План-конспект урока на тему: » Средневековый город»

Содержимое файла:

Тема урока "Средневековый город".

Урок в 6-м классе с применением ИКТ на всех этапах урока.

Форма урока: урок с использованием ИКТ на всех этапах урока.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с предпосылками возникновения средневековых городов, их характерными чертами, внешним обликом и городскими жителями

  • Обратить внимание учащихся на исторические процессы, их взаимосвязь и взаимозависимость

  • Прививать навыки общения с компьютером

  • Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся

Задачи урока:

  • Актуализация знаний и умений учащихся по теме "Сословия", "Средневековый город"

  • Продолжение формирования чувства уважения к культуре нашего народа и других народов

  • Отработка навыков работы с литературно-историческими источниками, картами и схемами, наблюдательности, понимания исторических процессов

  • Формирование умения слушать одноклассников

  • Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание

Оборудование: ноутбук, слайд-проектор, экран, учебник "История средних веков" или Атлас по истории средних веков (карта "Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV веке")

Этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Объяснение нового материала.

  3. Закрепление нового знания.

1 этап. Проверка домашнего задания.

Повторение домашнего задания через ассоциации

На экране появляются картинки, характеризующие основные группы населения эпохи средневековья (духовенство, рыцарство, крестьянство) (Слайды 2 — 5)

Учитель задает к каждой группе картинок вопросы: "Кто это? Как вы догадались?"

Ученики объясняют.

Проблемные задания:

Учитель: "Что объединяет людей в эти группы?" (Слайд 6)

Учащиеся называют — "занятия, сходный образ жизни, происхождение и др."

Учитель, проверяя сказанное учащимися, выводит слайд с перечнем факторов, определяющих принадлежность к сословию (Слайд 7):

  • Общность происхождения

  • Общие занятия

  • Похожий образ жизни

  • Одинаковые права и обязанности

Учитель предлагает учащимся подобрать символ для обозначения каждой группы (Слайд 8)

Ученики называют свои символы.

Учитель может предложить свои варианты на экране. Часто они совпадают с догадками учащихся (для духовенства — крест, для рыцарства — меч, для крестьянства — плуг или серп). (Слайд 9)

Учитель вводит понятие "сословие", о котором разговор пойдет на следующих уроках.

Учитель показывает на экране ряд картинок о средневековом городе и горожанах (Слайд 10), спрашивая учащихся: "Кто это такие?"

Ученики предлагают свои варианты.

Учитель: сегодня мы поведем речь о средневековом городе и его жителях и постараемся найти символ для обозначения города и горожанина.

2 этап. Объяснение нового материала.

Учитель просит записать в тетради число и тему урока — "Средневековый город" (Слайд 11)

Учитель: Что такое город?

Ученики предлагают варианты ответов. Учитель, рассматривая все варианты, принимает во внимание "город как огороженное место". Дети записывают в тетрадь это определение.

Учитель: Найдите однокоренные слова к слову "город".

Дети называют. Учитель записывает ответы на доске, выделяя корень.

Учитель: Существовали ли города в древности? Назовите древние города. (Слайд 12)

Дети называют города, о которых говорилось в курсе истории древнего мира, древнерусские города.

Учитель: Первые города в Европе — это римские крепости, построенные по всем правилам военной науки (на экране — слайд 13 "Римская крепость"). Подобных городов ко времени правления Карла Великого насчитывалось чуть более 1,5 десятков (на экране — слайд 14 с картой "Завоевания Карла Великого"). Прошло 200 — 300 лет и города в Европе стали расти как на дрожжах — иногда бывало, что за 10 лет основывалось по 100 — 200 городов! Что же произошло? Почему Европа в XI — XIII веках внезапно покрывается густой сетью городов?

Учитель предлагает ученикам заполнить на доске схему "Причины возникновения городов".

Ученики (2-3 человека) выходят к доске, делают записи.

Учитель предлагает учащимся просмотреть иллюстративный ряд на экране (слайды 15-19, 20-й — обобщающий все ранее просмотренные изображения) и прочитать мнение историков по этому поводу — (Приложение 1).

Вопрос прежний: "Почему Европа в XI — XIII веках внезапно покрывается густой сетью городов?"

Ученики исследуют предложенные материалы. Дают ответы.

Учитель предлагает проверить правильность догадок учащихся, выводя на экран схему "Почему возникают города?". (Слайд 21)

Учитель: Какая из причин будет являться главной, определяющей?

Ученики: Воцарение спокойствия в Европе.

Учитель: Где же возникали города? (Слайд 22)

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель выводит на экран (Слайд 23) схему образования названий средневековых городов (Окончания — бург, — берг, — фурт / крепость /, — бридж / мост /; начало Сен-, Сан-, Сант- / святой /) и предлагает учащимся найти на карте учебника или атласа "Развитие ремесла и торговли в Европе" города с такими окончаниями и началом.

Учащиеся называют города Нюрнберг, Франкфурт, Кембридж, Оксфорд, Гамбург и др.

Учитель выводит на экран схему "Образование средневековых городов" с опорными сигналами: "Где же возникали средневековые города?" (Слайд 24)

Учащиеся (исследуя схему): На мостах, на берегах рек, на перекрестках дорог, у удобных гаваней, у стен замков и монастырей.

Учитель: А сейчас мы совершим прогулку по средневековому городу. Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?

На экране проходит ряд слайдов (Слайды 25 — 35) с изображением средневековых городов: стен, ворот, улиц, рыночной площади, соборов, ратуш, домов и т. п. Учитель комментирует иллюстрации. На заключительных слайдах ряда (Слайды 36 — 38)учитель просит угадать отмеченные стрелкой городские постройки (ратушу, собор, рыночную площадь).

Учитель повторяет вопросы: Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?

Ученики называют особенности средневекового города: высокую крепостную стену для защиты от многочисленных врагов, узкие улочки и трехэтажные дома с нависающими этажами (признак дороговизны городской земли), грязь на улицах и т.п.

Учитель: определите, что за сооружения являлись символами города (на экране — слайд 39 с символическими изображениями рынка, ратуши и собора).

Учащиеся называют символы города и делают записи в тетради: "Ратуша — место заседания городского совета, рынок — место постоянной торговли, собор — главная городская церковь".

Учитель: Эти сооружения определяли облик средневекового города и именовались его сердцем, мозгом и душой.

На экране — слайд 40.

Учитель: Что за сооружение являлось сердцем города, что — его мозгом и душой? Почему?

Учащиеся: Ратуша — мозг, рынок — сердце, собор — душа (учащиеся комментируют)

Учитель предлагает учащимся узнать, какие еще сооружения были в средневековом городе.

Работа с историческим источником — стихотворением Ганса Сакса "Похвальное слово городу Нюрнбергу" — (Приложение 2).

Учащиеся называют колодцы, ворота, каменные мосты, фонтаны и т. д. по источнику.

Учитель: (Слайд 41) Сколько улиц, фонтанов, колодцев, часов, мостов было в городе? Что было предметом особой гордости горожан? Посчитайте, сколько в городе было бань и водяных мельниц, используя формулу (на экране проецируются две формулы:

БАНИ = (колодцы — ворота) : каменные мосты + фонтаны : часы с боем

ВОДЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ = холмы · большие часы + рынки + фонтаны : ворота)

Учащиеся делают подсчеты и дают ответы: "Бань в Нюрнберге — 13, водяных мельниц — 84".

Учитель: (Слайд 42) Итак, мы познакомились со средневековым городом. Как же назывались его жители?

Ученики: Горожане.

Учитель: Чем занимались горожане?

Ученики: Ремеслом и торговлей.

Учитель: А как назывались деревенские жители?

Ученики: Земледельцы, крестьяне.

Учитель: Каково их основное занятие?

Ученики: Земледелие, скотоводство (сельское хозяйство)

Учитель: Чем же отличался средневековый горожанин от крестьянина, чем жил, что ценил? На этот вопрос вам поможет ответить тестовое задание.

Учащимся предлагается тест — один на парту для работы в парах (Приложение 3). Необходимо распределить предложенные характеристики между крестьянином и горожанином (Слайд 43).

Проверка теста осуществляется с помощью компьютера. Сначала на экран выводится вариант с ошибкой (Слайд 44).Учащиеся находят ошибку. Итоговый вариант на экране — верный (Слайд 45). Учащиеся проверяют себя.

3 этап. Закрепление нового знания.

Учитель предлагает учащимся тест по теме "Средневековый город" с вариантами ответа на экране (Слайд 46).

Учащиеся выходят к ноутбуку и сами, работая с компьютерной мышкой, выбирают правильный ответ (не менее 5 — 7 вопросов).

Примерные вопросы:

" 1. Город — это

А) место для торговли, Б) огороженное место, В) святое место.

2. Города основывались:

А) на недоступных утесах, Б) вдали от людей, В) на мостах и бродах

3. Сердцем города являлся:

А) рынок, Б) собор, В) мост".

Учитель: В заключение вернемся к началу урока. Итак, какой символ вы предложили бы для обозначения средневекового города и горожанина? (Слайд 47)

Учащиеся предлагают свои варианты, объясняя выбор символа.

Это задание может быть задано на дом. Следующий урок начинается с обсуждения символа города.

РЕФЛЕКСИЯ

Учитель:

  1. Что вам понравилось на уроке?

  2. Что было интересным, запоминающимся, необычным?

  3. Что показалось скучным?

  4. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Учащиеся высказываются по желанию и по выбору учителя.

Домашнее задание: "Возникновение средневековых городов. Жизнь и быт горожан", разработать символ средневекового города.

Литература к уроку:

  1. Брандт М.Ю. История средних веков.- М.: Дрофа, 2003.

  2. Брандт М.Ю. История средних веков. 6 кл.: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2008.

  3. (CD) История средних веков. 6 класс. Образовательная коллекция "1С". — ООО "1С-Паблишинг", 2005, ООО "КОРДИС & МЕДИА", 2005.

  4. Материалы Интернета (иллюстрации по теме "Средневековый город")

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей