Содержимое файла:
Основополагающий вопрос
- Уместно ли частое использование в речи фразеологизмов?
Гипотеза
- Мы считаем, что фразеологизмы, употребляемые в конкретной речевой ситуации, обогащают речь человека, делая её красочной, эмоциональной.
Ход исследования:
- Дать определение фразеологии и фразеологизмов.
- Назвать основные признаки фразеологизмов.
- Привести примеры из истории некоторых фразеологизмов.
- Перечислить самые употребляемые фразеологизмы в речи учащихся.
- Провести социологический опрос среди учащихся 9 «Г» класса.
- Привести примеры фразеологизмов из текстов художественной литературы.
- Рассмотреть использование фразеологизмов в различных речевых ситуациях.
- Подвести итог исследования.
Основные понятия фразеологии:
Фразеология – раздел науки о языке, занимающийся исследованием смысловых и структурных свойств фразеологических единиц, изучающий причины их возникновения в системе языка и особенности употребления в речи.
Термин «фразеология» образован от двух греческих слов: phrasis — «выражение, оборот речи» и logos — «учение».
Фразеологизмы – это устойчивые, постоянные по своему компонентному составу, воспроизводимые единицы языка, обладающие единым целостным значением.
Основные признаки фразеологизмов:
- воспроизводимость
- неразложимость
- целостность
- единство функции
- раздельнооформленность
- наличие нескольких слов
- прозрачность значения
Из истории фразеологизмов
- От доски до доски.
- Ахиллесова пята.
Это выражение связано с книгой. У старых книг переплёты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застёжки. Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.
Ахилл – любимый герой Древней Греции. Это непобедимый человек. По легенде, его мать Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в священную реку, держа его за пятку. Это место оказалось незащищённым. В одном из сражений противник Ахилла пустил стрелу ему в пятку и убил его. Всякое слабое место человека называют ахиллесовой пятой.
Самые употребляемые фразеологизмы в речи.
- Бить баклуши
- Работать спустя рукава
- Бежать сломя голову
- Грызть гранит науки
- Камень преткновения
- Комар носу не подточит
- Знать назубок
- Зарыть талант в землю
- Дело в шляпе
- Семь пятниц на неделе
- Попасть впросак
Диаграмма социологического опроса учащихся 9 «Г» класса
Был проведён опрос среди учащихся 9«Г» класса в количестве 25 человек, и выявлены наиболее употребляемые фразеологизмы в речи.
Примеры фразеологизмов из текстов художественной литературы:
- Счастливые часов не наблюдают
- Счастливые часов не наблюдают
- Счастливые часов не наблюдают
- Счастливые часов не наблюдают
- Счастливые часов не наблюдают
(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
- (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
- (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
- (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
- (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
- Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Береги честь смолоду
- Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Береги честь смолоду
- Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Береги честь смолоду
- Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Береги честь смолоду
- Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)
- Береги честь смолоду
(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
- (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
- (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
- (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
- (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
- Не хочу учиться, а хочу жениться
- Не хочу учиться, а хочу жениться
- Не хочу учиться, а хочу жениться
- Не хочу учиться, а хочу жениться
- Не хочу учиться, а хочу жениться
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
- (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
- (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
- (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
- (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
- Зачем я жил? Для какой цели я родился
- Зачем я жил? Для какой цели я родился
- Зачем я жил? Для какой цели я родился
- Зачем я жил? Для какой цели я родился
- Зачем я жил? Для какой цели я родился
(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
- (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
- (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
- (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
- (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
- Любви все возрасты покорны
- Любви все возрасты покорны
- Любви все возрасты покорны
- Любви все возрасты покорны
- Любви все возрасты покорны
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
- (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
- (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
- (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
- (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Речевая ситуация
Что ты, язык проглотил?
- Приехал в Россию иностранец. Много русских слов он выучил, и значения их понимал, а смысла того, что ему говорили, иногда не мог уловить. Его спросили: «Что ты, язык проглотил?»
Вывод
- Частое использование фразеологизмов в речи уместно, если они употребляются в конкретной речевой ситуации и с пониманием смысла.
Источники:
- В. М. Бурмако. Русский язык в рисунках. М.«Просвещение», 1991.
- В.В. Волина. Этимологический словарь. М. — «АСТ- ПРЕСС»,1997.
- Р.Н. Попов. Современный русский язык. М, «Просвещение», 1999.
- Н.М. Шанский. Занимательный русский язык «Дрофа», 1996.
- В.В.Волина. Русский язык. – Екатеринбург «АРГО», 2001
- З.Н. Люстрова. Друзьям русского языка. М — «Знание» 2002.