Содержимое файла:
КАК КАЛМЫКИ ПРОВОДИЛИ СВОЙ ДОСУГ
Автор: Сержанов Олег Романович – обучающийся 9 класса
МКОУ «Хартогинская СОШ», п. Хар Толга,
Яшкульского района, Республика Калмыкия.
Руководитель: Четыров Улюмджи Бадмаевич – учитель истории
МКОУ «Хартогинская СОШ», п. Хар Толга,
Яшкульского района, Республика Калмыкия.
Хар Толга, 2018 г.
Картина досуга калмыков вырисовывается при внимательном чтении текстов той эпохи. К любимым занятиям знатных и состоятельных калмыков в свободное время относились охота, в особенности охота с ловчими птицами, псовая охота. Все калмыки, и знатные и простолюдины, любили конные скачки, состязания в стрельбе из лука. Особо стоит национальная борьба – одно из любимых зрелищ калмыков. Кроме того, все калмыки любили слушать сказки и пение народных сказителей – джангарчи.
Важную часть досуга составляли пиры и вечеринки. [4, 30-31]. Помимо свадебных пиров и пиров по случаю рождения ребенка устраивались вечеринки с танцами или без них. Вечеринки с танцами устраивались для молодежи. В роли музыкантш обычно выступали женщины-домбристки или с появлением в калмыцком обиходе саратовской гармони – гармонистки. Они, сменяя друг друга, играли всю ночь. На вечеринках пели песни, обычно с песни вечеринка начиналась.
И, наконец, среди калмыков была распространена интеллектуальная игра в шахматы.
Читая Указ императрицы коменданту крепости Ставрополь-на-Волге полковнику Змееву относительно Дондг-Даши, можно понять, что калмыцкая знать в Ставрополе-на-Волге развлекалась охотой. Дондг-Даши с женою позволялось «выехать в поле на охоту с птицами или со псовою охотой». [2]. В Указе предусмотрены были даже расходы на покупку дорогих ловчих птиц. Змееву было предписано «как и княгиню Тайшину сужать ястребами и соколами» владельца Дондг-Даши. [2]. Получить в подарок от императрицы дорогую ловчую птицу было весьма престижно по тем временам и нравам.
Охота с ловчими птицами была древней забавой монголов. У волжских калмыков она сохранялась вплоть до XX в. Н.А. Нефедов характеризуя досуг калмыков пишет, что они разнообразят досуг «слушая сказки, или выезжают в поле на охоту с гончими собаками и балабанами». [6, 312]. Страстным охотником был князь Церен-Норбо Тюмень, брат героя Отечественной войны 1812 года Сербе-Джаба Тюменя. Он владел соколами, балабанами, ястребами, с которым охотился на лебедей, гусей, уток, дроф.[7]. Как пишет Дюма, в имении Тюменей был превосходный сокольничий двор — 12 обученных соколов и столько же учеников, которых еще дрессировали. Цена хорошо обученного сокола, по данным Дюма, составляла от 2 до 4 тысяч франков. Дюма дает подробное описание охоты на лебедей во время своего визита в имение князей Тюменей под Астраханью. [3, 175].
Популярной у калмыков была псовая охота. Для этих целей калмыки держали охотничьих собак. Владельцы имели штат нохайчи – слуг, ухаживающих за собаками.
Способы охоты калмыков на сайгаков, кабанов, волков и зайцев описаны в этнографической литературе. Калмыки восемнадцатого века проводили даже старинную монгольскую облавную охоту, описанную арабским историком Джувейни в XIII веке.[10, 19-22]. Так, зимой 1757-58 гг. Дондг-Даши собрал на Куме около 2 тысяч человек, которые должны были идти с его сыном Убаши на облавную охоту. Такое скопление калмыков даже вызвало тревогу астраханского губернатора. [1, 131].Смысл облавной охоты — оцепить кругом территорию степи и, постепенно уменьшая круг, загонять туда диких животных.
Другой популярный вид развлечения всех калмыков, независимо от благосостояния и знатности – конные скачки. Восстановим картину, опираясь на описание очевидца скачек в имении князя Сербе-Джаба Тюменя. [7]. Место скачки представляло собою цирк, окружностью 4 версты 20 саженей. Всадники должны были проехать 8 кругов. 50 скакунов преодолели первый круг за 8 с половиной минут, второй – за 9, далее с нарастающей скоростью. Последний, восьмой круг был преодолен за 5 минут и 45 секунд. Восемь кругов всадники преодолели за 65 минут. Первый и второй призы составлял – 2 верблюда и 2 лошади, третий – 1 верблюда и 2 лошади. Всего было 6 призов. Последний приз – 1 корова.
Автор отмечает, что хотя калмыцкие лошади не очень красивы, но обладают несомненными достоинствами. Главные из них – легкость и крепость сложения, необыкновенная быстрота. Они более пригодны для верховой езды, чем к упряжи. [7].
Все калмычки были прекрасными всадницами. Дюма был впечатлен той метаморфозой, которая произошла с оседлавшими лошадей придворными дамами княгини Тюмень. Он пишет, что «они издали радостный крик, подобрали между ног свои парчовые юбки, так что перед оказался сзади, а задняя часть спереди, взялись за поводья, впрыгнули в седла, не прибегая к помощи стремян, и нисколько не смущаясь тем, что их ноги оголились до колен, так как на них были простые полусапожки, помчались бешеным галопом, издавая дикие крики, которые, казалось, выражали живейшую радость». [3, 169]. Одежда калмычки была приспособлена для верховой езды. Платье-безрукавка цегдг, которое одевалось поверх платья, имело разрез сзади и распашные борта спереди.
В Хошеутовском улусе, которым управлял князь Тюмень, было в то время 17 119 лошадей. Как пишет очевидец, зная о склонности князя к коневодству, император пожаловал ему для улучшения завода трех жеребцов арабской и английской породы. [7].
Состязания в стрельбе из лука – также древняя забава монголов. Природная зоркость калмыков делала их меткими стрелками.
Другая любимая забава калмыков – борьба. Литография Скотникова позволяет нам увидеть одну из традиционных забав калмыков – «бёки барилдан», борьбу силачей. Этнограф П. Небольсин, описывая калмыцкую национальную борьбу, заметил, что такого не встретить у соседних с калмыками народов. Он называет калмыцкую борьбу подобием «древних олимпийских игр, победа на которых венчает победителя славою не омрачимою и быстро разносящеюся по целому калмыцкому миру». [5,144]. С восхищением он пишет: «Надо быть художников в душе, быть присяжным ваятелем или живописцем, чтоб уметь передать те беспрерывные изменения в положении мускулов и в грациозности и изяществе поз, которые борцы принимают». [5,144]. Другой свидетель говорит о калмыцких борцах – «это атлеты, вылитые в бронзу!». [8].
Каждый из калмыцких владельцев стремился иметь свою школу национальной борьбы. Борцы владели секретами более чем двумястами приемов борьбы.[9]. Победители награждались ценными призами. Награда была и испытанием на прочность — победитель должен был съесть целиком барана! Не всем это удавалось…
Любимым занятием калмыков в свободное время было слушание сказок и особенно джангарчи – народных певцов. «Джангар» — это калмыцкий героический эпос, история которого насчитывает больше 550 лет. Появился эпос в период объединения 4-х ойратских племен в Джунгарское ханство. Первый исследователь эпоса А. А. Бобровников (1854) признал, что это оригинальное калмыцкое произведение, имеющее народный характер.
Весьма популярной среди калмыков была игра в шахматы (шатр) и шашки (дове). В шахматы играла не только знать и духовенство, но и простолюдины. И. Житецкий, описавший быт астраханских калмыков в девятнадцатом веке отмечал, что «редкий хотон не имеет шахмат и мало калмыков мужчин не играющих в них». [4, 38]. Настоящая шахматная доска и фигуры были недешевыми. Только богатые и знатные могли купить их. Простые калмыки использовали самодельные шахматные фигуры – маленькие деревянные кругляшки, в которые вбивалось разное число гвоздиков или делались нарезы. Каждая фигура обозначалась определенным числом вбитых гвоздиков. [4, 38].Обычно за игрой наблюдают зрители, которые тоже участвуют в игре своими советами и замечаниями. Никто не будет спорить, что игра в шахматы развивала интеллектуальные способности калмыков.
Видимо, врожденной любовью калмыков к этой древней игре можно объяснить популярность шахмат в современной Калмыкии. Первый президент Республики Калмыкия К. Илюмжинов, являющийся президентом Всемирной шахматной федерации ФИДЕ, много сделал для популяризации шахмат. В последние годы в Калмыкии выросло много талантливых молодых шахматистов.
Литература
-
Батмаев М.М. Калмыки в 17-18 веках. События, люди, быт. Элиста, 1993.
-
ГАОО. Фонд 2. Оп.1. д.5, л. 13, 13 об.
-
Дюма А. От Парижа до Астрахани // Волга. 1991. № 11.
-
Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886 гг. М., 1893.
-
Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса. СПб., 1852.
-
Нефедов Н.А. Подробные сведения о волжских калмыках // Журнал Министерства внутренних дел. 1834. 12. № 6.
-
Н-ский. Конская скачка в сельце Тюменевке, принадлежащей полковнику князю Сербе-Джабу Тюменю с братьями // Астраханские губернские ведомости. 1839. № 38.
-
Огородников П. На пути в Персию и прикаспийские провинции ее. СПб., 1878 /режим доступа/ http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Persien/XIX/1860-1880/Ogorodnikov_1/text2.htm
-
Цандыков В.Э. Основы базовой техники калмыцкой национальной борьбы "Бөки барилдан».- Элиста: НПП «Джангар», 2009.
-
Чингис-хан. История завоевателя мира, записанная Ала ад-дином Ата-Меликом Джувайни / Пер. с англ. Е. Е. Харитоновой. М., 2004.
4