«Написание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. Закрепление изученного»

Содержимое файла:

МОУСОШ№1 имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева

Разработка урока русского языка в 4 классе

УМК "Гармония"

«Написание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. Закрепление изученного»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Попова А.А.

ноябрь 2016

с. Александровское

Тема урока: Написание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. Закрепление изученного.(слайд 1)

Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи урока:

— создать условия для расширения представлений обучающихся о грамматических признаках имен существительных с целью практического умения писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа;

— формировать у обучающихся способность к рефлексии;

— систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;

— научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;

— отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.

Организационный момент урока.

Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Учебник, тетрадь, ручка, карандаш наши первые помощники.

Запишите:

Число.

Классная работа. .(слайд 2)

Самоопределение к учебной деятельности.

На доске записано стихотворение Б.Заходера: (слайд 3)

В лесочк…, над речк..й,

Построена дачка.

На дачк… живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лес…м и дач…й,

Но есть огорчения

В жизн… собачьей.

Прочтите эти строки, проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока. (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа) (слайд 4)

— Скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (выписать имена существительные, вставив пропущенные окончания, определить грамматические признаки имен существительных, тип склонения и его падеж)

Выполнение задания учащимися.

Проверка фронтальная (окончания вписать в строки стихотворения)

— Как вы действовали при написании окончания?

На доске появляется алгоритм действия: (слайд 5)

Имя существительное

Ставлю существительное

в начальную форму: ед.ч., И.п.

Определяю тип склонения

1, 2, 3 скл.

Определяю падеж

— Все ли грамматические признаки имени существительного необходимо вспомнить, чтобы верно написать его окончание? (нет, достаточно вспомнить склонение и падеж)

— Достаточно ли этой схемы, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?

— Что еще необходимо? (знать таблицу: в каком падеже какого склонения пишется то или иное безударное падежное окончание; уметь подбирать слово-помощник с ударным окончанием)

— Попробуйте оценить свое умение писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе. (Показывают уровень умения на «шкале успеха», которую рисуют на полях тетради)

Формулировка цели урока и постановка учебных задач

(подбираются вопросы для постановки цели урока и путей ее решения)

-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)

— Сформулируйте учебные задачи:

(- учиться ставить имя существительное в начальную форму;

— научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;

— запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;

— научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания) (слайд 6)

Вставьте окончания существительных

Рос у опушк…, подошли к опушк…, ветка черемух…, подлетел к черемух…, по краям дорог…, бежал по дорог…, в конце площад…, ехал по площад…, пошла к Наташ…, собрались у Наташ….

-В каком падеже стоят имена существительные?

В родительном и дательном..

-Какие окончания пишутся у существительных в родительном и дательном падеже и предложных падежах? (слайд 7)

У существительных 1 склонения в родительном падеже окончание –и, а в дательном и предложном –е. У существительных 3 склонения и в родительном, и в дательном, падежах окончание – и.

Работа в парах.

Напишите словосочетания с существительными в творительном падеже.

Выделите окончания

1 скл. 2 скл. 1 скл.

Дружить (с кем?) с Алешей, Игорем, Надей

Играть (с кем?) с (Юра, Валерий, Катя)

Боролись (с чем?) с (болезнь, усталость, трусость)

Любовались (чем?) (яблоня, вишня, сирень)

— Каком падеже стоят существительные? В творительном. (слайд 8)

— Безударные окончания в творительном падеже надо запомнить!

Объяснительный диктант.

Два года партизаны скрывались в лесной чаще. Они вели героическую борьбу с врагом и жили в постоянной опасности. Не раз бывали они в городе, который был занят фашистами. В разведке получали ценные сведения.

Многие партизаны погибли в схватке с врагом. Навсегда останутся они в памяти земляков.

Проверяем.

— В каком падеже стоят слова?

— Какие окончания пишутся у существительных 1, 2 и 3 склонения в предложном падеже?

Существительные 1 и 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –е, а существительные 3 склонения -и (слайд 9)

Работа с учебником с. 107 упр.236

Итог урока.

Работа в группах.

Работа в 1 группе.

Закончите фразу:

В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется ….

Работа во 2 группе.

Закончите фразу:

И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание…

Работа в 3 группе.

Закончите фразу:

А в третьем склонении,
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда я пишу
Окончание …

Рефлексия:

У меня на уроке все получилось, я все понял(а).

У меня на уроке все получилось, но были некоторые трудности.

Мне было трудно на уроке, я ничего не понял(а).

— какие задания вам понравились больше всего?

-с какими заданиями вы справились лучше всего?

-за что вы можете себя похвалить?

-какими вы у меня были на уроке? активными, внимательными, показали знания…

-Большое спасибо за работу на уроке.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание. упр. 238 с. 108 .

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей