Информационные технологии в преподавании биологии

Содержимое файла:

Информационные технологии в преподавании биологии

Пришлецова О.В., учитель биологии,

МОАУ «СОШ №56»,г.Оренбург

«Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия

увлеченных учащихся, знающих и преданных своему

делу преподавателей, неравнодушных и осведомленных

родителей, а также общества, в котором подчеркивается

ценность обучения на протяжении всей жизни».

Билл Гейтс

Под информационной технологией в общем смысле обычно понимается упо-рядоченная совокупность методов переработки, изменения состояния, свойств и качественной формы проявления, тиражирования, распространения и исполь-зования информации, осуществляемых в процессе общественной и производст-венной деятельности.

Считаю необходимым отметить следующее: в каком-то смысле все педаго-гические технологии являются информационными, так как учебно-воспитатель-ный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучае-мым. Однако в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, прог-раммные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информати-зации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучае-мых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Понятия «компьютерная технология» и «информационная технология» не-льзя отождествлять. В информационных технологиях может использоваться компьютер как одно из возможных средств.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отоб-ранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать ин-теллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках экологии позволит интенсифицировать деятель-ность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны природных объектов, выдвинуть на передний план наи-более важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучае-мых объектов и явлений природы.

На мой взгляд, решающим фактором успешного внедрения информацион-ных технологий в учебный процесс являются готовность и способность учите-лей освоить средства информационных технологий и предложить новые мето-дики обучения с использованием этих средств.

Методика использования компьютерных технологий

В процессе практической работы с использованием мультимедийных учеб-ников, применением методических рекомендаций по их использованию выяви-лось несколько вариантов организации учебной работы на уроке экологии. Каждый из них определяется содержанием учебного материала, количеством компьютеров и учащихся в классе.

Следует оговориться, что применение компьютерной техники на уроках экологии вовсе не означает переноса всех уроков в компьютерный класс или перепоручения изложения учебного материала компьютеру. Сегодняшний уро-вень обеспеченности школ компьютерами даже просто технически не позволит этого сделать. Невозможно это и по санитарно-гигиеническим нормативам, ог-раничивающим время работы учеников за компьютером. В то же время нельзя противопоставлять работу с компьютерной программой традиционным формам работы.

Речь идет о том, что традиционные уроки, практические занятия препода-ватель может чередовать с уроками на основе использования компьютерных технологий. Такие уроки должны проводиться, прежде всего, по ключевым те-мам курса.

Остановимся подробнее на варианте работы, когда преподаватель ведет урок изучения нового материала, используя презентацию в качестве наглядного пособия.

В кабинетах биологии компьютерная техника, как правило, следующая: ноутбук или компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска. Она (техника) позволяет максимально визуализировать учебный про-цесс. Этот путь во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает проблему ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование проектора позволяет также эффективнее управлять учебным процессом.

Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи ин-формации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель бу-дет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педа-гогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, разви-вающий эффект обучения.

На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовате-льного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одно-временно нескольких каналов представления информации, для более доступно-го объяснения сложного нового материала. В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучае-мый материал с помощью анимации и т.д.

При проектировании будущего мультимедийного урока учитель биологии должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок иг-рает в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока биологии являет-ся усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, зачастую, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродук-ций, иллюстраций. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюде-нии определенных требований к предъявлению наглядности.

  • Узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляе-мой письменной или устной информации

  • Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учеб-ной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.

  • Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Средства мультимедиа представляют учителю возможность представить необходимое изображе-ние с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эф-фект был максимально большим.

  • Оптимальный размер наглядности. Учителю следует помнить, что опти-мальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора.

  • Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не сле-дует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают уче-ников, не дают сосредоточиться на главном.

Виды уроков биологии с использованием ИКТ

    1. Интегрированные уроки. Это, наверное, самая сложная форма работы испо-льзования данной технологии, т.к. необходимо интегрировать экологию с предметом информатика.

    2. Использование электронное издание, учебное электронное издание, элект-ронный учебник. Не всегда возможно использование на уроке готового электронного учебника. Причин много: несоответствие содержания теме урока, недостаточно информации по теме урока, в готовых презентациях может быть не та последовательность слайдов, которая нужна учителю на уроке, и т.д. Кроме того, в них бывают предметные ошибки. Например, в одном из электронных изданий мне попалась такая иллюстрация. Видимо авторы диска не считают рис и тимофеевку цветковыми растениями.

    3. Использование собственных программных продуктов (презентаций).

Использование учителем собственных презентаций

Какие компьютерные программы может использовать учитель эколо-гии при подготовке и проведении урока?

  1. Microsoft Office Word (подготовка к уроку – написание поурочного плана, набор и распечатка индивидуальных карточек с вариативными упражне-ниями, тестовых заданий);

  2. Microsoft Office Power Point (создание презентации по теме урока, де-монстрация презентации на уроке);

  3. Internet Explorer (поиск изображений к уроку в Интернете);

  4. ABBYY FineReader (сканирование изображений для презентации, скани-рование и распознавание текстовой информации);

  5. Adobe Photoshop CS; Paint (редактирование изображений);

  6. Windows Media; Cyber Link Power DVD (просмотр на уроке видеофраг-ментов и файлов фильмов (MPEG).

PowerPoint – это универсальная программа подготовки презентационной графики. Основные приемы работы с PowerPoint позволяют создать фон слай-дов, разместить на них графические объекты, сделать гиперссылки на требуе-мые объекты. Также можно установить простейшие эффекты поведения объек-тов на слайдах, например появление текста или графического изображения. Каждый эффект должен подчеркивать содержание. Чрезмерное использование эффектов может отвлечь от основного содержания слайда.

Овладев программой составления презентаций PowerPoint, учитель сам ста-новится режиссером своего занятия. Легкая в обращении, эта программа позво-ляет педагогу создать анимационный опорный конспект урока, включить ви-део- и аудиофрагмент, изобразить в динамике какое-то явление, событие, что поможет ученику легче усвоить новый учебный материал. На качественно но-вом уровне проходят занятия с использованием методов группового обучения, при проведении дидактических игр, викторин, конкурсов.

Текст с экрана должен выступать как единица общения. Он носит или под-чиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы.

Очевидно, что большой объем текста плохо воспринимается с экрана. Учитель должен стремиться по возможности заменить печатный текст нагляд-ностью. По сути это тоже текст, но предъявленный другим языком.

Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с эк-рана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усили-вает предъявленную им устную информацию. Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у учеников не возникнет ил-люзии лишнего звена поступающей информации.

Занимаясь подготовкой мультимедийного урока, разработчик должен иметь хотя бы элементарные представления о цвете, цветовой гамме, что может ус-пешно сказаться на проектировании цветового сценария учебного эпизода. Не следует пренебрегать рекомендациями психологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д. Следует обратить внимание и на то, что цве-товое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отлича-ются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расче-том на экран проектора.

Немаловажное значение имеет и использование на уроке звука. Звук может играть роль: шумового эффекта, звуковой иллюстрации, звукового сопровожде-ния.

В качестве шумового эффекта звук может использоваться для привлечения внимания учащихся, переключения на другой вид учебной деятельности. Важ-ную роль играет звуковая иллюстрация, как дополнительный канал информа-ции. К примеру, наглядное изображение животных или птиц может сопровож-даться их рычанием, пением и т.д. Наконец, звук может играть роль учебного звукового сопровождения наглядного изображения, анимации, видеоролика. В данном случае учителю следует тщательно взвесить, насколько будет рациона-льно использовать на уроке звуковое сопровождение.

Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов. Использование видеоин-формации и анимации может значительно усилить обучающий эффект.

Фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени спо-собствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных ре-зультатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, видеосюжет и др. Однако при использовании видеоинформации не следует забывать о сох-ранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по вре-мени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной свя-зи с учащимися, т.е. видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, комментированием происходящего.

— 6 —

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей