Содержимое файла:
Технологическая карта урока русского языка
Класс: 4 а
Учитель: Северьянова Е.М.
Тема урока. Проверяем себя.
Тип урока: повторительно — обобщающий; урок совершенствования ЗУНов
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Метод: словесный, поисковый, творческий
Цель урока: повторить и обобщить знания о словосочетании.
Задачи:
Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3)закрепление навыков правописания;
Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) формирование умения анализировать языковой материал;
Воспитательные:
1) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе
Планируемые результаты:
-
Предметные:
Знать:
-
что такое словосочетания;
-
виды словосочетаний.
Уметь:
-
выделять словосочетания в предложении;
-
определять главные и зависимые слова в словосочетании;
-
задавать вопросы от главного слова к зависимому в словосочетании.
-
Личностные:
-
уметь высказывать собственную позицию;
-
слушать других, уважать их мнение;
-
договариваться и приходить к общему суждению в совместной деятельности;
-
адекватно оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.
3.Метапредметные:
-
уметь определять тему урока;
-
понимать учебную задачу;
-
прогнозировать предстоящую деятельность и намечать пути её решения;
-
понимать причину своих ошибок.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
1.Мотивация к учебной деятельности.
|
Прежде чем начать урок, давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится! |
Дети повторяют за учителем слова настроя на урок |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
|
-Ребята, а какое у нас сейчас время года? — А какие приметы осени мы знаем? Сейчас очень редко стало появляться солнышко, дни стоят пасмурные и холодные. Но к нам на урок, ребята, сегодня заглянуло солнышко. Но его лучики закрыла тучка, давайте поможем освободиться солнышку от тучек. Работа в паре Ваша помощь заключается в следующем: тучка приготовили для вас «Зачетную минутку». На каждой тучке есть вопросы о словосочетании, о способах связи слов в словосочетаниях. Тучка уйдёт в том случае, если вы покажите свои знания правил о словосочетании, и солнышко подарит вам свои лучики. «Зачетная минутка». 1. Что такое словосочетание? Приведите примеры. 2. Что такое согласование? Приведите примеры. Как найти словосочетание с согласованием? 3. Что такое управление? Приведите примеры. Как найти словосочетание с управлением? 4.Что такое примыкание? Приведите примеры. Как найти словосочетание с примыканием?
|
Дети работают в паре
Проверка задания вслух |
3.Постановка учебной проблемы.
|
Молодцы, ребята! /Открываю солнышко./ Засияло солнышко и нам пора узнать, чем мы будем заниматься на уроке. Я думаю, поработаем мы с вами на славу. И заслужим все награду. Пусть солнышко, которому вы помогли освободиться от тучек и поможет каждому из вас и сохранит вам хорошее настроение до конца урока и на весь день. / Раздаю каждому «солнышко»/
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? — Какую проблему поставим перед собой? |
На уроке мы закрепим полученные знания О способах слов в словосочетаниях.
Повторять тему словосочетание Повторить знания о словосочетании |
4. Построение проекта выхода из затруднения
|
-Мы сейчас вспомнили , что называется словосочетанием и давайте опознаем его из предложенных вариантов -Я буду зачитывать вам варианты, а вы будите хлопать, если услышите словосочетания
«Солнечный день», «перед дождем», «ребята трудятся», «подъехать к станции», «висеть на телефоне», «любимое занятие», «будет петь», «упорно учиться»
— Итак, что нельзя назвать словосочетанием? — Какова структура словосочетания?
— Назовите какие части речи в словосочетании могут входить и какие могут быть главными словами а какие зависимыми
|
Дети работают
сочетание самостоятельного слова со служебным; подлежащее и сказуемое
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова
Ответы детей |
5. Физминутка |
А теперь тихо встанем. Поднимите руки вверх. Представьте кисти рук – это наши листочки. Помашите ими , пожалуйста. Ну, настоящий листопад. А теперь кленовые листочки ложатся на землю. Опускаем плавно руки. Молодцы. Тихо садитесь.
|
Выполняют разминку |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи и сверкой с образцом.
|
Работа в группах. Задание. На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.
Кто быстрее и без ошибок?
1 группа.
Сверкали в (трава) На (ясный) небо Родной (края) Зовет к (друг) Смотрит (передача)
2 группа.
(Маленький) мышь (Раскидистая) тополь Подошли к (река) (Развести) костром Вкусные (пирожок)
3 группа.
Клубились на (горизонт) Виднеться в (туман) Под моим (окно) Квадратные (фигура) Прийти из (школа)
4 группа
(Цветная) картинки Идти (дом) Купаться в (река) Жёлтые (лист) Под красивым (тополь)
5 группа
(Красивая) цветы Слушать (музыка) Смотреть на (картина) Умные (ученик) Сварили из (овощи)
Показ на слайде правильных ответов
|
Дети выполняют задания в группах Проверяют вслух |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
Индивидуальная работа Тестирование 1.Какие пары слов не являются словосочетаниями? 1)ходить и наблюдать 2)на лесной поляне 3)ходить по лесу 4)наступила осень 2. Укажите глагольное словосочетание. 1)красная рябина 2)поздняя осень 3)птичьи голоса 4)любоваться пейзажем
|
Выполнение работы и проверка |
8.Физминутка |
—Называю словосочетания – хлопок и руки вверх, если не словосочетания – хлопок с приседанием. Ломать голову, ломать игрушку, работать спустя рукава, работать в саду, спать без задних ног, спать на диване, водить за нос, водить в садик, шарики и мячики, яркие шарики.
|
Дети выполняют задания физминутки |
9.Включение в систему знаний и повторение.
|
Задание Выпишите словосочетания в два столбика: а) с главным словом сущ., б) с главным словом глаголом; поставьте вопрос от главного слова к зависимому, крестиком обозначьте главное слово.
Усталый день склонился к ночи, Затихла шумная волна, Погасло солнце, и над миром Плывет задумчиво луна. (С. Есенин)
Ребята, возьмите свои индивидуальные карточки на ваших партах. Соедините стрелками словосочетания и соответствующие им способы связи слов. (Включаю музыку Феликса Мендельсона)
Жёлтая листва Примыкание
Засияло ярко Согласование
Первый снег Управление
Летят медленно Согласование
Грустим осенью Примыкание
Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками друг с другом.
|
Выполняют задание |
10.Итог урока |
-Чем интересен был для вас урок? Какие знания и умения закрепил каждый из вас?
|
Ответы детей |
11.Рефлексия деятельности
|
-Ребята, мне хочется узнать , как вы себя чувствовали на уроке , помогло ли вам солнышко сохранить ваше настроение. Поднимите свои солнышки. Улыбнитесь друг другу. Вы все ребята, молодцы! Спасибо за урок!
А закончить урок мне хочется словами поэта Николая Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! |
Дети поднимают карточки
|
12. Домашнее задание |
Упр.153 и Упр.154 на выбор Прочитаете задания и выберите для себя то упражнение, которое для вас покажется наиболее подходящим. |
|
Список использованной литературы
Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. М.С.Соловейчик. Издательство: Смоленск «Ассоциация XXIвек» 2014
Список использованных источников:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/