Содержимое файла:
Тема урока «Семья и брак»
10 класс
Предмет(ы):
Обществознание
Цель урока:
Образовательные:
— дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;
— выяснить, в чем состоит основное назначение семьи как социального института; почему среди основных социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную;
— определить, каким образом общество влияет на семью и какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе.
Развивающие:
— развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере работы с ЭОР информационного и практического типа;
— продолжить формирование умений работы с ЭОР, умения перенести известные аналогии в новую ситуацию;
— продолжить обучение школьников общеучебными умениям: рассуждению, применению полученных знаний на практике при решении познавательных задач;
Воспитательные:
— содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений;
-продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления корректировать свои личностные качества.
Тип урока:
Урок изучения нового материала
Учащихся в классе (аудитории):
Используемые учебники и учебные пособия:
Обществознание.10 класс. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение»,. 2008
Используемое оборудование:
ЭОР, компьютеры
Краткое описание: Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Семья и брак» с применением ЭОР
Структура и ход урока:
|
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. |
Организационный момент |
|
Проверка отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку. |
Настрой на урок |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мотивация |
|
-Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами из стихотворения Э.Асадова. Да, так уж устроено у людей, Хотите вы этого, не хотите ли, но только родители любят детей, Чуть больше, чем дети родителей. И все же — не стоит детей корить, когда-то и им малышей растить, все перечувствовать и пережить И побывать в «стариках» и «предках». (Э.Асадов)
— Наступило самое прекрасное время в вашей жизни – юность. Вы уже много знаете, многое умеете, вы чувствуете себя взрослыми. Но это и самое сложное время в вашей жизни. Время выбора. Вы должны решить, чем будете заниматься в будущем, как устраивать свою жизнь, кто будет спутником вашей жизни.
— Обратите, пожалуйста, внимание на высказывание философа А.Шопенгауэра «Жениться это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». Каково, по вашему мнению, отношение философа к браку? -Ребята, а как бы вы, исходя из вышесказанного, сформулировали тему нашего занятия? |
Слушают учителя, Формулируют тему урока. Ставят цели урока. |
5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
II |
Постановка целей и задач урока |
|
Создает условия для формулирования целей урока -Исходя из темы, что мы будем изучать на уроке? Я предлагаю вам заполнить первый столбик таблицы и сформулировать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке и записать их в графу «Хочу узнать» Это и будут наши цели урока Фиксирую учебную задачу: Таким образом, в графе «Хочу узнать» мы сформулировали цели нашего урока:
|
Ставят для себя цель, самим определить то, что они хотят узнать на уроке по теме, озвучивают цель урока как ожидаемый результат/действие Таблица «З-Х-У» заполнение 1,2 столбца
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
III
|
Актуализация знаний |
|
Беседа. «Любая дорога начинается с первых шагов, здание – с фундамента, а человек становится человеком только в семье». Вопросы:
|
Что дает человеку семья
Детям Родителям
пожилым людям |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
IV |
Первичное усвоение новых знаний. (изучение нового материала) |
http://fcior.edu.ru/card/23233/semya-i-brak-istoriya-vozniknoveniya-semi-i.html |
Дает пояснения по работе с ЭОР, наблюдает за работой учащихся, консультирует. План : 1.История возникновения семьи. 2.Функции семьи. 3.Семья в современном обществе.
Организует работу с источником( 1 пункт плана). Выделить основные черты патриархальной семьи, используя источник «Песнь о Нибелунгах» и фрагмент из русского «Домостроя» — Какие черты патриархальной семьи выделили в обоих источниках?
-Кому принадлежала власть в семье? — Какова была роль женщины в семье? — почему возникает патриархальная семья?
(2.Функции семьи, современная семья) -Дает задание по работе с учебником: -читать, (таблица) страница 197 – 198. 1 вариант. Страницы (199-201) 2 вариант.
—
-проверка работы. 3.Семья в современном обществе и тенденции ее развития. Класс делится на 1 и 2 вариант, читать учебник с199-201: 1 вариант. Укажите положительные последствия возрастания участия женщин в общественной жизни. 2 вариант. Укажите отрицательные последствия активного участия женщин в общественной жизни. По результатам работы оформите таблицу.
Задание: опираясь на рассмотренный материал, самостоятельно выявите причины и последствия кризиса семейных отношений. Составьте фишбоун(верхние — кости причины, нижние – последствия, хвост –вывод)
-Пояснение по работе с ЭОР (задания на закрепление) |
Слушают учителя, готовятся к работе.
Работа с Информационным модулем, изучение материала, конспект в тетради (лекция)
Читают источник, отвечают на вопросы, делают вывод:
Работа с текстом параграфа и таблицей.
-Ответ по таблице, дополнения.
Читают учебник, заполняют таблицу Рост социальной активности женщин
Фишбоун
в К
-выполнение заданий на закрепление (самопроверка)-ЭОР( информац. модуль) — продолжение |
23 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4 |
Закрепление знаний и умений: |
http://fcior.edu.ru/card/23278/semya-i-brak-istoriya-vozniknoveniya-semi-praktikum-p.html |
-Пояснение по работе с ЭОР (практический модуль).
-контроль за выполнением практических заданий, оценка- 33-66 б.-«3»; 67-86 б.-«4»; 87-100 б.-«5». |
— работа с практическим модулем: выполнение заданий, применение знаний на практике. -самооценка. |
8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Подведение итогов урока, домашнее задание |
|
— Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Считал Л.Толстой. только единого рецепта счастливой жизни никто не знает. Каждый сам создает рецепт своего счастья. Для того, чтобы он был удачным, необходимо учитывать огромный опыт всего человечества. Нужно понять в первую очередь, чего семья не терпит, чего не приемлет. Тогда каждому из вас. Может быть удастся избежать тех ошибок, которые приводят к разбитым судьбам, одиночеству. Домашнее задание: Давайте попробуем нарисовать модель идеальной семьи. Что, по-вашему мнению, необходимо, чтобы семья стала источником счастья? Напишите об этом небольшое эссе.
|
-запись домашнего задания |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
6 |
Рефлексия: |
|
Проводит рефлексию: Заполните третью колонку таблицы.
|
-работают с таблицей. |
3 |
Приложение к плану-конспекту урока
«Семья и брак»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР:
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Семья и брак. История возникновения семьи |
И-тип |
Лекция, тестовые задания. |
http://fcior.edu.ru/card/23233/semya-i-brak-istoriya-vozniknoveniya-semi-i.htm
|
2 |
. Семья и брак. История возникновения семьи |
П-тип, |
Тестовые задания, для отработки изученного материала. |
http://fcior.edu.ru/card/23278/semya-i-brak-istoriya-vozniknoveniya-semi-praktikum-p.html |
Приложение. Фишбоун
-
Экономическая и социальная самостоятельность женщин; 2. Конфликты в семье; 3.Грубость, пьянство….
-
Рост числа разводов; взаимное отчуждение членов семьи; ослабление воспитательной роли родителей на детей
Вывод: переход к новой форме семьи — партнерской
Кризис семейных отношений