« …Эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды» (В.Стасов)

Содержимое файла:

Федотов  Павел Андреевич  (1815 – 1852) … Эта крупинка была чистое золото  и принесла потом великие плоды  В.В.Стасов Презентацию к уроку МХК, 11 класс выполнила учитель МХК Павлова Т.Г.,  МАОУ СОШ № 20, г. Первоуральск

Федотов Павел Андреевич (1815 – 1852)

… Эта крупинка была чистое золото

и принесла потом великие плоды

В.В.Стасов

Презентацию к уроку МХК, 11 класс

выполнила учитель МХК Павлова Т.Г.,

МАОУ СОШ № 20, г. Первоуральск

Федотов Павел Андреевич

Федотов Павел Андреевич

  • высоко талантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времен, родился в Москве 22 июня 1815 г.

Федотов Павел Андреевич

Федотов Павел Андреевич

  • 1826 г. (11 лет) — воспитанник 1 московского кадетского корпуса
  • 1830 г. (15 лет) — унтер-офицер
  • 1833 г. (18 лет) — фельдфебель
  • 1833г. окончил курс первым учеником (имя внесено на почетную мраморную доску в актовом зале корпуса)

«Встреча великого князя»  окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие   «Освящение знамен в Зимнем Дворце, обновленном после пожара» предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц

«Встреча великого князя» окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие

«Освящение знамен в Зимнем Дворце, обновленном после пожара»

предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц

В 1844 году (29 лет) Федотов выходит в отставку и решает осуществить свою мечту: стать профессиональным художником

  • В 1844 году (29 лет) Федотов выходит в отставку и решает осуществить свою мечту: стать профессиональным художником

«Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крест», 1848 г, ГТГ, Москва

«Свежий кавалер»,

или «Утро

чиновника,

получившего

первый крест»,

1848 г, ГТГ,

Москва

Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице не дрогнет. Злость, чванство, вконец опошлившаяся жизнь - все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди.

Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице не дрогнет. Злость, чванство,

вконец опошлившаяся жизнь — все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди.

В первой картине Федотов только пробовал себя в масляной живописи.  Вводя цвет, он скорее раскрашивал отдельные предметы, чем объединял их в гармоничную цветовую композицию.

В первой картине Федотов

только пробовал себя в

масляной живописи.

Вводя цвет, он скорее

раскрашивал отдельные

предметы, чем объединял

их в гармоничную

цветовую композицию.

Разборчивая невеста, 1847, ГТГ

Разборчивая невеста, 1847, ГТГ

Сватовство майора. 1848 г, ГТГ, Москва

Сватовство майора. 1848 г, ГТГ, Москва

Объект критики-

  • Объект критики-

мораль людей

различных сословий,

людей, превращающих

брак в средство

наживы, в сделку.

В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не удивляли. «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы».

« Живопись требует добросовестности .

« Живопись требует добросовестности .

Завтрак аристократа 1849 – 1859 гг.  ГТГ

Завтрак аристократа

1849 – 1859 гг.

ГТГ

«Не впору гость», «На брюхе – шелк, а в брюхе – щелк»

«Не впору гость»,

«На брюхе – шелк,

а в брюхе – щелк»

К концу 40-х годов Федотов - зрелый мастер, художник со сложившимся мировоззрением, индивидуальным творческим лицом.  Он работал лихорадочно быстро. Замыслы будущих картин возникали у него один за другим, но не всем из них было суждено осуществиться. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника .

  • К концу 40-х годов Федотов — зрелый мастер, художник со сложившимся мировоззрением, индивидуальным творческим лицом.
  • Он работал лихорадочно быстро. Замыслы будущих картин возникали у него один за другим, но не всем из них было суждено осуществиться. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника .

Портрет Н. П. Жданович 1849, ГРМ

Портрет

Н. П. Жданович 1849, ГРМ

Вдовушка 1852, ГТГ

Вдовушка 1852, ГТГ

«Анкор, еще анкор!» 1850-1851, ГТГ

«Анкор, еще анкор!» 1850-1851, ГТГ

«Анкор, еще анкор!» - вершина творческого развития художника, один из шедевров русской реалистической живописи XIX века.

«Анкор, еще анкор!» — вершина творческого развития художника, один из шедевров русской реалистической живописи XIX века.

  • Такие люди «убивают время, пока время не добьет их»

Игроки. 1852, Гос. музей русского искусства, Киев

Игроки. 1852, Гос. музей русского искусства, Киев

Два направления в произведениях П.Федотова. Работы, относящиеся к первому направлению, ограничиваются рисунками и эскизными набросками. В них Федотов, еще плохо владея рисунком, не столько добивается точного воспроизведения действительности, сколько успевает рельефно выставлять на показ общечеловеческие слабости и недостатки и осмеивать пошлые или темные стороны современных ему русских нравов. Преобладающий элемент этих работ - карикатура.

  • Два направления в произведениях П.Федотова. Работы, относящиеся к первому направлению, ограничиваются рисунками и эскизными набросками. В них Федотов, еще плохо владея рисунком, не столько добивается точного воспроизведения действительности, сколько успевает рельефно выставлять на показ общечеловеческие слабости и недостатки и осмеивать пошлые или темные стороны современных ему русских нравов. Преобладающий элемент этих работ — карикатура.

Характер произведений второго направления менее изыскан, при этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц возрастает.  Художник все сильнее и сильнее укрепляется в привычке работать с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но, подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям.

  • Характер произведений второго направления менее изыскан, при этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц возрастает.
  • Художник все сильнее и сильнее укрепляется в привычке работать с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но, подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям.

Имя П.А.Федотова

  • Имя П.А.Федотова

осталось на веки одним

из самых славных имен

в истории русского

искусства. Он открыл

новую, еще никем до него

не тронутую в нашей

живописи тему сатиры, первый из всех художников показал пример удачной ее разработки и оставил ее в наследство возникшим после него талантам.

«Федотов умер, - писал В. В. Стасов, - произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды»

«Федотов умер, — писал В. В. Стасов, — произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды»

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей