Рабочая программа и КТП элективного курса «История Ставрополья» 10 класс 2021-2022 уч.г.

Содержимое файла:

Рассмотрена на заседании методического Согласовано зам. директора Утверждена приказом

объединения учителей образовательной по УВР __________________ директора школы области «Общественно-научные предметы» (Фоменко А.А.) №______от_______2021 г

и рекомендована к утверждению « » 2021 г ____________ Ломонос О.С.

протоколом № 1 от _______________

Руководитель МО _________________

( Боярская Г.Н.)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Рабочая программа элективного курса

«История Ставрополья»

10 класс

учителя Боярской Галины Николаевны

2021-2022 учебный год

Нормативную правовую основу настоящей примерной образовательной программы учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее — ФГОС СОО);

  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) (далее — ПООП СОО).

Примерная образовательная программа учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования (далее — программа), разработана на основе требований ФГОС СОО и ПООП СОО к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт.

Учебник:

-10 класс: М.Е.Колесникова, Т.Н. Плохотнюк, Н.Д. Судавцов, Н.Г.Масюкова, В.А.Бабенко, С.Н.Котов- Издат. «Просвещение» 2021 год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»

Личностные

  • Российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа, жителей Ставропольского края и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину, Ставропольский край, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, на территории Ставропольского края.

Метапредметные

  • Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать позиции в познавательной деятельности;

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные

  • Рассматривать историю Ставропольского края как неотъемлемую часть истории России;

  • знать основные даты и временны́е периоды истории Ставрополья;

  • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Ставропольского края;

  • представлять культурное наследие Ставропольского края;

  • работать с историческими документами, сравнивать различные исторические документы по истории Ставропольского края, давать им общую характеристику;

  • анализировать информацию из различных источников;

  • соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями региональной истории;

  • использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

  • использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

  • составлять описание исторических объектов и памятников Ставропольского края на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;

  • работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;

  • читать легенду исторической карты;

  • владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по истории Ставропольского края;

  • оценивать роль личности в истории Ставропольского края;

  • ориентироваться в дискуссионных вопросах истории Ставропольского края ХХ в. и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Выпускник на базовом уровне научится:

  • рассматривать историю Ставрополья как неотъемлемую часть истории России;

  • знать основные даты и временные периоды региональной истории;

  • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Ставрополья;

  • представлять культурное наследие Ставропольского края;

  • работать с историческими документами;

  • сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;

  • критически анализировать информацию из различных источников;

  • соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

  • использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

  • использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

  • составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;

  • работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;

  • читать легенду исторической карты;

  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по региональной исторической тематике.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • устанавливать аналогии и оценивать вклад Ставрополья в культурное наследие страны;

  • определять место и время создания исторических документов;

  • проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении современной истории Ставропольского края;

  • понимать объективную и субъективную обусловленность оценок характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;

  • использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;

  • анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской истории ХХ в.;

  • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам региональной истории с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

«ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»

10 класс

История Ставрополья с 1914 г. до начала XXI в.

Ставрополье в годы Первой мировой войны

Влияние Первой мировой войны на политическую и социальную ситуацию, хозяйственную жизнь в стране и на Ставрополье. Поиск новых подходов к организации хозяйственной жизни в условиях войны. Затруднения, связанные со сложностями функционирования транспортной системы. Освоение выпуска военной продукции на Ставрополье. Проблема беженцев. Перелом в массовом сознании населения, недовольство политикой властей. Ухудшение ситуации с продовольственным снабжением населения. Стихийные волнения женщин-солдаток «на почве экономических отношений с торговцами». Героизм ставропольцев на фронтах Первой мировой войны.

Великая российская революция 1917 г. и Ставрополье: события и последствия

Причины и ход развития революционных действий на Ставрополье. Рост политической активности населения. Влияние эсеров. Политическая агитация и просвещение масс в ходе революции. Антивоенные настроения в обществе. Рост дезертирства. Кризис доверия власти. Выступление генерала Корнилова. Рост влияния большевиков в регионе. Разрушение хозяйственной жизни и радикализация массовых настроений. Усиление притока солдат-дезертиров с фронта и поддержка партии большевиков. Провозглашение Ставропольской советской республики.

Гражданская война на Ставрополье

Истоки Гражданской войны. Национализация промышленных предприятий и их закрытие. Рост безработицы на Ставрополье. Реализация Декрета о земле и перераспределение земель в пользу бедняков и малоимущих. Усиление классового раскола в обществе. Основные события Гражданской войны на Ставрополье. Ожесточенность противоборства сил Белого движения и Красной Армии. Падение советской власти на Ставрополье в 1919 г. Рост массового недовольства крестьянства политикой белых. Наступление Красной Армии и поражение антисоветских сил в 1920 г.

Ставрополье в годы нэпа

Влияние нэпа на вывод Ставрополья из состояния послевоенной разрухи, преодоление последствий засухи и голода 1921–1922 гг. Появление коммун, сельхозартелей, ТОЗов и колхозов. Декрет ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. и его последствия для крестьянства Ставрополья. Восстановление промышленного производства и развитие производственной кооперации на Ставрополье. Экономические декреты 1920–1921 гг. Развитие советской системы образования. Возникновение противоречий в социально-экономическом развитии и постепенное свертывание нэпа.

Коллективизация и ее последствия

Идейные истоки коллективизации. Хлебозаготовительный кризис и переход к форсированному курсу коллективизации. Коллективизация на территории Ставропольского и Терского округов. Причины, побуждавшие крестьян вступать в колхозы. Постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Коллективизация и ее основные этапы. Раскулачивание: политика и практика. Хлебозаготовки и голод 1932–1933 гг. на Ставрополье.

Формирование советского культурного пространства на Ставрополье в 1920–1930-х гг.

Борьба с безграмотностью на Ставрополье в рамках «культурной революции». Деятельность чрезвычайных комиссий по ликвидации неграмотности. Поиски новых форм педагогической работы. Формирование структуры высшего профессионального образования. Складывание пространства художественной культуры. Развитие театрального искусства, библиотечной сети и краеведения. Деятельность АХРР. Периодическая печать и музыкальная жизнь Ставрополья. Укрепление межнационального культурного диалога. Антирелигиозная пропаганда. Результаты культурных преобразований на Ставрополье.

Ставрополье в годы Великой Отечественной войны: 1941–1942 гг.

Первые сообщения о начале войны на Ставрополье. Задачи мобилизации: призыв на фронт и перестройка экономики края на выпуск военной продукции. Работа аграриев края, движение передовиков на предприятиях. Сбор средств и оказание помощи фронту. Работа госпиталей по приему раненых с фронта. Помощь освобожденным территориям.

Битва за Кавказ: 1942–1943 гг.

Наступление немецко-фашистских захватчиков на Сталинград и Кавказ. Планы военного командования вермахта. Боевые действия в предгорьях Кавказа и на перевалах Главного Кавказского хребта. Оккупационный режим на территории края. Борьба партизан и подпольщиков с захватчиками. Изгнание врага с территории Кавказа.

Возрождение Ставрополья после освобождения от немецко-фашистской оккупации

Экономика края в период после оккупации. Проблемы восстановления сельского хозяйства и промышленности края. Помощь Ставрополью из других регионов СССР. Активное вовлечение Ставропольского края в помощь соседним регионам и фронту. Итоги восстановления экономики.

Ставропольцы на фронтах Великой Отечественной войны

Участие ставропольцев в боях против немецко-фашистских захватчиков. Военные операции, участниками которых стали жители края. Подвиги, совершенные ставропольцами. Боевые заслуги соотечественников. Боевой вклад женщин Ставрополья в победу над врагом. Оценка советским командованием деятельности героев.

Приложение

Рассмотрено на заседании методического Согласовано зам. директора Утверждено приказом

объединения учителей образовательной по УВР __________________ директора школы области «Общественно-научные предметы» (Фоменко А.А.) №______от_______2021 г

и рекомендовано к утверждению « » 2021 г _____________ Ломонос О.С.

протоколом № от _________2021 г

Руководитель МО _________________

( Боярская Г.Н.)

Календарно – тематическое планирование истории (10 класс)

N п/п

Тема, урок

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Введение (1 ч)

Урок 1. Край наш — Ставрополье

1

Раздел I. История Ставрополья с 1914 г. до 1946 года

Ставрополье в годы Первой мировой войны (2 ч)

Урок 2

Ставрополье в годы Первой мировой войны

1

Урок 3

Ставропольцы на фронтах Первой мировой войны

1

Великая российская революция 1917 г. и Ставрополье: события и последствия (3 ч)

Урок 4

Великая российская революция 1917 г. и Ставрополье: события и последствия

1

Урок 5

Рост влияния большевиков на Ставрополье

1

Урок 6

Установление советской власти на Ставрополье

1

Гражданская война на Ставрополье (5 ч)

Урок 7

Гражданская война на Ставрополье. Истоки войны

1

Урок 8

Борьба красных и белых за Северный Кавказ

1

Урок 9

Ставрополье под властью белых. Итоги гражданской войны

Урок 10

Выдающиеся личности Ставрополья в годы Гражданской войны

1

Урок 11

Наш земляк-М.Т.Малиновский — Красный Орёл-герой Гражданской войны

1

Ставрополье в годы нэпа (3 ч)

Урок 12

Ставрополье в годы нэпа. Голод начала 1920-х гг. и его последствия на Ставрополье

1

Урок 13

Экономика Ставрополья в годы нэпа

1

Урок 14

Свертывание и значение нэпа

1

Коллективизация и ее последствия(3 ч)

Урок 15

Коллективизация на территории Ставропольского и Терского округов

1

Урок 16

Раскулачивание

1

Урок 17

Последствия коллективизации

1

Формирование советского культурного пространства на Ставрополье в 1920–1930-х гг. (3 ч)

Урок 18

Ликвидация неграмотности. Развитие системы образования

1

Урок19

Она была первой. Волкова А.А — учитель с. Малые Ягуры

1

Урок 20

Культурное пространство на Ставрополье

1

Ставрополье в годы Великой Отечественной войны: 1941–1942 гг. (3 ч )

Урок 21

В первые дни войны

1

Урок 22

«Всё для фронта! Всё для победы!»

1

Урок 23

Наши односельчане-участники войны

1

Битва за Кавказ: 1942–1943 гг.(5 ч)

Урок 24

Планы германского командования

Уроу 25

Захват немецко-фашистскими войсками Северного Кавказа

Урок 26

Оккупационный режим на Ставрополье

Урок 27

Борьба с оккупантами. Партизаны и подпольщики

Урок 28

Освобождение края от немецко-фашистских захватчиков

Возрождение Ставрополья после освобождения от немецко-фашистской оккупации (2 ч)

Урок 29

Последствия вражеской оккупации

Урок 30

Итоги начального этапа восстановления Ставрополья

Ставропольцы на фронтах Великой Отечественной войны (4 ч)

Урок 31

Боевой путь воинских частей, сформированных на Ставрополье

Урок 32

«Созвездие славных»

Урок 33

Ставропольцы – Герои Советского Союза

Урок 34

Великая Отечественная война в истории моей семьи

Итоговое повторение (1 ч)

Урок 35

Итоговое занятие

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей