Содержимое файла:
МОУСОШ№1 имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева
Разработка урока русского языка в 4 классе
УМК "Гармония"
«Написание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. Закрепление изученного»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Попова А.А.
ноябрь 2016
с. Александровское
Тема урока: Написание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. Закрепление изученного.(слайд 1)
Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Задачи урока:
— создать условия для расширения представлений обучающихся о грамматических признаках имен существительных с целью практического умения писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа;
— формировать у обучающихся способность к рефлексии;
— систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
— научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;
— отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Организационный момент урока.
Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Учебник, тетрадь, ручка, карандаш наши первые помощники.
Запишите:
Число.
Классная работа. .(слайд 2)
Самоопределение к учебной деятельности.
На доске записано стихотворение Б.Заходера: (слайд 3)
В лесочк…, над речк..й,
Построена дачка.
На дачк… живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лес…м и дач…й,
Но есть огорчения
В жизн… собачьей.
Прочтите эти строки, проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока. (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа) (слайд 4)
— Скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (выписать имена существительные, вставив пропущенные окончания, определить грамматические признаки имен существительных, тип склонения и его падеж)
Выполнение задания учащимися.
Проверка фронтальная (окончания вписать в строки стихотворения)
— Как вы действовали при написании окончания?
На доске появляется алгоритм действия: (слайд 5)
Имя существительное
↓
Ставлю существительное
в начальную форму: ед.ч., И.п.
↓
Определяю тип склонения
1, 2, 3 скл.
↓
Определяю падеж
— Все ли грамматические признаки имени существительного необходимо вспомнить, чтобы верно написать его окончание? (нет, достаточно вспомнить склонение и падеж)
— Достаточно ли этой схемы, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?
— Что еще необходимо? (знать таблицу: в каком падеже какого склонения пишется то или иное безударное падежное окончание; уметь подбирать слово-помощник с ударным окончанием)
— Попробуйте оценить свое умение писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе. (Показывают уровень умения на «шкале успеха», которую рисуют на полях тетради)
Формулировка цели урока и постановка учебных задач
(подбираются вопросы для постановки цели урока и путей ее решения)
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)
— Сформулируйте учебные задачи:
(- учиться ставить имя существительное в начальную форму;
— научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;
— запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;
— научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания) (слайд 6)
Вставьте окончания существительных
Рос у опушк…, подошли к опушк…, ветка черемух…, подлетел к черемух…, по краям дорог…, бежал по дорог…, в конце площад…, ехал по площад…, пошла к Наташ…, собрались у Наташ….
-В каком падеже стоят имена существительные?
В родительном и дательном..
-Какие окончания пишутся у существительных в родительном и дательном падеже и предложных падежах? (слайд 7)
У существительных 1 склонения в родительном падеже окончание –и, а в дательном и предложном –е. У существительных 3 склонения и в родительном, и в дательном, падежах окончание – и.
Работа в парах.
Напишите словосочетания с существительными в творительном падеже.
Выделите окончания
1 скл. 2 скл. 1 скл.
Дружить (с кем?) с Алешей, Игорем, Надей
Играть (с кем?) с (Юра, Валерий, Катя)
Боролись (с чем?) с (болезнь, усталость, трусость)
Любовались (чем?) (яблоня, вишня, сирень)
— Каком падеже стоят существительные? В творительном. (слайд
— Безударные окончания в творительном падеже надо запомнить!
Объяснительный диктант.
Два года партизаны скрывались в лесной чаще. Они вели героическую борьбу с врагом и жили в постоянной опасности. Не раз бывали они в городе, который был занят фашистами. В разведке получали ценные сведения.
Многие партизаны погибли в схватке с врагом. Навсегда останутся они в памяти земляков.
Проверяем.
— В каком падеже стоят слова?
— Какие окончания пишутся у существительных 1, 2 и 3 склонения в предложном падеже?
Существительные 1 и 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –е, а существительные 3 склонения -и (слайд 9)
Работа с учебником с. 107 упр.236
Итог урока.
Работа в группах.
Работа в 1 группе.
Закончите фразу:
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется ….
Работа во 2 группе.
Закончите фразу:
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание…
Работа в 3 группе.
Закончите фразу:
А в третьем склонении,
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда я пишу
Окончание …
Рефлексия:
У меня на уроке все получилось, я все понял(а).
У меня на уроке все получилось, но были некоторые трудности.
Мне было трудно на уроке, я ничего не понял(а).
— какие задания вам понравились больше всего?
-с какими заданиями вы справились лучше всего?
-за что вы можете себя похвалить?
-какими вы у меня были на уроке? активными, внимательными, показали знания…
-Большое спасибо за работу на уроке.
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание. упр. 238 с. 108 .