Нейрофизиологические упражнения

Содержимое файла:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Подборка кинезиологических упражнений для нормализации мышечного тонуса, адаптированных к детям дошкольного возраста.

• Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь и затем сразу же максимально расслабить какую – либо группу мышц (язык, шею, руку и т.п.) при этом важно создать ощущение контраста между напряженным и свободным их состоянием.

• Силу напряжения мышц полезно контролировать как с помощью телесных ощущений во время выполнения упражнений, так и визуально, обращая внимание на область плечевого пояса, шеи, мимических мышц лица.

Такой контроль позволяет легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего вырабатывается свобода действий и умение управлять мышцами. Упражнение повторяется 3 – 5 раз.

«Солдаты и куклы». Исходное положение — стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто сделанного из металла. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Мы стоим, как автоматы

Оловянные солдаты.

В кукол плавно превратились.

Медленно на пол опустились.

А теперь вновь, не зевай

И еще раз повторяй…

Мы стоим, как автоматы

Оловянные солдаты.

В кукол плавно превратились.

Медленно на пол опустились.

«Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. С прятать голову в колени, обхватив их руками. Представьте, что вы — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Маленькое семечко садовник посадил,

Каждый день ухаживал за ним он –

Поил его, кормил.

Было очень слабое, хрупкое оно.

Но росло, росло, росло.

Вот уже и дерево крепкое стоит,

Ветер его листьями с радостью шумит.

«Снеговик». Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабится. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Ой, на улице мороз,

Мерзнут руки, мерзнет нос.

Вот и снеговик стоит,

Угольками глаз на нас глядит.

Даже он замерз, продрог.

Тело твердое, как лед.

Пришла весна, прогрела землю,

Лучиком ярким посветило –

Лед в лужицу превратило.

Солнце землю всю прогрело –

По небу облачко полетело.

«Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветки деревьев в лесной чаще.

Ура! Ура! Мы в цирке снова,

И к представленью все готово.

Вот на арену стал силач,

Он гирю держит, словно мяч.

Но штангу поднять и ему тяжело,

Поможем ему, хотя нам нелегко.

А теперь опустим руки,

В цирке не бывает скуки.

«Весы». Предложите ребенку представить, что его ладони – чашечки весов, держащие груз. При необходимости реально нагрузить «весы», надавливая собственной рукой или кладя на них какой – либо «груз».

Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов.

Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, повернув пальцы от себя. С силой вытянуть ее: на этой чашке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом становятся ноги.

А вот огромные весы,

Тут не взвесим колбасы.

А взвешивать мы сможем грузы,

Кирпич, песок, цемент, арбузы.

«Травинка на ветру». Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на выдохе вернутся в исходное положение, потянутся вверх).

Травинка тонкая стоит

И на ветру она дрожит.

К земле все гнется ниже, ниже,

А ураган все ближе, ближе…

Ветер стих, кругом светло,

В небе солнышко взошло.

Травинка к солнцу устремилась

И быстро, быстро распрямилась.

«Раскачивающееся дерево». Это упражнение строится по тому принципу, что и предыдущее (корни – ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый ребенок представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

Деревья разные в лесу

Дубы, осины, клены, липы.

Дует ветер, налетает,

Все деревья он качает.

Все деревья он качает,

Только их он не ломает.

Тонкое дерево гнется пониже,

Дуб не согнешь – он могуч и велик,

К сильному ветру давно он привык.

«Тянемся к солнышку». Встать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. Делая вдох, поднять руки вверх, задержать дыхание – кончиками пальцев рук тянемся к солнышку. При этом необходимо тянутся вверх всем телом, начиная с пальцев рук, потом запястьями, плечами, локтями, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

Солнышко любят все на планете:

Звери и птицы, растения, дети.

Сейчас мы потянемся немного повыше

Возможно, окажемся к солнышку поближе.

«Репка». Дети садятся на корточки, колени – в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ногами. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем, сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются несколько выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.

Зернышко маленькое дед посадил,

Рыхлил, поливал и растил,

Выросла репка большая, большая.

Я думаю, сказку вы эту узнали.

На солнышке сладкая репа стоит.

Деда порадует и удивит.

«Тянуть канат». Стоя, ноги на ширине плеч. Подняться на носки и вытянуть руки вверх, захватив воображаемый канат. Напрячь мышцы рук и ног (слегка приседая), «тянуть канат» вниз с усилием. Вернуться в исходное положение, расслабиться. Повторить упражнение 2-3 раза.

У нас борьба, в руках канат,

Быть победителем тут каждый рад.

Присядь пониже и тяни,

Победа близко – посмотри.

Потом, потом чуть отдохнем,

Затем игру опять начнем.

Пример выполнения кинезиологического упражнения

Для нормализации тонуса мышц.

«Дерево»1

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватив их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево.

Маленькое семечко садовник посадил,

Каждый день ухаживал за ним он –

Поил его, кормил.

«Дерево»2

Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь, как дерево.

Было очень слабое, хрупкое оно.

Но росло, росло, росло.

«Дерево»3

Подул ветер – вы раскачиваетесь.

Вот уже и дерево крепкое стоит,

Ветер его листьями с радостью шумит.

Литература

  1. Вартапетова Г.М., Гребенникова И.Н., Прохорова А.В., Кирякина Л.И. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опрно – двигательного аппарата в процессе подготовки к школе/Практическое пособие для психологов, логопедов, воспитателей. –Новосибирск: Изд – во НИПКи ПРО, 2005.

  2. Мещерякова Н.П., Зубович Е.В., Леоньева С.В. Коррекция и неревых расстройств у дошкольников.. – Волгоград: «Учитель», 2009.

  3. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М. Сфера. – 2002.

  4. Сиротюк А.Л. Психофизиологическое и нейропсихологическое сопровождение обучения. М. : Сфера. 2003.

  5. Сиротюк А.Л. Развитие интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2002.

  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М. : Академия, 2002.

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей