Содержимое файла:
Тема урока "Средневековый город".
Урок в 6-м классе с применением ИКТ на всех этапах урока.
Форма урока: урок с использованием ИКТ на всех этапах урока.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с предпосылками возникновения средневековых городов, их характерными чертами, внешним обликом и городскими жителями
-
Обратить внимание учащихся на исторические процессы, их взаимосвязь и взаимозависимость
-
Прививать навыки общения с компьютером
-
Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся
Задачи урока:
-
Актуализация знаний и умений учащихся по теме "Сословия", "Средневековый город"
-
Продолжение формирования чувства уважения к культуре нашего народа и других народов
-
Отработка навыков работы с литературно-историческими источниками, картами и схемами, наблюдательности, понимания исторических процессов
-
Формирование умения слушать одноклассников
-
Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание
Оборудование: ноутбук, слайд-проектор, экран, учебник "История средних веков" или Атлас по истории средних веков (карта "Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV веке")
Этапы урока:
-
Проверка домашнего задания.
-
Объяснение нового материала.
-
Закрепление нового знания.
1 этап. Проверка домашнего задания.
Повторение домашнего задания через ассоциации
На экране появляются картинки, характеризующие основные группы населения эпохи средневековья (духовенство, рыцарство, крестьянство) (Слайды 2 — 5)
Учитель задает к каждой группе картинок вопросы: "Кто это? Как вы догадались?"
Ученики объясняют.
Проблемные задания:
Учитель: "Что объединяет людей в эти группы?" (Слайд 6)
Учащиеся называют — "занятия, сходный образ жизни, происхождение и др."
Учитель, проверяя сказанное учащимися, выводит слайд с перечнем факторов, определяющих принадлежность к сословию (Слайд 7):
-
Общность происхождения
-
Общие занятия
-
Похожий образ жизни
-
Одинаковые права и обязанности
Учитель предлагает учащимся подобрать символ для обозначения каждой группы (Слайд
Ученики называют свои символы.
Учитель может предложить свои варианты на экране. Часто они совпадают с догадками учащихся (для духовенства — крест, для рыцарства — меч, для крестьянства — плуг или серп). (Слайд 9)
Учитель вводит понятие "сословие", о котором разговор пойдет на следующих уроках.
Учитель показывает на экране ряд картинок о средневековом городе и горожанах (Слайд 10), спрашивая учащихся: "Кто это такие?"
Ученики предлагают свои варианты.
Учитель: сегодня мы поведем речь о средневековом городе и его жителях и постараемся найти символ для обозначения города и горожанина.
2 этап. Объяснение нового материала.
Учитель просит записать в тетради число и тему урока — "Средневековый город" (Слайд 11)
Учитель: Что такое город?
Ученики предлагают варианты ответов. Учитель, рассматривая все варианты, принимает во внимание "город как огороженное место". Дети записывают в тетрадь это определение.
Учитель: Найдите однокоренные слова к слову "город".
Дети называют. Учитель записывает ответы на доске, выделяя корень.
Учитель: Существовали ли города в древности? Назовите древние города. (Слайд 12)
Дети называют города, о которых говорилось в курсе истории древнего мира, древнерусские города.
Учитель: Первые города в Европе — это римские крепости, построенные по всем правилам военной науки (на экране — слайд 13 "Римская крепость"). Подобных городов ко времени правления Карла Великого насчитывалось чуть более 1,5 десятков (на экране — слайд 14 с картой "Завоевания Карла Великого"). Прошло 200 — 300 лет и города в Европе стали расти как на дрожжах — иногда бывало, что за 10 лет основывалось по 100 — 200 городов! Что же произошло? Почему Европа в XI — XIII веках внезапно покрывается густой сетью городов?
Учитель предлагает ученикам заполнить на доске схему "Причины возникновения городов".
Ученики (2-3 человека) выходят к доске, делают записи.
Учитель предлагает учащимся просмотреть иллюстративный ряд на экране (слайды 15-19, 20-й — обобщающий все ранее просмотренные изображения) и прочитать мнение историков по этому поводу — (Приложение 1).
Вопрос прежний: "Почему Европа в XI — XIII веках внезапно покрывается густой сетью городов?"
Ученики исследуют предложенные материалы. Дают ответы.
Учитель предлагает проверить правильность догадок учащихся, выводя на экран схему "Почему возникают города?". (Слайд 21)
Учитель: Какая из причин будет являться главной, определяющей?
Ученики: Воцарение спокойствия в Европе.
Учитель: Где же возникали города? (Слайд 22)
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель выводит на экран (Слайд 23) схему образования названий средневековых городов (Окончания — бург, — берг, — фурт / крепость /, — бридж / мост /; начало Сен-, Сан-, Сант- / святой /) и предлагает учащимся найти на карте учебника или атласа "Развитие ремесла и торговли в Европе" города с такими окончаниями и началом.
Учащиеся называют города Нюрнберг, Франкфурт, Кембридж, Оксфорд, Гамбург и др.
Учитель выводит на экран схему "Образование средневековых городов" с опорными сигналами: "Где же возникали средневековые города?" (Слайд 24)
Учащиеся (исследуя схему): На мостах, на берегах рек, на перекрестках дорог, у удобных гаваней, у стен замков и монастырей.
Учитель: А сейчас мы совершим прогулку по средневековому городу. Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?
На экране проходит ряд слайдов (Слайды 25 — 35) с изображением средневековых городов: стен, ворот, улиц, рыночной площади, соборов, ратуш, домов и т. п. Учитель комментирует иллюстрации. На заключительных слайдах ряда (Слайды 36 — 38)учитель просит угадать отмеченные стрелкой городские постройки (ратушу, собор, рыночную площадь).
Учитель повторяет вопросы: Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?
Ученики называют особенности средневекового города: высокую крепостную стену для защиты от многочисленных врагов, узкие улочки и трехэтажные дома с нависающими этажами (признак дороговизны городской земли), грязь на улицах и т.п.
Учитель: определите, что за сооружения являлись символами города (на экране — слайд 39 с символическими изображениями рынка, ратуши и собора).
Учащиеся называют символы города и делают записи в тетради: "Ратуша — место заседания городского совета, рынок — место постоянной торговли, собор — главная городская церковь".
Учитель: Эти сооружения определяли облик средневекового города и именовались его сердцем, мозгом и душой.
На экране — слайд 40.
Учитель: Что за сооружение являлось сердцем города, что — его мозгом и душой? Почему?
Учащиеся: Ратуша — мозг, рынок — сердце, собор — душа (учащиеся комментируют)
Учитель предлагает учащимся узнать, какие еще сооружения были в средневековом городе.
Работа с историческим источником — стихотворением Ганса Сакса "Похвальное слово городу Нюрнбергу" — (Приложение 2).
Учащиеся называют колодцы, ворота, каменные мосты, фонтаны и т. д. по источнику.
Учитель: (Слайд 41) Сколько улиц, фонтанов, колодцев, часов, мостов было в городе? Что было предметом особой гордости горожан? Посчитайте, сколько в городе было бань и водяных мельниц, используя формулу (на экране проецируются две формулы:
БАНИ = (колодцы — ворота) : каменные мосты + фонтаны : часы с боем
ВОДЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ = холмы · большие часы + рынки + фонтаны : ворота)
Учащиеся делают подсчеты и дают ответы: "Бань в Нюрнберге — 13, водяных мельниц — 84".
Учитель: (Слайд 42) Итак, мы познакомились со средневековым городом. Как же назывались его жители?
Ученики: Горожане.
Учитель: Чем занимались горожане?
Ученики: Ремеслом и торговлей.
Учитель: А как назывались деревенские жители?
Ученики: Земледельцы, крестьяне.
Учитель: Каково их основное занятие?
Ученики: Земледелие, скотоводство (сельское хозяйство)
Учитель: Чем же отличался средневековый горожанин от крестьянина, чем жил, что ценил? На этот вопрос вам поможет ответить тестовое задание.
Учащимся предлагается тест — один на парту для работы в парах (Приложение 3). Необходимо распределить предложенные характеристики между крестьянином и горожанином (Слайд 43).
Проверка теста осуществляется с помощью компьютера. Сначала на экран выводится вариант с ошибкой (Слайд 44).Учащиеся находят ошибку. Итоговый вариант на экране — верный (Слайд 45). Учащиеся проверяют себя.
3 этап. Закрепление нового знания.
Учитель предлагает учащимся тест по теме "Средневековый город" с вариантами ответа на экране (Слайд 46).
Учащиеся выходят к ноутбуку и сами, работая с компьютерной мышкой, выбирают правильный ответ (не менее 5 — 7 вопросов).
Примерные вопросы:
" 1. Город — это
А) место для торговли, Б) огороженное место, В) святое место.
2. Города основывались:
А) на недоступных утесах, Б) вдали от людей, В) на мостах и бродах
3. Сердцем города являлся:
А) рынок, Б) собор, В) мост".
Учитель: В заключение вернемся к началу урока. Итак, какой символ вы предложили бы для обозначения средневекового города и горожанина? (Слайд 47)
Учащиеся предлагают свои варианты, объясняя выбор символа.
Это задание может быть задано на дом. Следующий урок начинается с обсуждения символа города.
РЕФЛЕКСИЯ
Учитель:
-
Что вам понравилось на уроке?
-
Что было интересным, запоминающимся, необычным?
-
Что показалось скучным?
-
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Учащиеся высказываются по желанию и по выбору учителя.
Домашнее задание: "Возникновение средневековых городов. Жизнь и быт горожан", разработать символ средневекового города.
Литература к уроку:
-
Брандт М.Ю. История средних веков.- М.: Дрофа, 2003.
-
Брандт М.Ю. История средних веков. 6 кл.: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2008.
-
(CD) История средних веков. 6 класс. Образовательная коллекция "1С". — ООО "1С-Паблишинг", 2005, ООО "КОРДИС & МЕДИА", 2005.
-
Материалы Интернета (иллюстрации по теме "Средневековый город")