Содержимое файла:
«Примыкание»
урок в 7 классе с казахским языком обучения
К.М.Усманова, учитель русского языка
и литературы средней школы № 4
Мунайлинского района
Мангистауской области
Целиурока: 1.совершенствовать знания учащихся о способах подчинительной связи, формироватьпонятие о примыкании; 2.развивать речь, мышление, память,умения определять способы связи слов в словосочетаниях; 3.воспитывать интерес к уроку, к спорту, уважение друг к другу.
Тип урока:урок-путешествие
Оборудование урока:интерактивная доска, слайды, жетоны, схемы с названиями станций.
Ходурока:
1.Настрой на урок. – Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Знаете, ребята, настроение – важный момент в нашей жизни. Посмотрите друг надруга, улыбнитесь, подарите друг другу хорошее настроение. Пусть ваше доброе отношение друг другу поможет нам сегодня на уроке. – Как определить вашу улыбку?
добрая радостная
сияющая улыбка теплая
ласковая светлая — Подбирая прилагательные к слову улыбка, вы составляли словосочетания.
2.Постановка цели урока. Сегодня мы продолжаем изучение словосочетания, совершенствуем свои знания о способах подчинительной связи, а также выпокажете,какв ладеете русским языком.
3.Вступительноесловоучителя. – А чтобы урок был наш был интересным и весёлым, мы с вами совершим путешествие в страну «Словосочетаний». Наш поезд будет следовать по этому маршруту. Чтобы отправиться в путь, нам нужны машинист и проводник. Кто хочет стать проводником? На каждой станции нас ждут задания. После правильного выполнения задания мы можем двигаться дальше. Проводник: -Дорогие пассажиры, займите свои места. Машинист: — В добрый путь!
Звучит песня «Голубой вагон»
Учитель: — Пока мы находимся в пути, я познакомлю вас с правилами нашего путешествия: 1. Внимательно слушайте задания! 2.Каждый должен быстро и правильно отвечать! 3. Кто знает, поднимает руку! 4. Не нарушать дисциплину! 5. За каждый правильный ответ выдается жетон! Проводник: — Мы прибыли на станцию «Школьная». Учитель: — На этой станции мы разгадаем загадки. 1. В школьной сумке я лежу, как т ы учишься скажу. (дневник) 2.Белый зайчик прыгает по черному полю (мел) 3. Стоитчудеснаяскамья, На ней учимся ты и я. Скамья ведёт обоих нас Из года в год, из класса в класс (парта) 4.Шеяд линная такая, Хвост крючком… И не секрет: Любит она всех лентяев А ее лентяи нет (двойка) 5. Есть, друзья, такая птица: Если сядет на страницу, Очень рад бываю я А со мноювся семья (пятерка) 6. То я в клетку, То я в линейку. Написать по ней сумей-ка! Можешь нарисовать… Что такое я? (тетрадь) 7.Не куст, а с листочками Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает (книга) Учитель: — Молодцы, ребята, мы можем ехать дальше. Проводник: -Мы прибыли настанцию «Словосочетание» Учитель: — На этой станции вы ответите на вопросы: — Что такое словосочетание? — Из каких слов состоит словосочетание? – А что не является словосочетанием? — Назовитес пособы связи слов в словосочетании. – Что такое согласование? — Что такое упавление? Учитель: -А теперь распутаем ветки дерева Словосочетание Бағыныңқы сөз Управление Қиысу Согласование Негізгі сөз Главноеслово Меңгеру Зависимоеслово Сөз тіркесі
Проводник: — Станция «Согласование» Учитель: — На этой станции вы выполните следующеез адание: Согласуйте зависимое слово с главным. Интересный (путешествие), соседний (страна), родной (земля), наш (фамилия), горный (хребты), родной (язык) — Проводник: -Следующая станция «Управление» — Учитель: — На этой станции мы решим кроссворд. Подчиненные (зависимые) слова, заключенные в скобки, поставьте в нужном падеже с необходимым предлогом , впишите предлоги в клетки и вы прочтете в выделенной вертикальной строке название вида связи между словами. Лечиться (врач) тетрадь (русский язык) сказать (свидетели) смеяться (лодырь) играть (хоккей) вредный (здоровье) сдаться (бой) выступить (собрание) отрывок (рассказ) автобус (кондуктор)
Проводник: — Мы подъехали к станции «Примыкание». Учитель: — На этой станции мы узнаем, что такое примыкание. Ребята, вы знаете, что в словосочетании одно слово главное, начальник, другое ему подчиняется. Поэтому связь между ними подчинительная. Но начальник (главное слово) по разному относится к своим подчиненным. 1. При согласовании главное слово – добрый начальник, оно трудится вместе с подчиненным. «Я делаю, и ты делай так же», — как будто говорит оно. 2. При управлении начальник требовательный, строгий, сам ничего не делает, но подчиненному говорит: «Делай как я прикажу». 3. При примыкании начальник ничего не требует, только просит : «Встань со мной рядом ». Итак, примыкание – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу. Примыкают наречия, неопределенная форма глагола, деепричастия. Все они неизменяемые слова. Увидеть снова глагол + наречие Уехал отдыхать глагол + инфинитив Спросил улыбаясь глагол+деепичастие Проводник: -Следующая станция «Работа с текстом» 1. Словарная работа 2. Чтение текста учащимися 3.Выптсывание словосочетаний со связью примыкание Проводник:- Мы подъехали к станции «Закрепление» Учитель: — Мы с вами выполним упражнение 2. — Поиграем в игру «Найди свою половинку» -Асейчас выполним тестовые задания Тест 1.Укажите грамматическую основу предложения :Сейчас забеги на короткие дистанции начинаются с низкого старта. а) забеги начинаются б) короткие дистанции в) сейчас начинаются 2. Определите способ связи в данных словосочетаниях: горда нести, стартовать одинаково, вдруг опустился а)согласование б) управление в) примыкание 3. Исключите лишнее словосочетание а) американский спортсмен б) низкий старт в) конец века 4. Какой частью речи выражены зависимые слова? Повезли посмотреть, придумали использовать а) инфинитив б) причастие в) деепричастие 5. Какой частью речи выражено главное слово? Северная Европа, Средиземное море, Атлантический океан а) прилагательное б) существительное в) местоимение Учитель: — Поменяемся тетрадями, проверим по ключу. 1а, 2в, 3в, 4а, 5б Ставьте оценки: если нет ошибок – «5», за одну ошибку – «4», за две ошибки – «3»,если более трех ошибок – «2»
Проводник: — Станция «Домашнее задание» Учитель: — Прежде мы должны посчитать жетоны По количеству жетонов вы ставтьте себе оценки. А дома выполните упражнение 6 — Вот и мы благополучно добрались, благодаря машинисту и проводнику. А вы, ребята, молодцы, активно принимали участие. Спасибо всем! На этом наш урок окончен! До свидания!