Интегрированный урок

Содержимое файла:

Тема урока: «Влияние лесных пожаров на атмосферу»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

Образовательная: показать влияние лесных пожаров на атмосферу, научить как правильно себя вести и не допустить этой беды.

Воспитательная: воспитать у учащихся бережное отношение к природе.

Развивающая: развитие умения работать в диалоговом режиме, расширение словарного запаса; коммуникативности.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, раздаточный материал, учебник ОБЖ

Ход урока:

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. Введение в тему — беседа по вопросам

  1. Воздушная оболочка земли (атмосфера)

  2. Состав воздуха

  3. Что такое пожар (неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства)

  4. Древесный зеленый покров земли (лес)

Как сформулируете тему урока исходя из ваших ответов? Верно, тема урока «Влияние лесных пожаров на атмосферу»

Какие задачи ставите перед собой. (выяснить, как влияют лесные пожары на состав воздуха)

Получение новых знаний:

1. Вводное слово учителя

-Лесные пожары – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. Красивая легенда рассказывает, что огонь людям подарил Прометей. Ночью он тайно пробрался в колесницу бога Солнца Гелиоса и прикоснулся сломанной веткой к оси колесницы. Ветка загорелась, и с ней Прометей спустился на Землю и зажег людям первый костер, который полыхает до сих пор. У леса есть сильнейший враг — огонь. Все то, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня за несколько часов. При пожаре опасности подвергаются как отдельные люди, оказавшиеся в горящем лесу, так и целые населенные пункты, производственные объекты, линии электропередач, газопроводы. В огне гибнут растения и животные. В девяти случаях из десяти виновниками лесных пожаров является человек.

Просмотр слайдов (слайд 1-24)

Самостоятельная работа в группах. Приложение 1.

Учащиеся изучают информацию, готовятся к обсуждению.

1-я группа. Парниковые газы появляются не только из-за промышленного производства, сельского хозяйства, автомобилей и т. д. Одна из причин, по которой в атмосфере возрастает их уровень – лесные пожары. Речь не только о том, что деревья поглощают углекислый газ, поэтому, когда они горят, становится некому перерабатывать СО2. Парниковые газы образуются в ходе самого горения, и их получается тем больше, чем масштабнее пожар. При лесных пожарах сильнее всего менялась концентрация угарного газа: во время беспламенной фазы пожара, когда лес тлеет, количество CO увеличивалось почти в 30 раз. Содержание метана в воздухе поднималось в два раза. Прирост концентрации углекислого газа, который часто считают основным парниковым газом, составлял около 8%. При сгорании одного килограмма сухого вещества в сибирской тайге в атмосферу попадает чуть больше полутора килограмм углекислого газа, немногим больше ста грамм угарного газа и четыре грамма метана.

2-я группа. На ликвидацию одного среднестатистического пожара расходуется около 50 м3 воды. Только для тушения трех тысяч ежегодно происходящих в амурской области пожаров требуется около 150 000 м3 воды. А чтобы потушить 6,5 млн. пожаров на Земле — 350 млн. м3, что равносильно стационарным водным ресурсам озер, рек и большей части почвенной влаги вместе взятых. При тушении вода, соприкасаясь с раскаленными веществами, превращается в пар. И пар, и вода насыщаются отравляющими веществами. Пар попадает в атмосферу и дополнительно участвует в круговороте веществ между сушей и океаном, выпадая в виде кислотных дождей и снега. Вода атмосферных осадков с места пожаров в конечном итоге попадает в озера, моря, проникает в почву и долгое время сохраняется в биосфере.

Обсуждение вопроса о влиянии лесных пожаров на состав воздуха

Работа в группах

1-я группа готовит ответ на вопрос — правила пожарной безопасности в лесу.

2-я группа — ликвидация небольших очагов пожаров, когда огонь охватил несколько метров сухой травы

Обсуждение.

Тест

1. Как называется наука о лесных пожарах

а) экология; б) пирология; в) геология.

2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты

а) при низовом; б) при верховом; в) при торфяном.

3. При каком пожаре горят кроны деревьев

а) при низовом; б) при верховом; в) при торфяном.

4.При лесных пожарах увеличивается концентрация:

а) углекислого газа, б) угарного газа в) метана

  1. Вода, используемая при тушении пожара:

а) влияет на состав воздуха б) не влияет на состав воздуха

6. Как тушить только что начавшийся пожар

а) сбивая пламя веником из зеленых веток;

б) накрывая пламя собственной одеждой;

в) задувая пламя.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

проверка результатов теста

— рефлексия: -как я себя чувствовал на сегодняшнем уроке…

-что я узнал нового…

-что мне осталось не понятным

-как я работал на уроке

— оценка за работу на уроке

Домашнеё задание: параграф учебника

По выбору творческие задания:

  1. Подготовить сообщение о лесных пожарах на территории Тюменской области.

  2. Нарисовать плакат, призывающий сохранять лес от пожара.

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей