Конспект урока по предмету «Русский язык и развитие речи». «Предложение». 6 класс.

Содержимое файла:

Тема урока «Предложение»

Цель: обобщить и закрепить знания детей о таких грамматических признаках имен существительных, как собственные и нарицательные имена существительные, учить правильно писать имена собственные.

Задачи:

Образовательные:

— закреплять умение различать имена собственные и нарицательные, задавать вопросы к именам существительным и правильно отвечать на них;

— закреплять правописание имен людей и кличек животных.

Коррекционно – развивающие:

— коррекция и развитие связной устной речи, мыслительной деятельности, памяти, внимания.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к учебе, к предмету.

Тип урока: урок рефлексии.

Ход урока:

  1. Мобилизующий этап.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И урок мы наш начнем.

  1. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности.

Предлагаю вам отгадать загадки (отгадки появляются на доске)

Отгадайте загадки.

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится

Руки мыть не ленится.

Ответ: Мыло

Вытираю я, стараюсь,

После бани паренька.

Все намокло, все измялось —

Нет сухого уголка.

Ответ: Полотенце

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Ответ: Расческа

В полотняной стране

По реке простыне

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать.

Ответ: Утюг

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

Ответ: Чайник

Блиц-опрос

Что обозначают все эти слова? (предметы)

На какие вопросы они отвечают? (что)

Какой частью речи являются все эти слова? (имя существительное)

Что могут обозначать имена существительные? (Явления природы, чувства, посуду, мебель…)

РАФТ

— Представьте, что вы имена существительные. Расскажите о себе (на доске схема, учащиеся рассказывает с опорой на схему:

1.Имя существительное – это…

2. Обозначает -…

3. Отвечает на вопросы — …

— Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Собственные и нарицательные имена существительные).

  1. Локализация индивидуальных затруднений.

Индивидуальное задание на карточках «Найди пару». К каждому слову необходимо подобрать пару. Пара должна состоять из имени нарицательного и имени собственного. Укажите в паре слов, какое существительное является собственным, а какое нарицательным.

Город Красная

Жеребенок Огонек

Мальчик Вельск

Площадь Миша

Улица А.С. Пушкин

Писатель Дзержинского

(Учащиеся осуществляют самопроверку по образцу, выданному педагогом)

Рефлексия задания:

— Какое задание вы выполняли?

— Все ли правильно выполнили?

— Какое правило вы использовали для поиска имен собственных?

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные

слова, записанные на доске:

Закрепить умение различать…. (имена собственные и нарицательные)

Учиться правильно … (писать имена существительные собственные и

нарицательные.)

И для достижения цели нашего урока мы повторим правило и будем выполнять упражнения на закрепление умения различать имена собственные и нарицательные (Правило написания имен собственных и имен нарицательных).

5. Физкультминутка

-Я называю имена собственные – вы хлопаете, нарицательные – вы

топаете.

Книга, ученик, Россия, лицо, школа, Вельск, река, город, Мария, столица, Москва, верность, Жучка, Архангельск.

6. Реализация построенного проекта.

А теперь для того, чтобы закрепить наши знания, выполним упражнение 171 на стр.109. Открыли учебник. Читаем задание.

Объяснение задания учителем. В скобках даны 2 буквы, большая и маленькая. Мы должны подумать и решить, какое слово мы напишем с большой буквы, а какое с маленькой. Разбираем упражнение по цепочке. 1 ученик работает у доски.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание на карточках.

1. Выписать имена существительные собственные.

  Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

  Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

  Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

  Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Роза;

  Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.

(Самопроверка по эталону)

1. Выписать имена существительные нарицательные.

  Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

  Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

  Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

  Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Роза;

  Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.

(Самопроверка по эталону)

8.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Педагог подводит итог урока:

Сегодня на уроке мы повторили, какая часть речи называется именем существительным, какие могут быть имена существительные, на какие 2 группы можно разделить имена существительные.

— Еще раз назовите 2 группы имен существительных.

— Приведите примеры имен существительных собственных? Нарицательных?

Д/з. упр. 172 (стр.109). Открыли учебник, читаем задание.

На рисунке в учебнике на стр.110 изображены герои сказок. Назовите их. Эти герои написали телеграммы, вы должны угадать какой герой какую телеграмму написал.

— Я предлагаю ответить на несколько вопросов анкеты.

1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. За урок я не устал / устал

4. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

Оценивание за урок.

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей