Содержимое файла:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Развитие руки в истории человечества трудно переоценить. Именно их развитие и особенно развитие движений пальцев дало возможность человеку овладеть трудовыми операциями, путем жестов развить тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Это и есть моторика, под которой понимаются «все формы движения, свойственные человеку — от простейших двигательных реакций до сложных двигательных действий и различных умений и навыков)».
Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг».
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение. Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. А.Р. Лурия отмечал, что «кисть руки — это своеобразный орган рeчи, который может быть приравнен к aртикуляциoнному aппaрaту. Следовательно, с этoй тoчки зрeния, мелкая моторика рук — это eщe oднa рeчeвaя зoнa мoзгa».
Известный физиолог И.П. Павлов считал взаимосвязанными те процессы, которые происходят при развитии рук и мышления, Он писал: «Руки человека учат его голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Невропатология располагает обширным фактическим материалом, показывающим теснейшую связь функции речи и двигательного анализатора. Исходя из этого, М.М. Кольцова провела серию экспериментов, результаты которых указывают на то, что широкое включение двигательного анализатора почти вдвое ускоряет появление голосовых реакций у детей второго года жизни, а также сказывается на их качестве. Ограничение же движений, наоборот, очень скоро приводит к ухудшению качества речевых реакций.
Поскольку в двигательной проекции различных частей тела в прецентральной извилине проекция кисти руки занимает более чем треть площади и располагается в непосредственной близости от речевых зон, то можно предположить, что тренировка тонких движений пальцев рук может оказать большое влияние на развитие активной речи, чем тренировка общей моторики.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Речь – это сложившиеся в процессе форма общения, опосредствованная языком.
Моторика и речь тесно связаны между собой исторически и физиологически. В коре головного мозга области, отвечающие за речь и движения, находятся по соседству. Когда в деятельности ребёнка задействованы движения кисти и пальцев, активизируется не только зона мелкой моторики, но и зона речи, и наоборот.
Количество обучающихся с речевой патологией с каждым годом заметно растёт. Нарушения чтения и письма у участников образовательных отношений носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. У детей с ОНР наряду с замедленным развитием локомоторных функций наблюдается некоторое отставание двигательной сферы. (Т.Б. Филичева,Г.В.Чиркина).
Особенности двигательной сферы детей с ОНР:
— общая моторная неловкость;
— неуклюжесть;
— дискоординация движений;
— недостаточная ритмичность движений;
— нарушение динамического и статического равновесия;
— моторная истощаемость: замедление темпа, смазанность, неточность движений;
— аритмичность и неточность пальцевых движений.
Цель работы – создание такой системы взаимодействия между учителем-логопедом и учителем начальных классов, направленной на развитие мелкой моторики руки и стимулирование всех компонентов речи у обучающихся начальной школы с общим недоразвитием речи.
Значение упражнений для развития мелкой моторики:
-
координируют движения пальцев рук;
-
развивают у детей гибкость и подвижность пальцев и кистей рук;
-
повышают тонус коры головного мозга;
-
развивают речевые центры коры головного мозга;
-
стимулируют речевую активность;
-
согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи;
-
способствуют улучшению артикуляционной моторики;
-
развивают чувство ритма координацию движений;
-
развивают психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь;
-
подготавливают руку к письму.
Виды деятельности, которые способствуют развитию моторной и речевой сфер обучающихся с ОНР:
-
пальчиковая гимнастика;
-
кукольный театр (куклы Бибабо);
-
пальчиковый твистер;
-
игры с резинками;
-
игры с прищепками;
-
шарики Су-джок;
-
игры-шнуровки;
-
мозаика;
-
пазлы;
-
игры с крупами;
-
игры с наклейками;
-
лепка с проговариванием;
-
дорисовывание (рисование) предметов с проговариванием;
-
обведение трафаретов;
-
логоритмические упражнения.
Коррекционно-педагогическая работа носит комплексный характер и предполагает не только развитие мелкой моторики руки обучающихся, но и совершенствование их общих и артикуляционных движений, а также познавательной деятельности, речи, зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти. Принцип комплексности предусматривает отработку соответствующих двигательных умений и навыков в различных видах деятельности и формах занятий (письмо, изобразительное искусство, логопедические и логоритмические занятия, трудовое обучение, самообслуживание).
Таким образом, совместная деятельность учителя-логопеда и учителя начальных классов, включающая в себя систематические упражнения по развитию мелкой моторики в комплексе с развитием речевой системы в целом у обучающихся с общим недоразвитием речи, даёт положительные результаты.
Литература:
-
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М.: Академия, 2010. — 284 с.
-
Гаврина С.Е. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. — Ярославль: Академия развития, 2012. — 165 с.
-
Крaсильникoвa Н.A. Игры для рaзвития мeлкoй мoтoрики у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. — М.: Владос, 2011. — 237 с.
-
Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. — М.: Литера, 2008. — 218 с.