Урок «Изопроцессы»

Содержимое файла:

Интегрированный урок «Изопроцессы»

Предмет: физика

Учитель: Ворончихина Тамара Владимировна

МАОУ «Гимназия №8»

Иркутская область, город Ангарск, 2016 год.

Тема урока: «Изопроцессы»

Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.

Класс: 10 .

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимосвязи макроскопических параметров и ее значении.

Задачи:

  1. Образовательная:

Контроль уровня усвоения основных вопросов по данной теме, проверка ЗУН учащихся и способности применять свои знания на практике.

  1. Развивающая:

Развивать умение выделять ключевые идеи, умение учащихся делать общие выводы, работать со схемами, моделями, давать сравнительный анализ, развивать воображение, память, самоконтроль; способствовать креативности через решение проблемных ситуаций.

  1. Воспитательная:

Создание оптимальных условий на уроке для формирования здорового школьника через правильное чередование труда и отдыха; формирования целостности восприятия; воспитание командного духа, ответственности за порученное дело, коммуникативности, умения выслушивать, эстетического качества средствами предметов; сохранения здоровья учащихся (дыхательная гимнастика).

Демонстрационное оборудование:

Видеосопровождение: ноутбук, проектор, экран, диск с готовыми моделями процессов.

ЭТАПЫ УРОКА.

1.Организационный этап

Дидактические задачи: подготовка учащихся: сообщение темы, проблемы, вопросов, литературы.

Показатель реального результата решения задачи: полная готовность класса и оборудования для рабочего ритма.

1.Приветствие (методика Н.Е.Щурковой) — 3 мин.- «Здравствуйте!»

2. Дыхательная гимнастика по методике Дзятковской Е.Н.

3. Динамические упражнения.

4. Поэтическая пауза:

Физика! Какая емкость слова!

Физика для нас не просто звук!

Физика — опора и основа

Всех без исключения наук!

Затем внимание уделяется актуализации знаний.

Все учащиеся делятся на две группы: первой группе учащихся предлагается выполнить тест за ПК. (см. приложение 1). Второй группе предлагаются задания по карточкам, с учетом психологических качеств и степени обученности. (5 минут).

Далее перед учащимися ставится проблемный вопрос:

— С какой целью проводится данный урок? После ответа, на который учащимся озвучивается цель урока.(3 мин.)

2.Этап подготовки учащихся к активному повторению, обобщению и систематизации материала (10 мин.)

Дидактические задачи: обеспечение мотивации, принятие учащимися цели и актуальности.

Показатель реального результата решения задачи: готовность учащихся к активной познавательной деятельности.

Для подготовки к активному повторению и обобщению, а так же систематизации материала на данном этапе учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, по данной теме:

— Что такое термодинамика?

— Что называется макроскопическими параметрами?

— Что представляет из себя вторая форма записи уравнения состояния идеального газа?

— Для чего нужно знать уравнение состояния?

— Что называется изопроцессами?

— Какие изопроцессы знаем?

— Где они применяются в жизни?

3.Этап усвоения знаний, обобщения и систематизации

(обобщение единичных знаний в систему самими учащимися).

Дидактические задачи: формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей.

Показатель реального результата решения задачи: активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации, систематизации, выявлению внутрипредметных и межпредметных связей.

1. Беседа по изопроцессам.

2. Графическое представление изопроцессов.

3. Практическая значимость.

4. Этап контроля и самопроверки знаний.

Дидактические задачи: выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Показатель реального результата решения задачи: получение достоверной информации по теме о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

1. Решение задач. (Учащимся предлагаются задачи из сборника по физике Г.Н.Степановой). №625, 628, 632.

2. Закрепление и систематизация знаний на готовых моделях.

3. Презентация домашних наработок.

5. Рефлексия

Дидактические задачи: мобилизация учащихся на рефлексию успешности урока.

Показатель реального результата решения задачи: открытость учащихся в осмыслении своих действий и прогнозирования способов саморегуляции и сотрудничества.

1. Рефлексия на успешность урока.

2. Рефлексия на усвоение материала.

6. Этап подведения итогов

(обобщение единичных знаний учителем, информация учащихся о домашнем задании и инструкциях его выполнения).

Дидактические задачи: дать анализ и оценку успешности достижения цели, наметить перспективу последующей работы.

Показатель реального результата решения задачи: адекватность самооценки учащихся оценки учителя, получения учащимися информации о реальных результатах урока.

  1. Обратная связь (вопросы к классу). (см. приложение 2).

2. Общие результаты урока (таблица на экране).

3. Домашнее задание. Сборник Г.Н.Степановой №627, 630, 632. Индивидуальные задания: сборник Г.Н.Степановой №638, сборник А.И.Черноуцан №7.24, 7.26.

Приложение 1.

Тест. (ПК)

  1. Как изменится давление идеального газа при увеличении температуры и объема газа в 4 раза?

А. увеличится в 4 раза.

Б. уменьшится в 4 раза.

В. Не изменится.

2. В одинаковых сосудах при одинаковой температуре находятся водород (Н2) и углекислый газ (СО2). Массы газов одинаковы. Какой из газов и во сколько раз оказывает большее давление на стенки сосудов?

А. водород в 22 раза.

Б. углекислый газ в 22 раза.

В. Водород в 11 раз.

3. Какому процессу соответствует график, указанный на рисунке 1?

А. изохорному.

Б. изобарному.

В. Изотермическому.

4. Во сколько раз изменится давление воздуха в цилиндре (рис. 2), если поршень переместить на L/3 влево?

А. не изменится.

Б. увеличится в 1.5 раза.

В. Уменьшится в 1.5 раза.

5. Во сколько раз отличается плотность метана (СН4) от плотности кислорода (О2) при одинаковых условиях?

А. плотность метана в 2 раза меньше.

Б. плотность метана в 2 раза больше.

В. Плотности газов одинаковы.

Приложение 2.

Вопросы к классу.

  1. Привести примеры изотермических процессов в природе и технике.

  2. Привести примеры изобарных процессов в природе и технике.

  3. Привести примеры изохорных процессов в природе и технике.

  4. Покажите, что уравнение изохорного процесса р/T=const является следствием уравнения состояния идеального газа для изохорного процесса.

  5. Покажите, что уравнение изобарного процесса V/T=const является следствием уравнения состояния идеального газа для изобарного процесса.

  6. Каким образом можно проверить применимость уравнения состояния идеального газа для описания свойств реальных газов?

7

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей