Содержимое файла:
Урок изучения нового материала
7 класс
Выполнила: учитель истории
Гурова Н. Л.
Урок № 6
Новые явления в экономике
Тип урока:
Интегрированный;
Урок изучения нового материала.
Цели:
-
Образовательные:
-
Определить изменения в социально-экономическом развитии страны в XVII веке;
-
Разъяснить учащимся, что XVII век – это рубеж во всемирной истории; в Западной Европе – развитие буржуазных отношений; в России, оставшейся феодальной, — зарождение еще слабых капиталистических отношений;
-
Выяснить новые черты в экономике страны: процесс формирования единого внутреннего рынка, свидетельствующего об экономическом объединении.
-
Развивающие:
-
Продолжить формирование навыков работы с исторической картой;
-
Продолжить развитие у учащихся навыков работы с историческим источником;
-
Продолжить развитие у учащихся навыков работы с историческими понятиями;
-
Продолжить развитие умений анализа и синтеза исторических фактов, делать выводы;
-
Продолжить формирование умения сопоставлять исторические явления;
-
Продолжить развитие умений работы с компьютером.
-
Воспитательные:
-
Воспитать любовь к истории своей страны;
-
Продолжить формирование познавательного интереса к истории.
Основные понятия:
Феодализм;
Капитализм;
Натуральное хозяйство;
Оброк;
Барщина;
Ремесленная мастерская;
Мануфактуры;
Всероссийский рынок.
Оборудование урока:
-
Карта «Российское государство в XVII веке»;
-
Атласы «История России с древнейших времен до начала XXI века»: карта стр. 14;
-
Индивидуальные рабочие листы.
Ход урока
I Организационный момент:
В начале занятия преподаватель знакомит класс с правилами работы с техникой: у каждого на экране рабочего стола находится папка «Урок № 6». Далее организуется просмотр файла под руководством педагога по следующей схеме:
-
Открыть папку двойным нажатием левой клавиши мыши;
-
Нажать кнопку «Показ слайдов» в нижнем левом углу экрана;
-
Осуществить обзорный просмотр всех страниц документа с помощью направляющих клавиш клавиатуры.
II Изучение нового материала:
Формирование мотивации:
XVII столетие является переломным, в том числе и в развитии хозяйства. В экономике появляются первые ростки новых, капиталистических отношений: в промышленности, торговле, отчасти и в сельском хозяйстве. Россия в этом плане отставала от ряда стран Западной Европы, где зарождение капитализма началось еще с XIV—XV вв. Но все же Россия шла, хотя и с запозданием, тем же путем. Первые ростки, зачатки капитализма в российской промышленности, торговле появляются именно в XVII веке.
Учащиеся знакомятся с планом урока.
План:
-
XVII век – знаменательный рубеж во всемирной истории;
-
Последствия Смуты и интервенции;
-
Сельское хозяйство;
-
Ремесленное и мануфактурное производство;
-
Торговля.
Далее организуется самостоятельная работа учащихся с текстом. Для формирования более четкого понимания специфики изучаемого периода и концентрации внимания на основных фактах учащимся предлагается в ходе изучения материала заполнить индивидуальный рабочий лист.
III Закрепление изученного материала:
Организуется беседа с учащимися, основным выводом которой будет формирование понимания, что Россия в XVII веке оставалась феодально-крепостнической страной, однако в экономике появляются новые черты.
Примерные вопросы для обсуждения:
-
Как политическое развитие России в XVII веке повлияло на развитие хозяйства?
-
Почему промышленность развивалась более быстрыми темпами, чем сельское хозяйство?
-
Что такое мануфактура? Можно ли считать, появление мануфактур признаком нового в экономическом развитии России?
-
Чем российские мануфактуры отличались от мануфактур в странах Западной Европы?
-
Что говорит об успехах торговли в XVII веке? Что тормозило ее развитие?
IV Домашнее задание:
§4; вопросы № 3,4,5,6;
записать в словарик новые понятия;