Урок по астрономии «Звезды и созвездия»

Содержимое файла:

Урок № 3 «Звезды и созвездия».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Предметные: воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии представлений о звездном небе, познакомить с легендами о созвездиях, дать современное представление о виде звездного неба, ввести понятие созвездия и звездной величины, яркие звезды и обозначение, различие по яркости и светимости, работа с подвижной картой звездного неба.

Личностные: сформировать познавательный интерес, убежденность в возможности познания системы мира, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Метапредметные: характеризовать вклад ученых в становление астрономической картины мира, приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.

Задачи:
1. Обучающая: ввести понятия – созвездия, звездная карта (полюс мира, небесный экватор), звездная величина, продолжить формирование умения работать с картой и справочными таблицами.
2. Воспитывающая: на примере понятия «созвездие» показать существенное различие между кажущимся и истинным расположением светил в пределах данного участка неба.
3. Развивающая: актуализируя знания учащихся из курса географии, приступить к формированию умений и навыков работы со звездной картой. Для развития познавательного интереса  к изучаемой теме рекомендовать учащимся ознакомиться с мифами и легендами о звездном небе, способами отыскания созвездий. Полезно сообщить, что знание звездного неба необходимо не только геодезистам, картографам, морякам, летчикам, космонавтам, но и любому человеку важно уметь ориентироваться по звездному небу.

Учащиеся должны знать:

  • понятие созвездия;

  • способ их определения на небе;

  • обозначение звезд и звездной величины;

  • яркие звезды летних и зимних созвездий: Альтаир, Вега, Денеб, Альдебаран, Бетельгейзе, Сириус.

Учащиеся должны уметь:

  • находить на небе основные созвездия (Большой и Малой Медведицы);

  • пользоваться приложением учебника;

  • уметь находить по ПКЗН созвездия и звезды, и оценивать их блеск.

Ход урока:

І. Организационный этап. Перед целепологанием и постановкой задач урока звучит

стихотворение М. В.Ломоносова «Вечернее размышление». (2-3 мин)

Лице свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

ІІ. Актуализация знаний. (8-10 мин)

а) Опрос учащихся по домашнему заданию.
1.Телескопы
    2. Что изучает астрономия. Особенности астрономии и её методов.
б) Карточки учащимся для работы возле доски.

К — 1

К — 2

К — 3

1. Какова разрешающая способность и светосила 30 дюймового [72см] телескопа-рефлектора установленного в 1885г на Пулковской обсерватории (разрушен в годы ВОВ).

1. В чем отличие астрофизики от небесной механики?

1. Какова разрешающая способность и светила орбитального телескопа “Хаббла” выведенного на орбиту 25 апреля 1990г, если диаметр главного зеркала 2,4 м.

2. В каком телескопе ход луча представляет вид

2. Какова разрешающая способность 100 дюймов (2,5м) и светосила телескопа-рефлектора, установленного в 1917г в Маунт-Вилсонской обсерватории США и являющегося самым крупным в мире до 1938г.

2. Начертите схему, поясняющую взаимосвязь астрономии и других наук.

в) Работа с классом по вопросам (стр. 17 учебника).
1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах природоведения, естествознания, физики, истории?
2. В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе.
3. Какие типы небесных тел вам известны?
4. Какие координаты светил называются горизонтальными?
5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной?
6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора?
7. Решением, каких задач занимается небесная механика?
8. Опишите, как координаты Солнца меняются в процессе его движения над горизонтом в течение суток.
9. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны?

10. Почему при наблюдении в школьный телескоп светила уходят из поля зрения?

IIІ. Новый материал [15-20 минут].

(объяснение материала сопровождается показам презентации)
      В безоблачную и безлунную ночь открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звезд — в котором кажется, невозможно разобраться. 
      Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные звездные фигуры (созвездия), называя их именами героев древних мифов и легенд, а так же тех мистических существ, с которыми сражались герои. Так появились на небе Геркулес, Орион, Персей, Андромеда, Орфей. А так же Дракон, Кит, Телец и другие (показать эти созвездия на звездной карте или отдельно). У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звезд (в зависимости от вашего зрения) – а всего видимых звезд около 6000.
      Старейшие по названиям считаются созвездия зодиакальные – пояс, вдоль которого происходит годичное движение Солнца (эклиптика), а также видимые пути Луны и планет. Так созвездия Телец – было известно 4000 лет назад, так как в это время в этом созвездии находилась точка весеннего равноденствия. Интересны описания созвездий в древности.

(показ отрывка мультфильма древнегреческие мифы)

      Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления.
Так: 4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия. 
18 век – Монголия – было 237 созвездий. 
2 век – Птолемей (“Альмагеста”) – описано 48 созвездий.
15-16 век – период великих морских путешествий – описано 48 созвездий южного неба. 
В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829 г содержались 102 созвездия.
      Были попытки переименовать установившиеся созвездия, но не одно название не прижилось у астрономов (там церковь в 1627г издала атлас созвездия “Христианское звездное небо”, давались  названия монархов – Георг, Карл, Людовик, Наполеон).
      Многие звездные карты (атласы) 17-19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один  звездный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша) изданный в 1690 г и имеющий не только точное расположение звезд и впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (глобус Звездного неба).
      Путаница с созвездиями прекращена в 1922 г. Международный астрономический союз (МАС) разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928 году.

Созвездияэто определенные участки звездного неба, разделенные между собой строго установленными границами. 

Звезды каждого созвездия обозначаются буквами греческого алфавита. Первой буквой (альфа) обозначают самую яркую звезду в этом созвездии, а затем следуют звезды слабее и обозначаются буквами «бета», «гамма», «дельта» и другие. Самые яркие звезды имеют собственные имена: Сириус – альфа Большого Пса, Вега – альфа Лиры, Денеб – альфа Лебедя, Альтаир – альфа Орла и так далее их насчитывается более 300 звезд.

     В 125 г до НЭ ГИППАРХ (180-125, Греция) вводит деление звезд на небе по видимой яркости на звездные величины, обозначив самые яркие — первой звездной величины (1m), а еле видимые – 6m (т. е. разность в 5 звездных величин). Позже фотометрическими способами при уточнении звездных величин пришлось ввести дробные числа и даже отрицательные. (показать обозначение — Запись типа m=-1,6m) Итак звездная величина — видимая яркость (блеск) звезды.
     В 1603г Иоганн Байер (1572-1625, Германия) публикует каталог всех видимых звезд и впервые вводит их обозначение буквами греческого алфавита в порядке уменьшения блеска (наиболее яркие). Самые яркие – α, затем β, γ, δ, ε и т.д.
     Поэтому звезды сейчас обозначаются: Вега (α Лиры), Сириус (α Большого Пса), Полярная (α М. Медведицы.

  • Только в 58 созвездиях самые яркие звезды называются α (альфа). В 13 созвездиях самые яркие звезды – β (бета), а в некоторых других – и другие буквы греческого алфавита.

  • Самые большие размеры имеет созвездие Гидра (1303 квадратных градуса).

  • Самые маленькие размеры имеет созвездие Южный Крест – (68 квадратных градусов).

  • Самые большие размеры из видимых в северном полушарии имеет созвездие Большая Медведица (1280 квадратных градусов).

  • Самое большое число звезд ярче второй звездной величины содержит созвездие Орион – 5 звезд.

  • Самое большое количество звезд ярче четвертой звездной величины содержит созвездие Большая Медведица – 19 звезд.

Зодиакальные созвездия — это видимый путь Солнца на фоне звездного неба, который проходит Солнце за год через тринадцать созвездий, начиная от точки весеннего равноденствия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Змееносец, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Двенадцать из них называются зодиакальными. Пояс из двенадцати зодиакальных созвездий называется зодиаком. В таблице приведены названия зодиакальных созвездий и их знаки:

Знак

Название созвездия

Знак

Название созвездия

Знак

Название созвездия

Овен

Лев

Стрелец

Телец

Дева

Козерог

Близнецы

Весы

Водолей

Рак

Скорпион

Рыбы

В каждом зодиакальном созвездии Солнце проводит примерно месяц. Около 2 тысяч лет назад знаки зодиака совпадали с одноименными зодиакальными созвездиями. Причиной смещения знаков зодиака относительно одноименных зодиакальных созвездий является установленная еще Гиппархом Родосским во II веке до н. э. прецессия.

Для ориентирования в Северном полушарии Земли используются следующие 14 звёзд:

  • Полярная (Малая Медведица);

  • Арктур (Волопас);

  • Вега (Лира);

  • Капелла (Возничий);

  • Поллукс (Близнецы);

  • Альтаир (Орел);

  • Регул (Лев);

  • Альдебаран (Телец);

  • Денеб (Лебедь);

  • Бетельгейзе (Орион);

  • Процион (Малый Пес);

  • Альферац (Андромеда);

  • Хамаль (Овен);

  • Мирфак (Персей).

К этим звёздам добавляются 3 звезды южного полушария неба:

  • Сириус (Большой Пес);

  • Спика (Дева);

  • Антарес (Скорпион).

Чтобы безошибочно отыскать навигационную звезду, недостаточно знать, в каком созвездии она находится. В облачную погоду, например, наблюдается только часть звёзд. При космических полётах существует другое ограничение: в иллюминатор виден лишь небольшой участок неба. Поэтому необходимо уметь быстро распознать нужную навигационную звезду по цвету и блеску.

(просмотр видеофрагмента )

IV. Закрепление материала. (8-10 мин)

А) Практическая работа
ПКЗН – у каждого на столе. Посмотреть созвездия:

  •  установить отображаемые границы и наименование созвездий, ярких звезд;

  • найти полярную звезду, созвездия Большой и Малой Медведицы, Ориона, Лиры и т.д.

Б) Проверочный тест.

1

Сколько созвездий насчитывает современная астрономия?

А) 102

Б) 48

В) 88

С) 122

2

Самые яркие звезды являются звездами…

А) первой звездной величины.

Б) шестой звездной величины.

В) нулевой звездной величины.

С) отрицательной звездной величины.

3

Какое количество созвездий в зодиакальном поясе?

А) 12

Б) 88

В) 9

С) 13

4

Сколько можно насчитать видимых звезд на небе?

А) 300

Б) 3000

В) 88

С) 6000

5

Созвездия, какого полушария звездного неба были открыты позже?

А) западного

Б) южного

В) восточного

С) северного

6

Какой греческой буквой обозначается самая яркая звезда в созвездии?

А) α

Б) γ

В) β

С) δ

V. Домашнее задание. §3 (изучить), вопросы (1- 2мин )

Практическое задание: 1) Какая астрономическая ошибка закралась в строке  песни Владимира Высоцкого: «В далеком созвездии тау Кита….»?
2) Каждый ученик получает схематическое изображение созвездия и перечень вопросов, на которые должен найти ответы, использую дополнительную литературу.

    1. Как называется созвездие?

    2. В какое время года его лучше видеть в нашей широте?

    3. Какое это созвездие: северное, южное, зодиакальное, экваториальное?

    4. Назовите самые яркие звезды этого созвездия.

    5. Назовите интересные объекты этого созвездия и укажите их на карте.

VI. Рефлексия. ( нарисовать смайлик на тесте: радостный, веселый, грустный, гневный, задумчивый …).

4

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей