Лексическое богатство языка

Содержимое файла:

Основополагающий вопрос

Основополагающий вопрос

  • Уместно ли частое использование в речи фразеологизмов?

Гипотеза

Гипотеза

  • Мы считаем, что фразеологизмы, употребляемые в конкретной речевой ситуации, обогащают речь человека, делая её красочной, эмоциональной.

Ход исследования:

Ход исследования:

  • Дать определение фразеологии и фразеологизмов.
  • Назвать основные признаки фразеологизмов.
  • Привести примеры из истории некоторых фразеологизмов.
  • Перечислить самые употребляемые фразеологизмы в речи учащихся.
  • Провести социологический опрос среди учащихся 9 «Г» класса.
  • Привести примеры фразеологизмов из текстов художественной литературы.
  • Рассмотреть использование фразеологизмов в различных речевых ситуациях.
  • Подвести итог исследования.

Основные понятия фразеологии: Фразеология – раздел науки о языке, занимающийся исследованием смысловых и структурных свойств фразеологических единиц, изучающий причины их возникновения в системе языка и особенности употребления в речи. Термин «фразеология» образован от двух греческих слов: phrasis - «выражение, оборот речи» и logos - «учение». Фразеологизмы –  это устойчивые, постоянные по своему компонентному составу, воспроизводимые единицы языка, обладающие единым целостным значением.

Основные понятия фразеологии:

Фразеология – раздел науки о языке, занимающийся исследованием смысловых и структурных свойств фразеологических единиц, изучающий причины их возникновения в системе языка и особенности употребления в речи.

Термин «фразеология» образован от двух греческих слов: phrasis — «выражение, оборот речи» и logos — «учение».

Фразеологизмы – это устойчивые, постоянные по своему компонентному составу, воспроизводимые единицы языка, обладающие единым целостным значением.

Основные признаки фразеологизмов:

Основные признаки фразеологизмов:

  • воспроизводимость
  • неразложимость
  • целостность
  • единство функции
  • раздельнооформленность
  • наличие нескольких слов
  • прозрачность значения

Из истории фразеологизмов От доски до доски. Ахиллесова пята. Это выражение связано с книгой. У старых книг переплёты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застёжки. Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки. Ахилл – любимый герой Древней Греции. Это непобедимый человек. По легенде, его мать Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в священную реку, держа его за пятку. Это место оказалось незащищённым. В одном из сражений противник Ахилла пустил стрелу ему в пятку и убил его. Всякое слабое место человека называют ахиллесовой пятой.

Из истории фразеологизмов

  • От доски до доски.
  • Ахиллесова пята.

Это выражение связано с книгой. У старых книг переплёты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застёжки. Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.

Ахилл – любимый герой Древней Греции. Это непобедимый человек. По легенде, его мать Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в священную реку, держа его за пятку. Это место оказалось незащищённым. В одном из сражений противник Ахилла пустил стрелу ему в пятку и убил его. Всякое слабое место человека называют ахиллесовой пятой.

Самые употребляемые фразеологизмы в речи.

Самые употребляемые фразеологизмы в речи.

  • Бить баклуши
  • Работать спустя рукава
  • Бежать сломя голову
  • Грызть гранит науки
  • Камень преткновения
  • Комар носу не подточит
  • Знать назубок
  • Зарыть талант в землю
  • Дело в шляпе
  • Семь пятниц на неделе
  • Попасть впросак

Диаграмма социологического опроса  учащихся 9 «Г» класса Был проведён опрос среди учащихся 9«Г» класса в количестве 25 человек, и выявлены наиболее употребляемые фразеологизмы в речи.

Диаграмма социологического опроса учащихся 9 «Г» класса

Был проведён опрос среди учащихся 9«Г» класса в количестве 25 человек, и выявлены наиболее употребляемые фразеологизмы в речи.

Примеры фразеологизмов из текстов художественной литературы:

  • Счастливые часов не наблюдают
  • Счастливые часов не наблюдают
  • Счастливые часов не наблюдают
  • Счастливые часов не наблюдают
  • Счастливые часов не наблюдают

(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

  • (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
  • (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
  • (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
  • (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
  • Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Береги честь смолоду
  • Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Береги честь смолоду
  • Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Береги честь смолоду
  • Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») Береги честь смолоду
  • Майский день – именины сердца (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)
  • Береги честь смолоду

(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

  • (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
  • (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
  • (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
  • (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
  • Не хочу учиться, а хочу жениться
  • Не хочу учиться, а хочу жениться
  • Не хочу учиться, а хочу жениться
  • Не хочу учиться, а хочу жениться
  • Не хочу учиться, а хочу жениться

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

  • (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
  • (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
  • (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
  • (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
  • Зачем я жил? Для какой цели я родился
  • Зачем я жил? Для какой цели я родился
  • Зачем я жил? Для какой цели я родился
  • Зачем я жил? Для какой цели я родился
  • Зачем я жил? Для какой цели я родился

(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

  • (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
  • (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
  • (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
  • (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
  • Любви все возрасты покорны
  • Любви все возрасты покорны
  • Любви все возрасты покорны
  • Любви все возрасты покорны
  • Любви все возрасты покорны

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

  • (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
  • (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
  • (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
  • (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Речевая ситуация Что ты, язык проглотил?

Речевая ситуация

Что ты, язык проглотил?

  • Приехал в Россию иностранец. Много русских слов он выучил, и значения их понимал, а смысла того, что ему говорили, иногда не мог уловить. Его спросили: «Что ты, язык проглотил?»

Вывод

Вывод

  • Частое использование фразеологизмов в речи уместно, если они употребляются в конкретной речевой ситуации и с пониманием смысла.

Источники:

Источники:

  • В. М. Бурмако. Русский язык в рисунках. М.«Просвещение», 1991.
  • В.В. Волина. Этимологический словарь. М. — «АСТ- ПРЕСС»,1997.
  • Р.Н. Попов. Современный русский язык. М, «Просвещение», 1999.
  • Н.М. Шанский. Занимательный русский язык «Дрофа», 1996.
  • В.В.Волина. Русский язык. – Екатеринбург «АРГО», 2001
  • З.Н. Люстрова. Друзьям русского языка. М — «Знание» 2002.
Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей