Урок «Новые явления в экономике»

Содержимое файла:

Урок изучения нового материала

7 класс

Выполнила: учитель истории

Гурова Н. Л.

Урок № 6

Новые явления в экономике

Тип урока:

Интегрированный;

Урок изучения нового материала.

Цели:

  1. Образовательные:

  • Определить изменения в социально-экономическом развитии страны в XVII веке;

  • Разъяснить учащимся, что XVII век – это рубеж во всемирной истории; в Западной Европе – развитие буржуазных отношений; в России, оставшейся феодальной, — зарождение еще слабых капиталистических отношений;

  • Выяснить новые черты в экономике страны: процесс формирования единого внутреннего рынка, свидетельствующего об экономическом объединении.

  1. Развивающие:

  • Продолжить формирование навыков работы с исторической картой;

  • Продолжить развитие у учащихся навыков работы с историческим источником;

  • Продолжить развитие у учащихся навыков работы с историческими понятиями;

  • Продолжить развитие умений анализа и синтеза исторических фактов, делать выводы;

  • Продолжить формирование умения сопоставлять исторические явления;

  • Продолжить развитие умений работы с компьютером.

  1. Воспитательные:

  • Воспитать любовь к истории своей страны;

  • Продолжить формирование познавательного интереса к истории.

Основные понятия:

Феодализм;

Капитализм;

Натуральное хозяйство;

Оброк;

Барщина;

Ремесленная мастерская;

Мануфактуры;

Всероссийский рынок.

Оборудование урока:

  • Карта «Российское государство в XVII веке»;

  • Атласы «История России с древнейших времен до начала XXI века»: карта стр. 14;

  • Индивидуальные рабочие листы.

Ход урока

I Организационный момент:

В начале занятия преподаватель знакомит класс с правилами работы с техникой: у каждого на экране рабочего стола находится папка «Урок № 6». Далее организуется просмотр файла под руководством педагога по следующей схеме:

  1. Открыть папку двойным нажатием левой клавиши мыши;

  2. Нажать кнопку «Показ слайдов» в нижнем левом углу экрана;

  3. Осуществить обзорный просмотр всех страниц документа с помощью направляющих клавиш клавиатуры.

II Изучение нового материала:

Формирование мотивации:

XVII столетие является переломным, в том числе и в развитии хозяйства. В экономике появляются первые ростки новых, капиталистических отношений: в промышленности, торговле, отчасти и в сельском хозяйстве. Россия в этом плане отставала от ряда стран Западной Европы, где зарождение капитализма началось еще с XIVXV вв. Но все же Россия шла, хотя и с запозданием, тем же путем. Первые ростки, зачатки капитализма в российской промышленности, торговле появляются именно в XVII веке.

Учащиеся знакомятся с планом урока.

План:

  1. XVII век – знаменательный рубеж во всемирной истории;

  2. Последствия Смуты и интервенции;

  3. Сельское хозяйство;

  4. Ремесленное и мануфактурное производство;

  5. Торговля.

Далее организуется самостоятельная работа учащихся с текстом. Для формирования более четкого понимания специфики изучаемого периода и концентрации внимания на основных фактах учащимся предлагается в ходе изучения материала заполнить индивидуальный рабочий лист.

III Закрепление изученного материала:

Организуется беседа с учащимися, основным выводом которой будет формирование понимания, что Россия в XVII веке оставалась феодально-крепостнической страной, однако в экономике появляются новые черты.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Как политическое развитие России в XVII веке повлияло на развитие хозяйства?

  2. Почему промышленность развивалась более быстрыми темпами, чем сельское хозяйство?

  3. Что такое мануфактура? Можно ли считать, появление мануфактур признаком нового в экономическом развитии России?

  4. Чем российские мануфактуры отличались от мануфактур в странах Западной Европы?

  5. Что говорит об успехах торговли в XVII веке? Что тормозило ее развитие?

IV Домашнее задание:

§4; вопросы № 3,4,5,6;

записать в словарик новые понятия;

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей