Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой -воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в Основных направлениях Реформ общеобразовательной и профессиональной школы, -«значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу». Эстетическое воспитание это — воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Прекрасное в действительности — источник прекрасного в искусстве. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всесторонне развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру — это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Нельзя себе представить … трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда…, вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов». Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т.д. Каждый человек должен воспитывать, обогащать, совершенствовать эстетический вкус. Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях Человека. К.Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка. Задача школы — сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного. Развивая эстетический вкус, надо научить школьников видеть и оценивать прекрасное, т.е. воспитать культуру эстетического восприятия и чувства. Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность. Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям». Учитывая эту особенность школьников, необходимо показать им величие и красоту труда, научить их трудиться на общую пользу так, чтобы труд стал для них потребностью. При этом большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного, желание своими руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, школе, семье. Практически все темы программы по предмету «Обслуживающий труд» позволяют осуществлять эстетическое воспитание школьников на уроках труда. Так, на занятиях по кулинарии, учитель формирует у учащихся навыки сервировки стола, его украшения; поведения за столом. Он проводит беседы о том, как должны сочетаться посуда, украшения стола и скатерть, интерьер комнаты; дает советы по сервировке повседневного и праздничного столов. Школьники учатся фигурной нарезке фруктов и овощей с помощью различных приспособлений; украшений блюд зеленью лука, петрушки и укропа; овощами, составляющими блюдо. В процессе подобных работ девочки приобретают умение сочетать полезное с красивым. На итоговом занятии по кулинарии накрывается праздничный чайный стол по всем правилам сервировки. Из дома девочки приносят блюда и выпечку, приготовленные и украшенные самостоятельно или с помощью родителей, и устраивается праздник. Во время чаепития дегустируются блюда, идет обмен рецептами. И, конечно, проводится беседа по правилам этикета. Дома девочки с удовольствием готовят реферат по различным темам. При изучении «Основ материаловедения» девочки оформляют коллекции образцов тканей, на которых учатся использовать контрастные сочетания в расцветках тканей и выполнять различные композиции: персонажи из мультфильмов, сказок, фигуры животных и т.д. Большую роль в эстетическом воспитании учащихся играет применение на уроках труда элементов народного творчества, декоративно-прикладного искусства. «Ручной творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов, — это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в непрерывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других». Так, на уроке материаловедения в 5-ом классе девочки знакомятся со свойствами льняных и хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки. Цель урока: расширить представление учащихся о свойствах льняных и х/б тканей, дать информацию о русской народной игрушке, русском народном костюме. Из глубины веков пришли к нам традиции куклы, сделанной из лоскутков ткани, меха. Игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата и т.д. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась и оберегом. А по тому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Перед началом изготовления игрушки необходимо сориентировать ученицу на определенный образ тряпичной куклы. Можно предложить сделать эскиз ее в цвете. Для костюма куклы более всего подходят х/б и льняные ткани ярких расцветок — ситец, лен, сатин. Эти ткани очень удобны в раскрое, не тянутся, хорошо сшиваются и склеиваются. Показывая образцы тканей, учитель объясняет, как определять долевую и уточную нити, лицевую, изнаночные стороны тканей, обращает внимание на структуру переплетения нитей. Физико-механические свойства тканей — прочность и сминаемость -используют при подборе ткани для туловища. Необходимо обратить внимание на такие технологические свойства ткани как осыпаемость нитей и усадка, с учетом которых выбирается отделка костюма (тесьмой, лентой, петельным швом, обработка зигзагом на швейной машинке). С помощь учителя учащиеся подбирают различные по цвету и рисунку лоскутки для костюма куклы. Учитель дает краткую информацию об особенностях русского (чувашского) народного костюма, его цветовом решении и колористических особенностях. Предлагает учащимся самим решить, как обработать срезы в зависимости от изученных свойств ткани. Затем выполняется кукла, подводятся итоги урока: При изготовлении куклы-закрутки учащиеся познакомились со свойствами х/б и льняных тканей, выполнили оригинальный объект труда. При оценке работы учитывается аккуратность его выполнения, правильность подбора материала, самостоятельность в решении образа куклы.
Приступая к изучению темы «Конструирование и моделирование одежды», учитель рассказывает о свойствах, цвете и рисунках тканей, показывает, как они влияют на выбор моделей, на зрительное ощущение пропорций в одежде. Особенно следует остановиться на соответствии фасона назначению модели, на конструктивных линиях, подчеркивающих линии тела, на элементах отделки, зависящих от фасона, цвета, назначении изделия. Со школьных лет нужно приучать учащихся к чувству меры в одежде и украшениях к ней. Школьники часто бывают склонны к излишнему украшательству одежды, поэтому задача учителя — объяснить, что это нарушает красоту, гармонию, изящество и художественность формы изделия. Очень полезны беседы об эстетическом соответствии материала и модели одежды индивидуальным особенностям человека: росту, фигуре, цвету волос и глаз, полноте, возрасту. Неправильно выбранный фасон — и платье даже из дорогой, красивой ткани делает девушку неизящной, некрасивой и неловкой. Именно умелым сочетанием цветовых тонов с моделью платья можно зрительно улучшить фигуру человека, надо подсказать, что можно добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастом человека и особенностями его фигуры путем использования элементов отделки и украшений. Впервые в этом году на уроках труда в 7-ом классе познакомились еще с одним видом старинного творчества — плетением из бисера. Этой теме был посвящен ряд уроков. На них девочки познакомились с забытым, а затем возродившимся, и сейчас таким модным среди молодежи искусством изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса. Бисерное рукоделие пришло к нам как плетение, ткачество, вышивание и другие ремесла из глубин истории, передаваясь по наследству из поколения в поколение. Изделия, снизанные из мелких бус и бисера известные еще в Древнем Египте и Индии, до сих пор украшают одежду народов Ближнего Востока, Африки и Индии, Европы и Азии. На территории нашей страны изделия из бисера были известны еще в 6-5 вв. до нашей эры. Уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь, предметы женского туалета. Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце 19-начале 20 вв. в Юго-Восточной части России, у народов Поволжья. Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений приобрело новую жизнь. Изготовление украшений из бисера не требует длительного обучения и особых приспособлений. Для работы понадобится бисер разных цветов, мелкие бусы, иголки, нитки, леска, ножницы, альбомы для рисунков, цветные карандаши. Узоры для изготовления украшений составляют заранее. Можно применять любой узор, приспособленный для низания. После того, как выбрали рисунок, нужно перевести его на бумагу и составить рабочий узор. Наиболее распространены и просты в изготовлении нити бус и простые цепочки. Если одноцветные нити бисера украсить пупырышками, петлями, крестиками или цветочками из цветных бисеринок, соединить несколько разноцветных ниток бисера крупными бусинками, получатся современные модные и красивые изделия. Схемы различных видов изделий даются ниже. Работа с бисером оказалась очень увлекательным занятием. На уроках девочки выполняли множество изделий в разной технике. И, как пример одной из таких работ, — реферат ученицы 7-го класса Щербаковой Кати. Перелистывая старые журналы в поисках чего-нибудь «новенького», обнаружила интересное изделие — коврик из бахромы. Основой для коврика служит плотная ткань. Ее разлиновывают в клетку — самые удобные размеры клетки — 1×1 см. Потом разноцветными карандашами наносят узор, — подойдет любой узор для вышивки крестом. Подбираются куски ткани различных расцветок, их разрезают на полоски шириной 2 см — вдвое шире клетки. Из каждой полоски выдергивают нитки, чтобы получилась бахрома на половину ширины полоски. Полоски с бахромой приметывают к основе в соответствии с узором, а потом настрачивают швом «зигзаг». Каждый новый ряд настрачивают после того, как закончили предыдущий. Таким образом можно сделать различные изделия: коврик, подушку, панно. На изготовление такого изделия идут отходы ткани — это дало толчок к работе. Не у всех есть возможность шить изделие из новых тканей. Так была разработана и изготовлена целая коллекция в старой, забытой ковровой технике. При работе над моделями девочкам удалось гармонично соединить старинную технику выполнения с современными молодежными моделями. Долгой и трудной была работа, но результаты превзошли все ожидания. Коллекция удалась. После нелегкого и кропотливого труда стало понятно, почему всегда и везде ценился и ценится ручной труд. Работа по эстетическому воспитанию школьников на уроках труда должна быть систематической и целенаправленной. Но чтобы добиться результатов и воспитать ребенка эстетически развитым, нужно помнить, что «эстетическое воспитание непрерывно — оно осуществляется всеми учителями, на всех занятиях, все время»
|