природе. М., Просвещение, 1991

2. Вечера по физике в ср. школе. Состав. Браверман Э.М. М., Просвещение, 1969

3. Владимиров А. В. Рассказы об атмосфере. М., Просвещение, 1981

4. Гальперштейн Л. Забавная физика. М., Просвещение, 1993

5. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М., Просвещение, 1985

6. Кац И. Биофизика на уроках физики. М., Просвещение, 1988

7. Покровский С. Ф. Наблюдай и исследуй сам. М., Просвещение, 1966

8. Томилин А. Для чего — ничего? М., Просвещение, 1975

11

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей