Содержимое файла:
Интегрированный урок «Изопроцессы»
Предмет: физика
Учитель: Ворончихина Тамара Владимировна
МАОУ «Гимназия №8»
Иркутская область, город Ангарск, 2016 год.
Тема урока: «Изопроцессы»
Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.
Класс: 10 .
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимосвязи макроскопических параметров и ее значении.
Задачи:
Образовательная:
Контроль уровня усвоения основных вопросов по данной теме, проверка ЗУН учащихся и способности применять свои знания на практике.
Развивающая:
Развивать умение выделять ключевые идеи, умение учащихся делать общие выводы, работать со схемами, моделями, давать сравнительный анализ, развивать воображение, память, самоконтроль; способствовать креативности через решение проблемных ситуаций.
Воспитательная:
Создание оптимальных условий на уроке для формирования здорового школьника через правильное чередование труда и отдыха; формирования целостности восприятия; воспитание командного духа, ответственности за порученное дело, коммуникативности, умения выслушивать, эстетического качества средствами предметов; сохранения здоровья учащихся (дыхательная гимнастика).
Демонстрационное оборудование:
Видеосопровождение: ноутбук, проектор, экран, диск с готовыми моделями процессов.
ЭТАПЫ УРОКА.
1.Организационный этап
Дидактические задачи: подготовка учащихся: сообщение темы, проблемы, вопросов, литературы.
Показатель реального результата решения задачи: полная готовность класса и оборудования для рабочего ритма.
1.Приветствие (методика Н.Е.Щурковой) — 3 мин.- «Здравствуйте!»
2. Дыхательная гимнастика по методике Дзятковской Е.Н.
3. Динамические упражнения.
4. Поэтическая пауза:
Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика — опора и основа
Всех без исключения наук!
Затем внимание уделяется актуализации знаний.
Все учащиеся делятся на две группы: первой группе учащихся предлагается выполнить тест за ПК. (см. приложение 1). Второй группе предлагаются задания по карточкам, с учетом психологических качеств и степени обученности. (5 минут).
Далее перед учащимися ставится проблемный вопрос:
— С какой целью проводится данный урок? После ответа, на который учащимся озвучивается цель урока.(3 мин.)
2.Этап подготовки учащихся к активному повторению, обобщению и систематизации материала (10 мин.)
Дидактические задачи: обеспечение мотивации, принятие учащимися цели и актуальности.
Показатель реального результата решения задачи: готовность учащихся к активной познавательной деятельности.
Для подготовки к активному повторению и обобщению, а так же систематизации материала на данном этапе учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, по данной теме:
— Что такое термодинамика?
— Что называется макроскопическими параметрами?
— Что представляет из себя вторая форма записи уравнения состояния идеального газа?
— Для чего нужно знать уравнение состояния?
— Что называется изопроцессами?
— Какие изопроцессы знаем?
— Где они применяются в жизни?
3.Этап усвоения знаний, обобщения и систематизации
(обобщение единичных знаний в систему самими учащимися).
Дидактические задачи: формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей.
Показатель реального результата решения задачи: активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации, систематизации, выявлению внутрипредметных и межпредметных связей.
1. Беседа по изопроцессам.
2. Графическое представление изопроцессов.
3. Практическая значимость.
4. Этап контроля и самопроверки знаний.
Дидактические задачи: выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.
Показатель реального результата решения задачи: получение достоверной информации по теме о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
1. Решение задач. (Учащимся предлагаются задачи из сборника по физике Г.Н.Степановой). №625, 628, 632.
2. Закрепление и систематизация знаний на готовых моделях.
3. Презентация домашних наработок.
5. Рефлексия
Дидактические задачи: мобилизация учащихся на рефлексию успешности урока.
Показатель реального результата решения задачи: открытость учащихся в осмыслении своих действий и прогнозирования способов саморегуляции и сотрудничества.
1. Рефлексия на успешность урока.
2. Рефлексия на усвоение материала.
6. Этап подведения итогов
(обобщение единичных знаний учителем, информация учащихся о домашнем задании и инструкциях его выполнения).
Дидактические задачи: дать анализ и оценку успешности достижения цели, наметить перспективу последующей работы.
Показатель реального результата решения задачи: адекватность самооценки учащихся оценки учителя, получения учащимися информации о реальных результатах урока.
Обратная связь (вопросы к классу). (см. приложение 2).
2. Общие результаты урока (таблица на экране).
3. Домашнее задание. Сборник Г.Н.Степановой №627, 630, 632. Индивидуальные задания: сборник Г.Н.Степановой №638, сборник А.И.Черноуцан №7.24, 7.26.
Приложение 1.
Тест. (ПК)
Как изменится давление идеального газа при увеличении температуры и объема газа в 4 раза?
А. увеличится в 4 раза.
Б. уменьшится в 4 раза.
В. Не изменится.
2. В одинаковых сосудах при одинаковой температуре находятся водород (Н2) и углекислый газ (СО2). Массы газов одинаковы. Какой из газов и во сколько раз оказывает большее давление на стенки сосудов?
А. водород в 22 раза.
Б. углекислый газ в 22 раза.
В. Водород в 11 раз.
3. Какому процессу соответствует график, указанный на рисунке 1?
А. изохорному.
Б. изобарному.
В. Изотермическому.
4. Во сколько раз изменится давление воздуха в цилиндре (рис. 2), если поршень переместить на L/3 влево?
А. не изменится.
Б. увеличится в 1.5 раза.
В. Уменьшится в 1.5 раза.
5. Во сколько раз отличается плотность метана (СН4) от плотности кислорода (О2) при одинаковых условиях?
А. плотность метана в 2 раза меньше.
Б. плотность метана в 2 раза больше.
В. Плотности газов одинаковы.
Приложение 2.
Вопросы к классу.
Привести примеры изотермических процессов в природе и технике.
Привести примеры изобарных процессов в природе и технике.
Привести примеры изохорных процессов в природе и технике.
Покажите, что уравнение изохорного процесса р/T=const является следствием уравнения состояния идеального газа для изохорного процесса.
Покажите, что уравнение изобарного процесса V/T=const является следствием уравнения состояния идеального газа для изобарного процесса.
Каким образом можно проверить применимость уравнения состояния идеального газа для описания свойств реальных газов?
7