Доклад «Молодой педагог: пути профессионального роста»

Содержимое файла:

«Молодой педагог: пути профессионального роста»

(из опыта работы с методическим объединением молодых учителей МБОУ «Онерская средняя общеобразовательная школа им. Героя России М.М.Стрекаловского )

Атласова Дария Валерьевна,

учитель английского языка,

руководитель методического

объединения молодых учителей

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого учителя и перспектив его роста.

Профессиональный рост учителя – это процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему оптимальным образом реализовать свое предназначение; решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.[1]

Профессиональный рост определяется в литературе как процесс изменения, преобразования педагогической деятельности, приводящей к устойчивому развитию профессионализма, в основе которого лежит компетенция личностного саморазвития. Исследователи выделяют три уровня профессионального роста: уровень изменений, уровень преобразований, уровень устойчивого развития.[1]

На уровне изменений учитель ищет и осваивает новые знания, осваивает новые способы выполнения профессиональных задач.

На уровне преобразований учитель совершенствует качество своей работы не за счет привлечения новых сведений и освоения новых педагогических технологий, а за счет структуризации и переструктуризации своей деятельности.

На уровне устойчивого развития учитель «потребляет» новые знания, новый опыт для повышения эффективности своей деятельности, не допуская ломки состоявшейся, устоявшейся системы своей деятельности.

Одним из форм методической работы с молодыми специалистами, проводимых  в нашей школе является стажировка. Она призвана решить ряд задач, связанных с адаптацией молодого специалиста к новым для него условиям труда. Стажировка помогает выявить профессионально значимые личностные качества молодых специалистов в целях наиболее рационального использования этих качеств в образовательном процессе.

Уже третий год выполняю общественную нагрузку руководителя методического объединения молодых учителей «Авантаж». В своей работе с молодыми учителями руководствуюсь трудами Якушевой С.Д., Зимней И.А., Калюжного А.А., Поташник М.М.. И сегодня хочется поделиться своим опытом работы, рассказать начинающим управленцам о методике работы с молодыми специалистами.

Деятельность методического объединения молодых учителей школы строится в соответствии с планом работы школы и направлена на решение методической проблемы: повышение методической и профессиональной компетентности молодых педагогов.

Основной целью деятельности нашего методического объединения является организация условий для повышения квалификации, подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

Педагогами МО были определены следующие задачи:

— совершенствование методической работы, рациональное использование возможностей для повышения квалификации;

— развитие инновационного поведения молодых педагогов и их нового педагогического мышления;

— развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры молодых учителей;

— повышение статуса молодого учителя и престижа педагогической профессии;

— освоение и внедрение ИКТ в учебный и воспитательный процесс;

— постоянное самосовершенствование, поиск новых технологий обучения;

  • внедрение в практическую деятельность современных образовательных технологий для повышения качества обучения.

Приоритетные направления развития профессионального и творческого потенциала молодых педагогов МО «Авантаж»:

  1. «Одаренные дети – наше будущее»;

  2. «Современный урок в современной школе»;

  3. «Люби, твори, создавай» (развитие творческого потенциала);

  4. «Здоровый образ жизни»

Методическая работа с молодыми учителями основывается на следующих принципах:

— принцип интерактивного обучения, состоящего в том, что основная задача заключается не только в передаче знаний и умений, но и в изменении личности обучаемого, развития новых ценностей, интересов, устремлений;

— принцип партнерства, предполагающий, что общение в группе строится на основе партнерских отношений между участниками, уважения мнения другого, признания его самоценности, что обеспечивает создание атмосферы сотрудничества;

— принцип исследовательской позиции, заключающийся в том, что в процессе работы не только происходит передача готовой информации, но каждый участник готов к поиску путей совершенствования, предполагающий создание творческой среды, совместного поиска решения проблемы;

— принцип взаимосвязи обучения и практики, учитывающий насущные потребности в решении вопросов профессиональной деятельности.

Основными формами работы по повышению педагогического мастерства являются:

  • прохождение курсовой подготовки;

  • участие во внутришкольных, улусных, республиканских семинарах; международных вебинарах;

  • выступление с докладами на улусных, республиканских педчтениях;

  • участие на профессиональных конкурсах педагогического мастерства;

  • взаимопосещение уроков;

  • систематическая работа над индивидуальной методической темой;

  • изучение современных образовательных технологий;

  • изучение опыта работы других учителей;

— изучение новых требований к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ;

— плановая систематическая работа всех молодых учителей над темой «Современный урок»;

— апробация разработок современного урока;

— корректировка учебных планов и программ ( в связи с введением ГИА в 9 классе, с изменениями ГИА и ЕГЭ );

— систематическая работа с одаренными детьми, их сопровождение в течение всего периода обучения и становления личности: занятия в кружках, дополнительные индивидуальные консультации (по индивидуальной образовательной траектории), привлечение к научно-исследовательской деятельности учащихся (учитывая возрастную группу и интересы детей), активное и результативное участие на предметных олимпиадах, творческих конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах.

Также у современного учителя должно быть «досье успехов», каковым является портфолио. Портфолио учителя — отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития.

Портфолио может рассматриваться как метод "…оценки уровня профессиональной компетентности учителя…" и форма прохождения аттестации.[5]

С первых же дней работы в коллективе мы знакомим молодых специалистов с требованиями к оформлению портфолио и принципами работы. Прежде чем приступить к построению портфолио, учитель должен проанализировать свою работу, собственные успехи, обобщить и систематизировать педагогические достижения, объективно оценить свои возможности и увидеть способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.  Портфолио даёт возможность увидеть динамику профессионального роста молодого учителя, свидетельствует о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечает его потребности в практической самореализации.

Огромную роль в повышении профессионального уровня молодых педагогов играет их самообразование. Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Педагог должен постоянно совершенствоваться, потому что высокая мобильность, сложность и многогранность современного мира, требуют от педагога более практичных, разносторонних научных знаний, умений, навыков и подходов. Ни в коем случае не навязывать тем самообразования и жестко контролировать составление всевозможных планов и отчетов. Самообразование для педагога – процесс творческий и не может быть жестко регламентирован. В личной беседе (консультации) с руководителем определяется, какая тема вызывает интерес у молодого педагога или в чем он испытывает определенные трудности. Главное – убедить его в актуальности выбранной или предложенной им темы.

Быть учителем для учителя нелегко. Здесь существуют своего рода правила успешного сотрудничества, эффективного взаимодействия. В центре внимания руководителя должна быть личность молодого специалиста, а не его профессиональные качества, знания и умения. Поэтому считаю, что задачи руководителя заключаются в следующем:

  • всячески помогать молодым коллегам, реализовать себя как личность, содействовать развитию способностей;

  • оказание методической помощи своим молодым коллегам; помощи в адаптации в социуме школы, наслега;

  • помочь достичь определенного уровня личного удовлетворения и признания коллег;

  • научить применять на практике полученные педагогические знания с учетом конкретных педагогических ситуаций;

  • формировать мотивацию достижения профессионального успеха.

Молодого педагога следует убеждать, что определять его успех должны не случайные удачи, а кропотливый повседневный труд, целенаправленная системная работа над собой, объективный самоанализ результатов своего труда. В то же время не следует забывать и том, что нужно выявлять и развивать сильные стороны (качества) своего подопечного.

Использованная литература:

  1. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

  2. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие. М.: Просвещение,2006

  3. Михайлова Н.А. Калейдоскоп методических идей //Методист — №1, 2008, с. 43-46.

  4. Пунина Н.В. Учебно-методическое обеспечение инновационной деятельности образовательного учреждения//Методист- №1, 2008, с. 46-49.

  5. Травин В.В. Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента, М., 1995

  6.  Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: Учебник. 4-е издание исправленное и дополненное. М.: Издательский центр «Академия», 2011

  7. Маркова А.К. Психология труда учителя, М., 1993 

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей