Содержимое файла:
Тема урока |
Конфликты в межличностных отношениях |
|||||
Дата урока |
|
|||||
Тип урока |
Ознакомление с новым материалом |
|||||
Цель |
Способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения. |
|||||
Задачи |
— Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах. — Содействовать развитию культуры общения между учащимися. |
|||||
Методы и формы обучения |
Технология проблемного диалога, частично-поисковый, иллюстративный. Формы: фронтальная, групповая. |
|||||
Основные понятия: |
конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция. |
|||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
||||
Научатся: применять понятийный аппарат (конфликт, конфликтная ситуация, компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление) для раскрытия сущности конфликта; вырабатывать тактику и стратегию решения конфликтов; аргументировать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии. Получат возможность научиться: допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. |
Познавательные: вести расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. |
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, способность вести диалог, достигать взаимопонимания. |
||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
|||
Орг. момент |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя, готовятся к уроку |
|
|||
I.Мотивационно — целевой |
1.Сегодня героями нашего урока будут две ученицы Маша и Даша. Какие эмоции выражают Даша и Маша?
А какие эмоции выражают Даша и Маша на этих иллюстрациях? Как вы думаете, что произошло между Машей и Дашей? 2.Давайте с вами прочитаем текст. Однажды две лучшие подруги Маша и Даша поссорились, не разговаривали целый день, но, в конце концов, помирились. — Знаешь, — сказала Маша, — после нашей ссоры я ещё и с мамой поругалась. Она ушла на работу, ты не звонишь. Мне стало казаться, что я одинока и никому не нужна… Плакала… Хотелось кричать от бессилия. Нет ничего страшнее одиночества. У тебя было такое? — Мне тоже было грустно, — ответила Даша. – Но я домой пришла, с младшим братом пообщалась, с мамой поговорила, с папой в шахматы сыграла, уроки сделала. А потом тебе решила позвонить.
Задание: сравни, как две подруги переживали ссору. Определи роль общения в каждой ситуации. Предположите, о чём бы мы могли поговорить сегодня на уроке. И на какие вопросы мы сумели бы найти ответ? Учитель записывает на доске вопросы учащихся и формулирует проблемный вопрос урока. Итак, на основании ваших предположений можно сказать, что главный вопрос урока: Почему важно научиться правильно разрешать межличностные конфликты?
|
Отвечают на вопросы (предположительно ответ учащихся – радость, восторг…)
Отвечают на вопросы (предположительно ответ учащихся – грусть, печаль, обиду…)
Отвечают на вопрос (предположительно ответ учащихся – поссорились, обиделись на что — то…)
Учащиеся самостоятельно читают текст.
Отвечают на вопросы
Обсуждают и самостоятельно формулируют вопросы.
|
Регулятивные: умение задавать вопросы; видеть проблему Познавательные: умение выделять главное; умение сравнивать; умение слушать Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
|
|||
II.Содержательно– процессуальный Изучение нового материала
Применение знаний
Контроль
|
1.Существует множество мнений о конфликтах, давайте познакомимся с одной из них. «Конфликты существовали, и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они нормальное явление в нашей жизни…» Согласны ли вы с этим высказыванием или нет. Свой ответ аргументируйте.
Итак, речь сегодня на уроке пойдет о конфликте, его сущности, причинах, способах решения. 2.Что такое, по – вашему, конфликт? Давайте создадим его групповой портрет. Продолжите предложение: Конфликт – это… Мы можем сделать вывод, что конфликт – это столкновение, обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой. А чтобы ответить на вопрос, правы мы или нет, давайте обратимся к следующему тексту. Задание: познакомиться с текстом и ответить на вопросы.
3.«… конфликт – это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действия на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и иллюзорные (иллюзорный – видимый, воображаемый). Достаточно незначительного повода – и конфликт может вспыхнуть. Развитие конфликта происходит по такой схеме: конфликтная ситуация + повод = конфликт. Под конфликтом понимается ситуация, в которой сталкиваются несовпадающие интересы одного или нескольких участников, причём пути и методы достижения своих целей у них различны. Характерными чертами конфликта являются: неопределенность исхода, т. е. ни один из участников конфликта заранее не знает решений, которые принимают другие участники; различие целей, отражающих как несовпадающие интересы различных сторон, так и многосторонние интересы одного и того же лица; образ действий каждой из сторон».
1.На сколько логических частей мы можем разделить данный текст? 2.Подчеркните ключевые слова и определите части текста, которые подтверждают смысл этих слов. 3.Используя, ключевые слова, ответьте на вопросы: Что такое конфликт, по – мнению автора данного текста? Что лежит в основе любого конфликта? А что такое конфликтная ситуация? Каковы характерные черты конфликтной ситуации?
4.Если мы вернёмся к нашим ученицам Даше и Маше, какой путь выхода из конфликтной ситуации они использовали? Они помирились – такой путь решения называется конструктивный, а если бы этого не случилось, то такой выход из конфликтной ситуации можно назвать деструктивным. Конфликты возникают между: — отдельными личностями (межличностный конфликт); — личностью и государством; — внутри больших и малых групп. В любом конфликте можно выделить несколько этапов, на примере ссоры Даши и Маши, давайте попытаемся их назвать. 1 этап – конфликтная ситуация (ссора) 2 этап – осознание конфликта (не разговаривали весь день) 3 этап – проявление конфликтного поведения (подруги помирились) А если бы они не помирились? 4 этап – углубление конфликта (не захотели мириться) 5 этап – разрешение конфликта (Даша и Маша снова подруги или у каждой из них появятся в будущем другие друзья).
5.Конфликт ОДИН, а ситуации выхода разные. Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)
Р.н.с. «Заюшкина избушка» «… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака. Как назвать такое поведение героев ? (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее)
Класс делится на 3 группы. Каждой группе предлагается прочитать фрагмент литературного произведения и назвать стратегию поведения.
1 группа А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке» «…Вот пошел старик к синему морю… Как назвать такое поведение героев ? (поведение – приспособление). 2 группа В. Г. Сутеев «Яблоко» «Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку». Как назвать такое поведение героев ? (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.) 3 группа Басня Эзопа. Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. «Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он». Как назвать такое поведение героев? (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.) Итак, каждая из групп поработала над заданием и готова представить свой ответ. А теперь давайте обратимся к доске, правильно ли вы определили стратегию поведения. (учитель заранее написал все стратегии). Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что существует несколько путей выхода из конфликтных ситуаций: — компромисс; — избегание; — сотрудничество; — приспособление. |
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение
Самостоятельно формулируют определение — конфликт. Ответы учащихся записываются на доске.
Читают текст.
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Слушают фрагмент русской народной сказки и отвечают на вопросы.
Самостоятельно читают, обсуждают и отвечают на вопросы.
Самостоятельно читают, обсуждают и отвечают на вопросы.
Самостоятельно читают, обсуждают и отвечают на вопросы.
Обсуждают и отвечают на вопросы. |
Познавательные: — умение выделять главное, сравнивать, обобщать; — формулировать определения; — умение интерпретировать информацию. Коммуникативные: — умение высказывать собственное мнение; — умение слушать друг друга; — умение строить понятные речевые высказывания. Регулятивные: — умение планировать собственную деятельность
|
|||
III.Рефлексивно – оценочный этап |
1.Давайте вернёмся к нашим подругам Даше и Маше. Правильно ли поступили девочки, помирившись? Какую стратегию поведения они выбрали? Вывод урока: в жизни человека возникают разные конфликтные ситуации, наша главная задача научиться правильно разрешать межличностные конфликты. 2.Скажите, а конфликт это всегда плохо? Предлагаю над этим вопросом поработать дома. Задание: выделить положительные и отрицательные стороны конфликта + пар. 9 3.И в заключение нашего урока мне бы хотелось показать вам пять сердец. Когда мы неправильно разрешаем конфликты, мы переживаем боль. Раненое сердце — нас ранят, мы раним. Холодное сердце – мы избегаем серьезных разговоров, наши сердца охладевают. Каменное сердце – когда мы становимся твердыми и неприступными, жёсткими в отношениях. Равнодушное сердце – (самое страшное!) Безразличие – вот что убивает любые отношения. Любящее сердце – желаю вам всегда иметь любящие сердца! Составьте в тетради лестницу успеха вашей работы на уроке. |
Отвечают на вопросы.
Анализирует свою работу на уроке и оценивает достигнутые результаты. |
Личностные: — понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке. Регулятивные: — прогнозируют уровни усвоения изучаемого материала; — умение соотносить цель и результат.
Познавательные:
— умение анализировать собственную деятельность; — умение корректировать, сравнивать себя с другими.
Коммуникативные:
— умение оценивать свою работу
|
|||
Домашнее задание |
Запись д/з |
Записывают д/з в дневники |
|