Развитие речи через совершенствование мелкой моторики обучающихся с общим недоразвитием речи

Содержимое файла:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Развитие руки в истории человечества трудно переоценить. Именно их развитие и особенно развитие движений пальцев дало возможность человеку овладеть трудовыми операциями, путем жестов развить тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Это и есть моторика, под которой понимаются «все формы движения, свойственные человеку — от простейших двигательных реакций до сложных двигательных действий и различных умений и навыков)».

Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг».

Большая  часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение. Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. А.Р. Лурия отмечал, что «кисть руки — это своеобразный орган рeчи, который может быть приравнен к aртикуляциoнному aппaрaту. Следовательно, с этoй тoчки зрeния, мелкая моторика рук — это eщe oднa рeчeвaя зoнa мoзгa».

Известный физиолог И.П. Павлов считал взаимосвязанными те процессы, которые происходят при развитии рук и мышления, Он писал: «Руки человека учат его голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Невропатология располагает обширным фактическим материалом, показывающим теснейшую связь функции речи и двигательного анализатора. Исходя из этого, М.М. Кольцова провела серию экспериментов, результаты которых указывают на то, что широкое включение двигательного анализатора почти вдвое ускоряет появление голосовых реакций у детей второго года жизни, а также сказывается на их качестве. Ограничение же движений, наоборот, очень скоро приводит к ухудшению качества речевых реакций.

Поскольку в двигательной проекции различных частей тела в прецентральной извилине проекция кисти руки занимает более чем треть площади и располагается в непосредственной близости от речевых зон, то можно предположить, что тренировка тонких движений пальцев рук может оказать большое влияние на развитие активной речи, чем тренировка общей моторики.

Мелкая моторикасовокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Речь – это сложившиеся в процессе форма общения, опосредствованная языком.

Моторика и речь тесно связаны между собой исторически и физиологически. В коре головного мозга области, отвечающие за речь и движения, находятся по соседству. Когда в деятельности ребёнка задействованы движения кисти и пальцев, активизируется не только зона мелкой моторики, но и зона речи, и наоборот.

Количество обучающихся с речевой патологией с каждым годом заметно растёт. Нарушения чтения и письма у участников образовательных отношений носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. У детей с ОНР наряду с замедленным развитием локомоторных функций наблюдается некоторое отставание двигательной сферы. (Т.Б. Филичева,Г.В.Чиркина).
Особенности двигательной сферы детей с ОНР:

— общая моторная неловкость;
— неуклюжесть;
— дискоординация движений;
— недостаточная ритмичность движений;
— нарушение динамического и статического равновесия;
— моторная истощаемость: замедление темпа, смазанность, неточность движений;
— аритмичность и неточность пальцевых движений.

Цель работы – создание такой системы взаимодействия между учителем-логопедом и учителем начальных классов, направленной на развитие мелкой моторики руки и стимулирование всех компонентов речи у обучающихся начальной школы с общим недоразвитием речи.

Значение упражнений для развития мелкой моторики:

  • координируют движения пальцев рук;

  • развивают у детей гибкость и подвижность пальцев и кистей рук;

  • повышают тонус коры головного мозга;

  • развивают речевые центры коры головного мозга;

  • стимулируют речевую активность;

  • согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи;

  • способствуют улучшению артикуляционной моторики;

  • развивают чувство ритма координацию движений;

  • развивают психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь;

  • подготавливают руку к письму.

Виды деятельности, которые способствуют развитию моторной и речевой сфер обучающихся с ОНР:

  • пальчиковая гимнастика;

  • кукольный театр (куклы Бибабо);

  • пальчиковый твистер;

  • игры с резинками;

  • игры с прищепками;

  • шарики Су-джок;

  • игры-шнуровки;

  • мозаика;

  • пазлы;

  • игры с крупами;

  • игры с наклейками;

  • лепка с проговариванием;

  • дорисовывание (рисование) предметов с проговариванием;

  • обведение трафаретов;

  • логоритмические упражнения.

Коррекционно-педагогическая работа носит комплексный характер и предполагает не только развитие мелкой моторики руки обучающихся, но и совершенствование их общих и артикуляционных движений, а также познавательной деятельности, речи, зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти. Принцип комплексности предусматривает отработку соответствующих двигательных умений и навыков в различных видах деятельности и формах занятий (письмо, изобразительное искусство, логопедические и логоритмические занятия, трудовое обучение, самообслуживание).

Таким образом, совместная деятельность учителя-логопеда и учителя начальных классов, включающая в себя систематические упражнения по развитию мелкой моторики в комплексе с развитием речевой системы в целом у обучающихся с общим недоразвитием речи, даёт положительные результаты.

Литература:

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М.: Академия, 2010. — 284 с.

  2. Гаврина С.Е. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. — Ярославль: Академия развития, 2012. — 165 с.

  3. Крaсильникoвa Н.A. Игры для рaзвития мeлкoй мoтoрики у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. — М.: Владос, 2011. — 237 с.

  4. Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. — М.: Литера, 2008. — 218 с.

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей