План-конспект по биологии

Содержимое файла:

План – конспект урока по биологии на тему

«Класс Ракообразные. Образ жизни и внешнее строение речного рака. Лабораторная работа №2 «Внешнее строение речного рака»».

Цель урока: установить зависимость внешнего строения и жизнедеятельности ракообразных от среды обитания.

Задачи: Образовательные: раскрывать черты приспособленности членистоногих к средам обитания, составлять общую характеристику класса Ракообразные. Развивающие: развитие умения работать с раздаточным материалом и текстом учебного пособия. Воспитательные: создание условий для воспитания бережного отношения к представителям ракообразных.

Тип: лабораторное исследование

Приемы обучения: актуализация базовых умений, словесные (беседа, объяснение), наглядные (презентация), практические (задания).

Формы работы: общеклассная, парная, индивидуальная.

Оборудование: коллекции «Расчленённый речной рак», влажные препараты – «Внутреннее строение речного рака», презентация, тетрадь для лабораторных работ.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие. А теперь возьмем свои ладошки и сильно потрем, свое тепло передадим другу напротив, пожелаем удачного дня, успехов во всех начинания. Внимание на Эпиграф к уроку.

Винсон Браун сказал: «…накопление знаний подобно росту дерева…» я надеюсь, что на этом уроке у каждого из вас появится новая «веточка» знаний об удивительной группе животных «членистоногие».

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос «Задай вопрос другу».

  1. Видовое разнообразие членистоногих?

  2. Среда обитания членистоногих?

  3. Симметрия тела?

  4. Размеры?

  5. Сколько классов насчитывает тип Членистоногие?

  6. В чем отличие классов?

  7. Чем покрыто тело членистоногих?

  8. Что такое линька?

3. Актуализация знаний.

Существует русская поговорка: «Я тебе покажу где раки зимуют»

Беседа (По выявлению истории такой поговорки) С 15 – 19 веков Царской России существовало крепостное право. Жизнь крестьян зависела от желания и воли помещиков. Помещик мог, поменять на гончих собак, забить до смерти, наказать, и самое тяжелое наказание заканчивающиеся смертью крестьянина отправка его искать раков зимой, осенью на речку. Т.е. после такого поиска крестьяне не выживали, все умирали. А почему трудно было? (Потому что раки уходят в спячку в норках по берегам рек) их трудно вылавливать зимой и осенью.) Какие высказывания, связанные с этим животным нам известны из обычной жизни? Попробуйте угадать мои пословицы. Для этого надо вставить пропущенное слово в пословицу

1.НА БЕЗРЫБЬЕ И … РЫБА

2.КАК … НА МЕЛИ

3.КОГДА … НА ГОРЕ СВИСТНЕТ

4.ОН КРАСНЫЙ, КАК ….

5.Я ТЕБЕ ПОКАЖУ, ГДЕ …. ЗИМУЮТ

6. Пятится как….

В каких произведениях вы встречали упоминание о раках (Басня Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, рак и щука»). А какое отношение имеет к нашему уроку (выход на тему урока).

Итак, тема нашего урока «Класс Ракообразные. Образ жизни и внешнее строение речного рака». Определение цели урока (сами дети в ходе собеседования).

4. Изучение нового материала.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из представителей Типа Членистоногих Класса Ракообразных – речным раком.

«Корзина идей». Посмотрите на влажный препарат речного рака. Давайте заполним таблицу.

Знаю

Хочу знать

Узнал

1.Раки живут в водоёмах с илистым дном.

2.Тело рака покрыто плотным покровом.

Как приспособлено строение рака к среде обитания?

Почему раки краснеют при варке?

Начинаем изучение животного с его положения в системе органического мира.

Зная порядок таксонов классификации, составить классификацию речного рака. Сложить систематику по порядку из отдельных частей.

Работа в группах (обсудить 2 минуты, что уже известно).

Вид Речной рак,

Род Раки,

Семейство Astacidae

Отряд Десятиногие раки

Класс Ракообразные,

Тип Членистоногие,

Царство Животные.

И так проблема! У нас возникли вопросы:

1. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый. Как растут раки?

2. Почему раки краснеют при варке?

3. Как передвигается рак? Всегда ли рак пятится назад? 

4. Где раки зимуют?

Для ответа на эти вопросы рассмотрим внешнее строение речного рака, выполнив лабораторную работу «Внешнее строение речного рака».

Просмотр видеоролика.

Пользуясь демонстрационным материалом «Речной рак», и текстом учебника с.64-65, определите особенности внешнего строения речного рака и ответьте на вопросы. Ответы запишите. На задание 10 минут. Работа в парах.

Признаки

Особенности строения

1

Окраска

Зеленовато-черная

2

Покров тела

Хитиновый панцирь

3

Отделы тела

Головогрудь, брюшко

4

Органы головогруди

2 пары усиков, 2 глаза

3 пары челюстей,

3 пары ногочелюстей

5 пар ходильных ног

5

Органы брюшка

Ходильные ножки, хвостовой плавник

Окраска у речного рака зеленовато-черная. Тело покрыто панцирем, состоящим из хитина, пропитанного углекислым кальцием. Покровы речного рака служат наружным скелетом, к которому изнутри прикрепляются пучки поперечно-полосатых мышц. Тело речного рака состоит из двух отделов – головогруди и брюшка. На переднем конце головогруди расположена пара длинных и пара коротких усиков – органы осязания и обоняния. Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. Каждый глаз состоит из множества мелких глазков – фасеток.) На переднем конце тела у рака три пары челюстей: пара верхних челюстей и две пары нижних челюстей. Ими рак разрывает добычу на маленькие кусочки. На головогруди располагаются три пары ногочелюстей. Они служат для подачи пищи ко рту. Есть 5 пар ходильных ног. При помощи четвертой пары передвигается по дну водоема. А первая пара превращена в большие клешни. Ими рак схватывает добычу, обороняется. На брюшке располагаются плавательные ноги и хвостовой плавник. Резко подгибая брюшко, рак отталкивается о воду хвостовым плавником, как веслом, и может в случае опасности быстро плыть задом наперед.

Физкультминутка.

Улитки стоят, рогами шевелят, на раков глядят (ритмично наклоняют голову влево, вправо, назад.) Раки плывут, клешнями гребут (кисти). Влево, вправо поворот, а теперь наоборот. (Повороты туловища влево – вправо и наоборот)

Отвечаем на вопросы:

1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром? Какое строение имеют конечности рака? (Конечности состоят из многочисленных члеников.) 

Хитиновый покров на стыке соседних члеников развит гораздо слабее, что позволяет конечностям изгибаться в разных направлениях. По строению конечностей весь тип и получил свое название — «Членистоногие».

2. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый как происходит процесс роста ракообразных?

Рак периодически линяет — сбрасывает покровы. Пока новый панцирь не окреп (на это уходит около 1,5 недель), рак беззащитен и не может питаться. В это время он прячется в убежищах.

3. При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

Иногда линька происходит очень трудно для рака: он, не будучи в силах освободить из старой кожи свою клешню или ходильную ногу, обрывает ее. Но поврежденная конечность способна к регенерации, поэтому-то и попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой. Иногда рак, когда ему грозит опасность, при помощи своего мускульного усилия отламывает свою клешню.

4.Почему, когда варят раков, они краснеют?

Красящие вещества (пигменты), содержащиеся в покровах рака, при кипячении разрушаются. За исключением одного красного пигмента. Поэтому при варке раки становятся красными.

5. Закрепление изученного материала.

1. Показать на слайде отделы тела рака.

2. — Как передвигается рак? Откуда пошло выражение пятится как рак?

— После изучения внешнего строения раков у нас возникли новые вопросы:

— Строение органа зрения.

1. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?

Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. В случае опасности он прячет глаза в углублениях панциря.

Чтобы ответить на вопрос «Где раки зимуют?», послушаем сообщение, которое подготовил___________________

Задание 1. Вставьте пропущенные слова. Устно.

1. Тип Членистоногих включает следующие классы: ____________.

2. Представители типа занимают такие среды обитания, как _____ .

3. У всех животных данного типа симметрия тела_______________.

4. Тело разделено на _______________________________________.

5. Покровы_______________________________________________ .

6. Способ смены покровов: __________________________________.

Задание 1. Решите тест.

  1. Какие части тела есть у рака:

А) голова, грудь, брюшко;

Б) головогрудь, брюшко;

В) голова, хвост, конечности

2. Ракообразные периодически линяют, потому что:

А) меняются времена года;

Б) панцирь мешает расти;

В) панцирь не имеет клеточного строения

3. Сколько пар ходильных ног у рака:

А) 3;

Б) 5;

В) 10.

4. Первая пара ходильных ног у рака видоизменена:

А) в челюсти;

Б) в ногочелюсти;

В) в клешни.

5. Чем покрыто тело членистоногих:

А) кожа;

Б) раковина;

В) хитин.

Поменяйтесь листочками с соседом для проверки.

Задание 2. Игра «Светофор».

Выберите номера, обозначающие особенности речного рака:

  1. тело состоит из головогруди и брюшка;

  2. внутренний скелет;

  3. наличие длинных и коротких усиков;

  4. тело покрыто раковиной;

  5. глаза простые;

  6. глаза сидят на подвижных стебельках;

  7. 5 пар ходильных ног;

  8. тело покрыто слизью;

  9. тело состоит из головы, груди и брюшка;

10) наличие кожно-мускульного мешка

6. Домашнее задание: п.16

По желанию:
— приготовить сообщение, о каком — либо интересном представителе ракообразных (краб, омар, мокрица,..);
— составить кроссворд, используя новые термины по классу ракообразных.

7.Рефлексия: Продолжить фразу: Я знаю что…

  1. Сегодня на уроке я научился…

  2. Для меня было открытием то, что…

  3. Урок навел меня на размышление о…

  4. Мне надо ещё поработать над…

  5. Мне больше всего удалось…

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей