И.С. Никитин «Поутру вчера дождь».

Содержимое файла:

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО

УРОКА

на тему

И.С. Никитин «Поутру вчера дождь».

учителя русского языка общеобразовательной школы №16

города Каттакургана

Зияевой Нодиры Камариддиновны

Никитин И.С. «Встреча зимы» («Поутру вчера дождь…»)

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал.

…В полдень дождь перестал

И, что белый пушок,

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, —

Где угодно гуляй:

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, —

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Тема : И.С. Никитин «Поутру вчера дождь».

Цели урока:

познакомить учащихся с содержанием стихотворения И.С. Никитина « Поутру вчера дождь»;

учить понимать настроение, мысли поэта;

формировать навыки выразительного чтения; развивать внимание, память ,устную речь; обогащать словарный запас учеников, воспитывать способность, желание увидеть в музыке, в картинах художников всю красоту зимней природы.

Оборудование: учебники; вырезанные из бумаги снежинки; картины художников:

Ход урока:

1. Организационный момент

2.Опрос домашнего задания.

Вопросы:

1.Что хотел показать автор?

2.Какие краски выбрал поэт, чтобы описать зимний лес?

3.Напоминает ли стихотворение сказку?

4. Найдите в тексте «сказочные» слова.

3. Вступительное слово учителя.

1. Введение в тему:

Прочитайте название стихотворения.

Как вы думаете, о чём оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как её встречают.)

Ребята, а кто из вас любит это время года?

Как вы встречаете зиму, расскажите. (Ответы детей . Они делятся своими впечатлениями.)

Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые снежные одежды.

С раннего детства нам запоминаются стихи о весенней, летней, зимней природе. Читая, их мы словно открываем, книгу природы. Мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства , музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму. Сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил зиму в своём стихотворении И. С. Никитин

(на доске – портрет И.С.Никитина и его книги).

Иван Саввич Никитин (1824-1861) родился в древнем городе Воронеже.

Поэт Никитин хорошо знал заботы и тяготы простого русского человека. Его стихи о родной земле, о природе понятны каждому, они удивительно теплы и искренни. Поэтов русской глубинки читать всегда интересно, они умеют подметить то, что жителям крупных городов не удаётся увидеть.

Никитин всего несколько лет учился в школе. Закончить образование ему не удалось – надо было самому зарабатывать на жизнь, помогать семье. Но он много читал и ещё в школе стал писать стихи.

В своих стихах Иван Никитин правдиво и ярко рассказал о жизни трудового народа, о России, о тружениках.

Особенно хорошо Никитин описывал русскую природу. Мы в этом убедимся, прочитав его стихотворение «Встреча зимы».

2. Знакомство со стихотворением.

«Встреча зимы»

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

О блаками вставал.

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И, Бог знает о чём,

Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, —

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

(20 ноября 1854)

В стихотворение И. С. Никитина дано описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко.

Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен. Он рад и счастлив от обновления природы: воздух легок и чист, снег блестит разноцветным огнем, весело смотрит лес, как алмазы горят капли. Через настроение природы поэт стремится выразить своё состояние и настроение. Автор хочет сказать, что природа живая, что она может грустить и радоваться и влиять на настроение человека.

3. Чтение отрывка стихотворения «эхом».

-А сейчас мы прочитаем стихотворение ещё раз.

-Я читаю две первые строчки каждого столбика, а вы две последние.

4. Выборочное чтение

– Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создаёт как бы подвижные картины природы? (Да, это действительно так.)

– Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.)

– Какой поре посвящено стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.)

– Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. (Ребята зачитывают эти строки. Первый снег закрывает грязь кругом. Становится чисто, светло и красиво.)

– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе.)

– Ребята, любил ли поэт русскую зиму? (Да, он её любил.)

– А как он относился к русским людям, к простому человеку? (Мы видим из отрывки о мужичке, о маме.)

– Как понимаете слова «искони»? (Издавна, с незапамятных времён.)

5. Словарно-лексическая работа

– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву:

Б) Подберите синонимы.

6. Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения

В стихотворение автор использовал много средств выразительности:

Сравнение: капли как алмазы, снежок что белый пушок

Метафора: снег лежит полотном

Эпитеты: сумрачный лес, воздух легок и чист.

Олицетворение: дождь стучал, туман вставал, веял холод, плакал лес, смотрит лес, гостья зима.

Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты:

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей