Конкурс эрудитов по физике

Содержимое файла:

Конкурс эрудитов по физике

Первый тур — «Игра в слова»

Первый ведущий. Сейчас на доске будет написано слово. Из входящих в него букв вы должны составить новые слова (имена существительные в единственном числе — и обычные, и связанные с физикой). Время на работу 3 мин. Напишите всё на листе, не забудьте написать свои фамилию и имя.

Второй ведущий. 8 участников, написавших боль­ше всех слов того и другого вида, выйдут во второй тур. Внимание! Слово — «конденсатор».

Первый ведущий. Жюри подводит итоги. А в это время мы пронаблюдаем опыт и ответим на вопрос.

Отвечает тот, кто первым поднимет руку. За каждый правильный ответ — 1 балл. Тот, кто наберёт больше баллов, получает звание «Самый эрудированный зритель». (Демонстрация опыта, вопрос, ответы.)

Второй ведущий. Жюри подвело итоги, и сейчас мы узнаем, кто прошёл на следующий тур (8 человек). Слово — жюри… А мы переходим ко второму туру!

Второй тур — тест «Происхождение слов»

Первый ведущий. Конкурсанты по очереди тянут билет с заданием, где написано слово, происхождение которого предстоит определить, и пять ответов, среди которых один верный.

Второй ведущий. Ответ даётся устно: участник имеет право на 5 попыток и получает 5 баллов, если ответ дан с первой попытки, 4 балла — если со второй, 3-с третьей, 2-с четвёртой и 1 балл, если с пятой. Тот, кто наберет меньшее число баллов, выбывает из игры. Чтобы болельщики знали содержание задания, билет нужно прочитать громко.

( правильный ответ выделен жирным шрифтом. )

Билет № 1. ПРОБИРКА — это слово:

1) латинское; 2) русское; 3) французское;4) испанское; 5) итальянское.

Билет № 2. УТЮГ- это слово:

  1. турецкое; 2) китайское; 3) русское; 4) финское; 5) немецкое,

Билет № 3. ГИПОТЕЗА — это слово:

1) голландское; 2) латинское; 3) греческое; 4) австрийское; 5) русское.

Билет № 4. РАКЕТА — это слово:

1)русское; 2) немецкое; 3) английское; 4) китайское; 5) греческое.

Билет № 5. ОРБИТА — это слово:

1) французское; 2) английское; 3) русское; 4) латинское; 5) немецкое.

Билет № 6. ФИЗИКА — это слово:

1) русское; 2) латинское; 3) греческое; 4) английское; 5) польское.

Билет № 7. ТРАНСФОРМАТОР — это слово:

1) латинское; 2) русское; 3) немецкое; 4) французское; 5) английское.

Билет № 8. ЛИТР — это слово:

1) русское; 2) гре1геское; 3) французское; 4) литовское; 5) немецкое.

Билет № 9. МАЯТНИК — это слово:

1) русское; 2) голландское; 3) французское; ос 4) монгольское; 5) арабское.

Билет № 10. ИНЕРЦИЯ — это слово:

1) итальянское; 2) греческое; 3) латинское; 4) французское; 5) русское.

Первый ведущий. Прошу уважаемое жюри подвести итоги конкурса. А мы смотрим физический опыт и отвечаем на вопрос. (Демонстрация опыта, вопрос, ответы.)

Второй ведущий. Слово — жюри. Кто из участников сейчас станет зрителем? (Жюри объявляет итоги.)

Первый ведущий. Переходим к третьему туру.

Третий тур — блицконкурс «Умственная гимна­стика»

Второй ведущий. В этом конкурсе проверяются зна­ния, сообразительность, умение логически мыслить. Игрок, готовый к ответу, поднимает руку; первому поднявшему руку предоставляется слово. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Участники, набравшие меньше всех баллов, выбывают из игры.

  1. В какой стране одновременно бывает и яркий день, и глубокая ночь? (Ответ. В России.)

  2. Назовите два числа, произведение которых равно их частному. (Ответ. 1 и 1.)

  3. Какая планета самая большая? (Ответ. Юпитер.)

  4. В каких единицах (в СИ) выражается плотность пуха? (Ответ. кг/м.)

  5. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 ру­ках? (Ответ. 50.)

  6. Какое общее название двенадцати созвездий? (Ответ. Зодиак.)

  7. За счёт какой энергии летит камушек при стрель­бе их рогатки? (Ответ. Потенциальной.)

  8. В какой стране родился и жил Дж.Джоуль? (От­вет. В Англии.)

  9. Кто доказал, что воздух — это смесь газов? (От­вет. А.Лавуазье.)

  10. Самая лёгкая в мире древесина? (Ответ. Баль­са, её плотность 100-120 кг/м3.)

  11. Кто первым выдвинул идею геликоптера, т.е. вертолёта? (Ответ. Леонардо да Винчи.)

  12. Когда килограммовая гиря имеет большую мас­су: летом или зимой? (Ответ. Масса не изменяется.)

13.Кто открыл фотоэффект? (Ответ. Генрих Герц.)

14.Каков синоним поваренной соли? (Ответ. Хло­ристый натрий.)

15.Как называется химический элемент, который нашли сначала на Солнце, а потом уже на Земле? (От­вет. Гелий.)

16.Кто изобрёл трансформатор? (Ответ. Первые опыты с трансформатором сделал М.Фарадей.)

17.Кому принадлежат слова «Знание — сила»? (Ответ. Английскому философу Фрэнсису Бэкону.)

Первый ведущий. Прошу уважаемое жюри подвести итоги этого конкурса. И новый вопрос зрителям, будь­те внимательны! (Демонстрация опыта.)

Второй ведущий. Слово — жюри. Кто из участников останется с нами? (Жюри объявляет итоги.)

Четвёртый тур — тест «Моя осведомлённость»

Второй ведущий. Этот тест поможет вам показать свою осведомлённость в различных областях знаний. Перед вами вновь билеты. Каждый по очереди берёт один, громко читает вопрос и выбирает из пяти ответов один верный. Итоги конкурса подводятся аналогично первому тестированию.

Билет № 1. Кто изобрёл патрон к электрической лампочке и резьбу на ней?

1) А.Н.Лодыгин; 2) П.Н.Яблочков; 3) Т.А.Эдисон;4) Б.С.Якоби; 5) В.В.Петров

Билет № 2. Кто открыл явление cвepxпроводимости?

1)Ом;2) Гальвани; 3) Эрстед; 4) Камерлинг-Оннес; 5) Ампер,

Билет № 3. Что за химический элемент широко используется в технике, но в виде самородков в природе не встречается?

1)Сера; 2) алюминий; 3) ртуть; 4) золото.

Билет № 4. Какой учёный обнаружил, что вокруг проводника с током существует магнитное поле?

1) Ампер; 2) Кулон; 3) Фарадей;4) Максвелл; 5) Эрстед.

Билет № 5. Слово «бар» имеет несколько смыслов.Какой в приведённом перечне неверный?

1) Буфет; . 2) пивное заведение; 3) единица атмосферного давления;

4) режущая часть горного комбайна; 5) наносная гряда в прибрежной полосе морского дна.

Билет № 6. Явление самопроизвольного взаимного проникновения веществ — это:

1) сопротивление; 2) испарение; 3)излучение; 4) диффузия; 5) движение.

Билет № 7. Специальный аппарат для создания искусственного давления — это:

1) манометр; 2) барометр; 3) барокамера; 4)лантометр; 5) батисфера.

Первый ведущий. Дадим немного времени жюри на

подведение итогов этого конкурса. И новый вопрос зрителям, будьте внимательны! (Демонстрация опы­та, вопрос, ответы.)

Второй ведущий. Слово — жюри. (Жюри объявляет результат.)

Первый ведущий. Следующий этап конкурса.

Пятый тур — «Загадки с подсказками»

Второй ведущий. По опорным сигналам — подсказ­кам, которые будут даваться, — отгадайте задуманное. Рука, поднятая вверх, служит сигналом вашей готовности к ответу. За верный ответ — 1 балл. Кто наберёт меньшее число баллов, выбывает из конкурса.

1.Очень известный учёный.

-Он один из первых учёных, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.

-Круг его научных интересов: математика, меха­ника, оптика, астрономия.

-Он — крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.

-С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.

-По легенде, ему принадлежит возглас «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.

(Ответ. Архимед.)

    1. Что это за вещество?

-Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.

  • Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.

  • Его можно использовать для уменьшения трения.

  • Его используют в системах нагрева и охлаждения.

  • Это вещество называют «соком жизни» на Земле.

(Ответ. Вода.)

  1. Уникальный путешественник.

-Претендентов на это путешествие было около 3тысяч, однако выбор пал на него.

  • Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку. 1

  • Сын крестьянина, ученик ремесленного учили­ща, рабочий, студент, курсант аэроклуба.

  • Совершённое им прославило человеческий paзум, его самого и его Родину.

  • Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: «Поехали!»

(Ответ. Ю.А.Гагарин.)

  1. Что это?

  • Сначала он плавал, потом стал и летать.

  • Оп многим, будучи их проводником, спас жизнь.

  • Он не любит большую жару и сильную тряску.

  • Он всегда целенаправлен.

  • Он безразличен к драгоценным металлам и алма­зам, но волнуется при взаимодействии с железом. ;

(Ответ. Компас.)

  1. Человек-легенда.

  • Он жил в IV в. до н.э.

  • Он был воспитателем Александра Македонского.

  • Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, акустике, оптике, метеорологии.

-В основе его физики лежали рассуждения и умо­заключения.

-Его учение было канонизировано церковью, при­знано святым, неизменным и господствовало в науке около 1000 лег.

(Ответ. Аристотель.)

6. Что это за живое существо?

-Чувствительность его глаз так велика, что при иде­альных условиях он может увидеть ночью с вершины вы­сокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.

-Мощность, развиваемая его сердцем, 2,2 Вт.

-Его мозг за 0,05 с распознаёт объект, изображение которого зафиксировал глаз.

-За свою жизнь он съедает около 40 т пищи.

-Это самое умное живое существо па Земле.

(Ответ. Человек.)

Первый ведущий. Пока жюри подводит итог этого конкурса мы наблюдаем следующий опыт. (Демонс­трация опыта, вопрос, ответы.)

Второй ведущий. Слово — жюри. (Жюри объявляет результат.)

Первый ведущий. А мы продолжаем. Участников ждёт блиц-конкурс.

Шестой тур — «Блицконкурс»

Второй ведущий. В этом конкурсе проверяются в основном знания фактов, открытий, имён учёных, на­званий физических приборов и т.д., а также сообрази­тельность. Правила такие же, как в третьем туре.

    1. Кто автор изобретения, память о котором отмеча­ется 7 мая? (Ответ. А.С.Попов.)

2.Как называется маленькое количество жидкос­ти? (Ответ. Капля.)

3.Кто говорит на всех языках? (Ответ. Эхо.)

4.В каких единицах (в СИ) выражается масса ато­ма? (Ответ. В кг.)

5.Как называется естественная двояковыпуклая линза, находящаяся в живом организме и не имеющая кровеносных сосудов? (Ответ. Хрусталик.)

6.На какое число нужно разделить 2, чтобы полу­чить 4? (Ответ. На 1/2.)

7.Кто изобрёл универсальный тепловой двигатель — паровую машину? (Ответ. Англичанин Дж.Уатт.)

8.Какую планету Солнечной системы называют «звездой»? (Ответ. Венеру.)

9.Кто и когда первым сформулировал закон пря­молинейного распространения света? (Ответ. Евк­лид, III в. до н.э.)

10.Какой прибор нужен для измерения работы электрического тока? (Ответ. Электрический счёт­чик.)

11.Кто открыл атмосферу Венеры? (Ответ. М.В.Ломоносов.)

12.Какой учёный получил общее уравнение со­стояния идеального газа и открыл один из фундамен-

тальных законов природы? (Ответ. Д.И.Менделеев.)

13.Кто сконструировал «зеркальный фонарь» — первый в мире прожектор? (Ответ. Русский механик И.П.Кулибин.)

14.Кто изобрёл термометр, у которого стоградус­ная шкала сделана «наоборот» по сравнению с совре­менной: температура таяния льда принята за 100°, а температура кипения воды — за 0°? (Ответ. Шведский астроном и физик А.Цельсий.)

15.Что видно, если ничего не видно? (Ответ. Туман.)

16.Как называется самое распространённое веще­ство в природе? (Ответ. Вода.)

17.Как фамилия ботаника, открывшего движение молекул вещества? (Ответ. Р. Броун.)

18.Где край света? (Ответ. Там, где начинается тень.)

19.Одно яйцо при нормальных условиях варят вкрутую 4 мин. Сколько минут нужно, чтобы так же сварить 5 яиц? (Ответ. 4 мин.)

20.Каким прибором измеряют атмосферное давле­ние? (Ответ. Барометром.)

Первый ведущий. Пока жюри подводит итог этого конкурса, мы наблюдаем опыт. (Демонстрация опыта, вопрос, ответы.)

Второй ведущий. Слово — жюри. (Жюри объявляет результат.)

Первый ведущий. А мы продолжаем выявлять само­го эрудированного ученика.

Седьмой тур — тест «Физические приборы»

Второй ведущий. Сейчас мы снова протестируем участников конкурса на знание физических приборов: вопрос первый — о назначении прибора, вопрос вто­рой — о принципе его действия. Каждый игрок вытяги­вает по очереди билет, в котором предложено 5 ответов на первый вопрос, нужно выбрать верный. На второй вопрос отвечаете самостоятельно. Оценивают конкурс, как и в прежних тестах. Неудачник выбывает.

Билет № 1. БАТОМЕТР — это прибор для: 1) опре­деления кровяного давления; 2) измерения атмосфер­ного давления; 3) взятия глубинных проб воды из морей и океанов и измерения температуры исследуемого слоя воды; 4) отбора проб крови; 5) определения количе­ства осадков.

Билет № 2. СПИРОМЕТР — прибор для измере­ния: 1) веса сыпучих материалов; 2) объёма воздуха, поступающего в лёгкие; 3) скорости движения; 4) яр­кости звёзд; 5) крепости спирта.

Билет № 3. ВЫСОТУ ПОЛЁТА САМОЛЁТА из­меряют с помощью: 1) манометра; 2) гигрометра; 3) ареометра; 4) альтиметра; 5) эхолота.

Билет № 4. ПЛОТНОСТЬ ЖИДКОСТИ опреде­ляют с помощью: 1) манометра; 2) барометра; 3) гигро­метра; 4) ареометра; 5)спидометра.

Первый ведущий. Жюри подводит итог этого кон­курса, а мы не теряем время и смотрим. (Демонстра­ция опыта, вопрос, ответы.)

Второй ведущий. Слово — жюри. (Жюри объявляет результат.)

Первый ведущий. Скоро мы сможем назвать лучшего!

Восьмой тур — «Финальный»

Второй ведущий. Этот конкурс проводится в два этапа. Победитель и будет нашим главным эрудитом! Первый ведущий. Состязание первое. (Помощники выдают финалистам по коробке спичек.) Участники соревнования должны зажечь спичку. У кого она будет гореть дольше, тот получает 1 балл; время фиксиру­ется секундомером. Начали! (Секундомеры включают после того, как спичка зажглась.)

Второй ведущий. Состязание второе. Участники .должны дать ответы на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл. (Вопросы задают поочерёдно.)

1. Как с точки зрения физики объяснить процесс зажигания спички? (Ответ. Трение спички о коробок, нагревание до температуры возгорания и превращение одного вида энергии в другой.)

2.Почему пламя спички направлено вверх? (Ответ. Тёплый воздух поднимается вверх.)

3.Почему вы не обжигали пальцы, когда держали горящую спичку? (Ответ. Удельная теплоёмкость дерева очень большая, и оно нагревается медленно.)

4.Почему спичка сгорает быстрее, когда её держат пламенем вниз? (Ответ. Пламя нагревает верхнюю часть спички)

5.Почему сырые спички не зажигаются или зажигаются плохо? (Ответ. Вода не горит и уменьшает доступ кислорода.)

6. Какие превращения энергии происходят при зажигании и горении спички?

(Ответ. Механическая энергия переходит во внутреннюю, внутренняя — в тепловую.)

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей