Содержимое файла:
Транспортный комплекс
Цель урока: Изучить особенности железнодорожного, автомобильного, морского и авиационного видов транспорта, показать их значение в перевозке грузов и пассажиров.
Задачи:
-
Образовательные: найти достоинства и недостатки, проблемы отдельных видов транспорта и проанализировать полученные данные; формировать умение работать с интерактивными картами.
-
Развивающие: продолжать развивать умение выделять главное и обобщать, способствовать формированию самостоятельности суждений обучающихся при решении познавательных задач;
-
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, сопричастность к проблемам страны, бережное отношение к природе.
Новые понятия: транспортный комплекс, транспортная система, транспортный узел, грузооборот, пассажирооборот, транспорт и окружающая среда.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, авторская презентация «Транспортный комплекс », интерактивная доска, интерактивная карта транспорт России, раздаточный материал.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: работа в группе.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 мин). Учащиеся делятся на 5 групп
2. Повторение изученного материала (5 мин)
-
транспортная система, транспортный узел;
-
грузооборот;
-
пассажирооборот;
-
рисунок транспортной сети России;
-
влияние транспорта на размещение отраслей промышленности.
Задание группе №1. Заполнить пропуски в схеме « Виды транспорта» (Приложение1, слайд №1);
Задание группе №2. Дать определение «Транспортная система», «транспортный узел» и привести примеры (Приложение1, слайд №2);
Задание группе №3. По таблице, определить какие виды транспорта лидируют по грузообороту, и объясните полученные данные (Приложение1, слайд №5, 6);
Задание группе №4. По таблице, определить какие виды транспорта лидируют по пассажирообороту, и объясните полученные данные (Приложение1, слайд №7, 8);
Задание группе №5. По интерактивной карте «Транспорт России» рассказать и показать конфигурацию транспортной системы России.
Физкультминутка (2 мин)
3. Изучение нового материала.
Ребята работают в группах. Каждая группа выявляет особенности изучаемого вида транспорта, определяет достоинства и недостатки (проблемы) одного из видов транспорта России.
Каждая группа заранее получила задание изучить определенный вид транспорта и на этом этапе урока отчитывается о проделанной работе. В течение 5 минут обсуждают изученный материал в группе и один – два ученика коротко рассказывают о своем виде транспорта (всего 5 минут на каждую группу).
Характеристика каждого вида транспорта должна отражать следующие показатели работы транспорта (достоинства и недостатки, проблемы транспорта) (Приложение1, слайд №9);:
-
Количество перевезенных грузов и пассажиров;
-
Грузооборот и пассажирооборот;
-
Себестоимость перевозок;
-
Скорость перевозок;
-
Грузоподъемность транспортного средства;
-
Влияние природных условий на его работу;
-
Проблемы транспорта
-
I группа – железнодорожный транспорта;
-
II группа – автомобильный транспорт;
-
III группа – морской транспорт;
-
IV группа – авиационный транспорт;
-
V группа – транспорт города Москвыприложение 2
Обучающиеся провели анкетирование в 8-11 классах и родителей в своем 9 классе по следующим вопросам (приложение 3);:
-
Как вы оцениваете работу городского транспорта? (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно);
-
Каким видом транспорта вы пользуетесь?
-
Какой вид транспорта работает наиболее эффективно?
-
Что вас не устраивает в работе транспорта?
-
Как улучшить работу транспорта в вашем городе?
Выводы:
Огромная территория России может быть связана воедино только при надежной и четкой работе транспорта. Из любого населенного пункта его жители должны иметь возможность в любое время выехать в любое необходимое им место – для работы, отдыха, лечения, получения услуг, для продажи своей продукции или для закупок товаров, в общем, по любому поводу. Интенсивные контакты между людьми, между жителями разных районов и поселений, возможность товарообмена между ними – необходимое условие развития общества; без этого невозможны и ощущение единства России, и реальная целостность нашего государства.
В заключении небольшой тест (Приложение1, слайд №11):
-
Первое место по грузообороту занимает … транспорт? А) железнодорожный; Б) трубопроводный; В) автомобильный.
-
Самый дорогой вид транспорта? А) автомобильный; Б) авиационный; В) морской.
-
Наиболее густая транспортная сеть сформирована в России … А) на западе; Б) на севере; В) на востоке.
-
Главное преимущество автомобильного транспорта? А) это сезонный вид транспорта; Б) он берет много груза; В) он мобильный.
-
Погодные условия особенно сильно влияют на работу … А) авиационного; Б) автомобильного; В) трубопроводного транспорта.
-
Самый крупный порт на Балтийском море … А) Калининград; Б) Выборг; В) Санкт-Петербург; Г) Мурманск.
-
Самые дешевые перевозки .. А) железнодорожный; Б) автомобильного; В) морской.
4. Домашнее задание
(Приложение1, слайд №13): параграф 32,33.
Самостоятельно изучить трубопроводный и речной виды транспорта.
Подготовиться к практической работе: «Характеристика одной из транспортных магистралей».