Содержимое файла:
урок истории России в 6 классе по учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Фёдорова
«И сказала ему дружина: «Пойди, сядь в Киеве на отчий княжеский стол – ведь все воины в твоих руках». Он же (Борис) им отвечал: «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же ещё и старейшего, которого чту я как отца»
«Сказание о Борисе и Глебе»
- Усобица
- Съезд князей
- Династическое правление
- Святополк Окаянный
- Изяслав Ярославич
- Святополк II
- Владимир II Мономах
- Борис Ростовский
- Глеб Муромский
- Усобицы, народные восстания, набеги кочевников способствовали укреплению политического строя Древнерусского государства или ослабили его?
Вспомните , какой порядок управления установился в Древнерусском государстве.
«Было у него (Владимира) двенадцать сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав.
И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове.
Когда умер старший Вышеслав, посадил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмутаракани».
1. Княжеские усобицы.
- Прочтите п.1 §8-9, стр. 61-63 и ответьте на вопросы:
1. Почему «лествичная» система передачи власти приводила к усобицам?
2. Как Ярослав Мудрый попытался предотвратить распри между своими сыновьями?
2. Народные восстания и половецкая угроза
- На основе текста учебника (п. 2, стр. 63-64) заполните таблицу
Год
Князь
Место восстания
Итог восстания
- Что послужило причиной многочисленных народных восстаний в XI веке?
- Как кочевники воспользовались ослаблением власти киевских князей?
3. Княжеские съезды.
Самостоятельно поработайте с текстом учебника ( п.3 §8-9, стр. 65-66 ) и ответьте на вопросы:
- 1. Какая обстановка сложилась на Руси после смерти Всеволода Ярославича?
- 2. Какое влияние оказывали половцы на Русь в этот период?
- 3. С какой целью князья съехались в Любеч в 1097 г.?
- 4. Кому передавалась власть в княжестве по правилам династического правления?
- 4. Какое значение для истории Руси имели решения съезда?
4. Русская Правда, святые Борис и Глеб и
походы против половцев.
- Какие события заставляли киевских князей создать и постоянно обновлять свод письменных Законов Русская Правда?
- Что позволило русским князьям организовать успешные походы против половцев?
5. Владимир Мономах.
В своем «Поучении детям» он писал:
- «Любя охоту, часто ловил зверей с отцом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней сразу по несколько. Два раза буйный вол метал меня на рогах, олень бодал, лось топтал ногами, вепрь сорвал меч с бедра моего…Сколько раз я падал с лошади! Дважды разбивал себе голову, повреждал руки и ногу, не дорожа жизнью в юности и не щадя головы своей».
- Уже в 13 лет отец дал ему важное политическое поручение — править городом Ростовом. В последующие годы он показал себя прекрасным полководцем. Возглавил русских князей в походах на половцев в 1109, 1111 и 1116 гг.
«В год 6621 (1113). …А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему бояре и дружина его вся. …После того на десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху), говоря: «Пойди, князь, на стол отчий и дедов». Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя о брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошел в Киев».
- 1. Как вы думаете, почему Владимир сначала отказал киевлянам, а потом все-таки занял киевский стол?
- 2. Какой аргумент стал решающим?
Работа с текстом учебника (п. 5, стр. 67-68)
- 1. Охарактеризуйте личность Владимира Мономаха.
- 2. Какую роль сыграл Владимир Мономах в Любечском съезде?
- 3. Каковы были результаты походов русских князей против половцев?
- 4. В каком году Владимир Мономах стал великим киевским князем?
- 5. Какие дополнения внес Владимир в Русскую Правду?
- 1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы:
1) В чём заключается нравственный подвиг князей Бориса и Глеба?
2) Кто из русских князей XI в. стал символом вероломства и братоубийства?
3) Назовите князей XI в., олицетворявших борьбу за прекращение усобиц и единство Руси?
- 2. Рассмотрите иллюстрацию на с. 66 и ответьте на вопросы:
- Отражает ли образ князей Бориса и Глеба основную идею параграфа?
2) Чем их жизненный путь схож с судьбами других князей и в чём его отличие?
- Соотнесите даты, указанные на ленте времени, со следующими событиями:
- год смерти Владимира Святославича, начало усобицы между его сыновьями;
2) первое нападение половцев на Русь, поражение князя Изяслава, восстание в Киеве;
3) год смерти Ярослава Мудрого, изменение «лествичного» порядка престолонаследия;
4) съезд князей в Любече, введение династического правления;
5) Год смерти Святополка II , восстание в Киеве, призвание Владимира Мономаха на княжение.
- Выберите ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст, параграфа, обоснуйте свой выбор
- А. Внешние и внутренние причины поставили Древнерусское государство на край гибели.
- Б. Государство и общество укрепились, преодолевав внешние и внутренние трудности.
- В. От усобиц и набегов кочевников страдали только князья правящей династии, а народ продолжал жить своей жизнью.
- §8-9, стр. 61-70.
- Вопросы и задания устно.
- Напишите небольшой рассказ на тему «Почему на Руси строилось так много храмов и монастырей, посвящённых Борису и Глебу».