Рабочая программа по МХК для 10 класса

Содержимое файла:

Пояснительная записка

Цель изучения МХК в 10 классе среднего (полного) общего образования – формирование общей культуры учащихся, связанной с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования и задачами социализации.

Задачи уроков мировой художественной культуры в 10 классе:

-освоение знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох , стилей, направлений и национальных школ в искусстве;

— развитие представлений о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений;

— постижение специфики языка разных видов искусства;

— развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышлений;

— воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия различных произведений искусства;

— воспитание толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;

— овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

— использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Рабочая программа по МХК для 10 класса (2016-2017 учебный год) составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089// Сборник нормативных документов. Искусство. Министерство образования Российской Федерации. – М.: Дрофа.

  1. Рапацкая Л.А. Программы курса.10-11 классы .Мировая художественная культура (допущен Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации). –Москва : Гуманитарный издательский центр «Владос» , 2010.

Используемый учебник : Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10класс (учебник в 2 частях).- Москва : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014.

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Приказ № 01-07/128 от 29.08.16 «О годовом календарном графике». Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета.

Тематическое планирование

  1. Художественная культура первобытного мира – 1 час.

  2. Художественная культура Древнего мира – 15 часов.

  3. Художественная культура Средних веков – 10 часов.

  4. Художественная культура Ренессанса – 8 часов.

Поурочное планирование

Тема: Художественная культура первобытного мира (1 час )

№1. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал-единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Резьба по дереву, камню, кости.«Палеолитические Венеры».Архаические основы фольклора. Миф и современность.

Тема: Художественная культура Древнего мира (15 час)

1. Культура Древнего Египта.

Архитектура страны фараонов. Пирамиды, наземные храмы. Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц. Рельефы и фрески.Пирамиды Гизы, Храмы Карнака и Луксора. Большой сфинкс из погребального комплекса пирамиды Хефрена в Гизе. Скульптуры Рахотеп и Нефрет, голова царицы Нефертити, колоссы Рамзеса II в Абу-Симбеле. Гробница Тутанхамона.

2. Художественная культура Древней Передней Азии.

Особенности художественной культуры Месопотамии. Архитектура зиккуратов. Красочность ансамблей Вавилона. Образы эпоса («Сказание о Гильгамеше») и мифов в декоре храмов и светских сооружений (Комплекс Вавилона. Столб с законами Хаммурапи. Ассирийские дворцы. «Голова Саргона» из Ниневии. Барельефы из глины. Изображение Гильгамеша).

3 Обобщающий урок. Тестирование.

4. Художественная культура Древней и Средневековой Индии.

Древнеиндийский эпос «Махабхарата» и «Рамаяна». Индуистский храм буддийская ступа – модели вселенной древней Индии. Изобразительное искусство и музыка (Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кханджурахо ).

5. Художественная культура Древнего и Средневекового Китая.

Философская основа китайской культуры. Учение Лао-цзы и Конфуция. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений в храме Неба в Пекине. Жанры китайской живописи. (Великая китайская стена, запретный город Гугун, храм Неба, парк Ихэюань в Пекине).

6. Художественная культура Древней и Средневековой Японии.

Эстетика синтоизма в японской культуре. Храмы Древней Японии. Философия и мифология в садовом искусстве Японии. Нетрадиционные виды искусства: единоборства, чайная церемония, икебана, скульптура нэцке. (Святилище Аматерасу в Иссе, чайный домик, сад камней, гравюра на дереве).

7. Художественная культура Древнего и Средневекового мусульманского Востока.

Шедевры исламской архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана. Характерные черты изобразительного искусства. Литература арабского Востока. Арабская поэзия. («Книга песен», «Сказки 1001 ночи» ).

8. Искусство доколумбовой Америки.

Художественная культура классического периода.Искусство ацтеков. Культура майя. Искусство инков. (Архитектура и рельеф Паленке, Чичен-Ица, Теночтитлан).

9. Обобщающий урок.

10. Культура Античности. Культура Древней Греции.

Мифологическая картина мира. Образы античных богов. Основные этапы развития античной культуры. Древнегреческая архитектура.

11. Культура Древней Греции в период классицизма.

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Идеалы красоты человека в античной скульптуре. Искусство театра. Изобразительное искусство, вазопись (Комплекс афинского Акрополя: Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос. Изображение черно-лаковых и краснофигурных сосудов. Изображения куросов и кор. Поликлет «Дорифор», Мирон «Дискобол», Скопас «Менада», Пракситель «Гермес с Дионисом», «Раненая амазонка». Театр Диониса в Афинах. Изображения греческих масок. Отрывки из произведений Эсхила, Софокла, Эврипида).

12 . Творческая работа (импровизированная экскурсия в афинский Акрополь или составление рассказа о бое гладиаторов в Риме ).

13. Эллинизм.

Слияние восточных и античных традиций в эллинизме. Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь. Скульптура эллинизма (Леохар «Аполлон Бельведерский», Лисипп «Апоксиомен», «Голова Александра Македонского» из Пергама». Ника Самофракийская, Агесандр «Афродита Милосская», Пергамский Алтарь Зевса, Лаокоон).

14. Культура Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима. Римский скульптурный портрет. Фресковые и мозаичные композиции. (Римский форум. Колизей. Пантеон, триумфальные арки и общественные сооружения. Капитолийская волчица. Конный портрет Марка Аврелия в Риме. Скульптурные портреты Каракаллы, молодой римлянки, императора Константина. Роспись стен Золотого дома Нерона в Риме. Мозаики и фрески Помпеи).

15. Обобщающий урок.

Тема: Художественная культура Средних веков (10 часов).

1. Византийская культура

София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Византийские мозаики. Искусство иконописи (Храм св. Софии в Константинополе: архитектура, мозаика, фрески). Мозаики церкви Сан Витале в Ровенне. Икона «Владимирской богоматери».

2. Архитектура Древней Руси.

Древнерусский крестово – купольный храм. Собор св. Софии в Киеве. Архитектура Великого Новгорода. Архитектура Владимиро – Суздальского княжества. Московское зодчество. (Собор св. Софии в Киеве. Мозаика «Богоматерь Оранта» в соборе Софии Киевской. Церковь Спаса Преображения в Новгороде.Церковь Покрова на Нерли. Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире. Ансамбль Московского Кремля. Успенский и Архангельский соборы в Московском Кремле.

3. Изобразительное искусство Древней Руси.

Икона и иконостас. Новгородская живопись. Изобразительное искусство Владимиро – Суздальского княжества. Творчество Андрея Рублёва и Феофана Грека. (Феофан Грек и фрески церкви Спаса Преображения. Иконы «Богоматерь Великая Панагия», «Св. Георгий». Андрей Рублёв «Троица», «Спас» (икона из Звенигородского чина).

4. Духовно – нравственные основы русской художественной культуры.

Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный светом христианства. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты. От раздробленности княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля.

5. Архитектура и живопись Древнего Ярославля.

Архитектура средневековых ярославских храмов. Спасский монастырь. Церковь Ильи Пророка. Фресковая живопись. Ярославская иконопись. Золотой век ярославской живописи XVII века.

6. Урок – экскурсия. «Спасский монастырь (архитектура и отдел древнерусского искусства).

7. Урок – экскурсия. (Митрополичьи палаты – отдел древнерусского искусства ЯХМ).

8. Архитектура Западноевропейского Средневековья

Христианские основы средневекового европейского искусства. Романский стиль в архитектуре. Средневековая готика. Готический собор как образ мира (Собор в Вормсе. Собор в Шартре. Собор Парижской богоматери. Собор в Реймсе. Собор в Кельне. Вестминстерское аббатство).

9. Изобразительное искусство Средних веков.

Скульптуры романского стиля. Скульптуры готических соборов. Миниатюра и живопись. Искусство витража. (Королевский портал собора в Шартре. Рельеф «Страшный суд» портала собора в Отене. Скульптуры собора в Реймсе «Встреча Марии и Елизаветы», «Христос – странник». Витражи собора в Шартре. Миниатюра Утрехтской псалтыри).

10. Обобщающий урок.

Тема: Художественная культура Ренессанса (8 часов).

1. Возрождение в Италии. Искусство Флоренции.

Искусство Возрождения – новый этап в развитии европейской культуры. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Скульптурные шедевры Донателло. Переворот в живописи: Мазаччо. Образы Боттичелли. (Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Брунеллески. Капелла Пацци. Палаццо Векьо. Донателло «Давид», конная статуя кондотьера. Мазаччо. Росписи капеллы Бранкаччи. Боттичелли «Весна», «Рождение Венеры», «Рождество», «Поклонение волхвов».

2. Живопись Проторенессанса и раннего Возрождения.

Мастера итальянского Проторенессанса. Живопись Джотто. Живопись раннего Возрождения (Джотто. Роспись капеллы Скорвенья в Падуе. Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем». Антонелло да Мессина, Святой Себастьян»).

3. Высокое Возрождение. Титаны Возрождения.

Мир Леонардо до Винчи (Леонардо да Винчи «Автопортрет», «Портрет Моны Лизы», «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря»). Величие Микеланджело (Микеланджело «Давид», Сикстинская капелла в Ватикане, Гробница Джулиано Медичи в церкви Сан Лоренцо во Флоренции). Гений Рафаэля (Рафаэль «Автопортрет», «Мадонна Конестабиле», «Мадонна со щеглёнком», «Сикстинская мадонна»).

4. Возрождение в Венеции.

Архитектурный облик Венеции. Джорджоне и венецианская живопись. Художественный мир Тициана и Веронезе. Трагический мир Тинторетто (Вид Адриатического побережья. Большой канал. Собор Св. Марка и дворец дождей в Венеции. Джорджоне «Гроза», «Юдифь». Веронезе «Пир в доме Левия», «Триумф Венеции». Тициан «Венера Урбинская», «Кающаяся Мария Магдалина», «Св. Себастьян». Тинторетто «Тайная вечеря»).

5. Северное Возрождение.

Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Нидерландская и немецкая живопись. Иероним Босх. Творчество Питера Брейгеля. Живопись и гравюра Дюрера (Гентский алтарь Ян ван Эйка, гравюры Альбрехта Дюрера «Четыре всадника» (иллюстрация к Апокалипсису), «Автопортрет». Иероним Босх «Несение креста», «Страшный суд». Питер Брейгель «Страна лентяев», «Охотники на снегу», «Слепые»).

6. Музыка и театр эпохи Возрождения.

Музыкальная культура Возрождения. Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира. Историческое значение культуры Возрождения.(Фонограмма «Лютневая музыка XVII века, изображение театральных персонажей комедии дель арте, изображение театра «Глобус» в Лондоне).

7. Защита проектов учащихся.

8.Защита проектов учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения МХК на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

— основные виды и жанры искусства

— изученные направления и стили МХК

— шедевры МХК

— особенности, язык различных видов искусства

Уметь

— узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением

— устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями различных видов искусства

— пользоваться различными источниками информации о МХК

— выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— выбора путей культурного развития

— организации личного и коллективного досуга

— выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства

— самостоятельного художественного творчества.

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей