Содержимое файла:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
||
ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» |
04/12 МУ ВСР 08-3.4 |
|
ОДБ.04 |
ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
для всех специальностей
I курса на базе основного общего образования
технический профиль
Белово
2014
Методические рекомендации составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для всех специальностей 1 курса технического профиля на основе рабочей программы учебной дисциплины История, утвержденной методическим советом колледжа.
Протокол №_____ от «____»__________20__г.
Согласовано ПЦК социально-экономических дисциплин и базисной подготовки дисциплин Протокол №___________ от «____»_______________20__г. от «____»_______________20__г. Председатель ПЦК ______________ М.И. Сюбаева ______________ М.И. Сюбаева
|
Утверждено Методическим советом БлПК
Протокол №___________ от «____»____________20__г. от «____»____________20__г. Зам. директора по НМР ____________Т.П.Салтымакова ____________Т.П.Салтымакова
|
Составитель
Преподаватель гуманитарных
дисциплин ГБОУ СПО «БлПК» С.Н.Власова
Рецензенты
преподаватель гуманитарных
дисциплин ГБОУ СПО «БлПК» Н.В.Лысенкова
Внешний рецензент
преподаватель ГБОУ СПО «БТЖТ» И.С. Тимофеева
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
4 |
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы |
5 |
Тема 1. Культура Киевской Руси |
7 |
Тема 2. Эпоха Ивана Грозного |
8 |
Тема 3. Внешняя политика Екатерины II Великой |
10 |
Тема 4. Культура России в 18 веке |
12 |
Тема 5. США — война за независимость и Гражданская война1861-1865г |
14 |
Тема 6. Эпоха Н.С. Хрущева |
16 |
Тема 7. Эпоха Л.И. Брежнева |
17 |
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе дисциплины История предназначены для всех специальностей 1 курса технического профиля на базе основного общего образования.
Цель методических рекомендаций – оказать конкретную помощь студентам в самостоятельном изучении теоретического материала по истории. Использование рекомендаций позволит сформировать умения работать с исторической информацией, познакомит с методами её обработки и поиска, а также позволит контролировать себя с помощью вопросов и заданий.
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу соответствуют учебному плану и рабочей программе по дисциплине – 59 часов.
Структура изучения каждой темы:
-
цели
-
основные вопросы (план изучения темы),
-
список литературы
-
содержание самостоятельной работы (как изучить тему, на что обратить внимание, какие методы работы с информацией использовать)
-
вопросы для самоконтроля
-
форма отчетности.
На самостоятельное изучение выносятся темы, предполагающие формирование самостоятельного осмысления исторического прошлого страны:
-
Культура Киевской Руси
-
Эпоха Ивана Грозного
-
Внешняя политика Екатерины II Великой
-
Культура России в 18 веке
-
США — война за независимость и Гражданская война 1861-1865г.
-
Эпоха Н.С. Хрущева
-
Эпоха Л.И. Брежнева
Методические рекомендации по изучению теоретического материала
Изучение любого раздела или темы следует начинать с ознакомления с вопросами плана изучения темы, приведенными в пособии. Затем необходимо обратиться к списку литературы.
Осваивать теорию следует в соответствии с той последовательностью, которая дана в методическом пособии.
Методика работы с литературой предусматривает ведение записи прочитанного в виде плана-конспекта, опорного конспекта или других видов записи. Это позволит сделать знания системными, зафиксировать и закрепить их в памяти.
При составлении опорного конспекта следует придерживаться определенных правил:
-
один конспект — один лист с опорным сигналом;
-
опорные сигналы должны со всей логической стройностью отражать развитие мысли минимальными графическими средствами;
-
структурирование опорных сигналов в логические блоки преследует основную цель — упростить процесс запоминания;
-
каждый блок — завершенная часть учебного раздела;
записи на листах позволительно делать во всех направлениях, вплоть до слов перевертышей;
-
использование мелких шрифтов и интервалов между блоками
психологически упрощает работу с опорными сигналами, т.к.
создает ощущение краткости и простоты материала; -
при сокращении слов необходимо избегать возможных двусмысленных толкований этих слов и выражений;
-
озвучивание опорных сигналов должно становиться естественным продолжением всех предшествующих форм работы.
Пример опорного конспекта по теме «СССР и мировое сообщество после 1945 г.»
Тема 4.1 Древняя Русь
Тема 1. Культура Киевской Руси (10 часов)
Цели:
-
познакомиться с уровнем развития культуры Древней Руси;
-
научиться давать характеристику различным отраслям культуры
Древней Руси; -
выделить главные тенденции развития культуры Древней Руси;
-
развивать исследовательские умения студентов.
Основные вопросы темы:
-
Духовная жизнь Киевской Руси
2. Материальная культура
Список литературы:
-
Сахаров,А.Н., Буганов,ВИ. История России с древнейших времен до конца 17 века [Текст]: Учебное пособие / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. – М,2002
-
Интернет-ресурсы
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
http://www.world-history.ru/
http://historic.ru
http://historylib.org
http://all-generals.ru/
Содержание самостоятельной работы
1.1 Прочитайте п. 1 § 17- 18 «Культура Руси» [1, с. 130- 140] и выпишите определение понятия "культура" [1, с. 130-131].
1.2 Найдите в § 17- 18 «Культура Руси» [1, с. 130- 140] и выпишите в тетрадь, раскрывая сущность, следующие понятия:
-
летопись;
-
церковно-учительская литература;
-
проповедь;
-
былины;
-
крестово-купольное строение.
1.3 По §17- 18 «Культура Руси» [1, с. 130- 140] подготовьте письменно краткое описание ремесел, известных в Древней Руси:
-
ювелирное искусство;
-
вышивка;
-
мастерство кузнецов;
-
резьба по дереву и камню.
2.1. Запишите в тетрадь, используя свои знания, примеры фольклорно-обрядового начала в пословицах, поговорках, приметах, сказках, заговорах.
2.2. Напишите в тетрадь главных героев русских былин.
2.3. По § 17- 18 «Культура Руси» [1, с. 140- 150] выделите, а затем запишите выдающиеся произведения архитектуры этого периода.
2.4. Обратитесь к каталогам библиотеки, составьте список дополнительной литературы по теме "Культура Киевской Руси"
2.5. Нарисуйте план русского православного храма, для этого внимательно рассмотрите цветные иллюстрации в учебнике [1, с. 141- 146].
Вопросы для самоконтроля:
-
Чем материальная культура отличалась от духовной культуры Киевской Руси?
-
Какие факторы оказывают влияние на складывание формирование и развитие русского народа?
Форма отчётности: тезисный конспект в рабочей тетради
Тема 4.5. Россия в 16 веке
Тема 2. Эпоха Ивана Грозного (10 часов)
Цели:
-
углубить и расширить теоретические знания по истории XVI века;
-
формировать умения использовать справочную, специальную литературу и исторические источники;
-
охарактеризовать главные направления деятельности Ивана IV Грозного.
Основные вопросы темы:
-
"Первый царь всея Руси". Начало правления Ивана IV Грозного.
-
Деятельность Избранной Рады.
-
Период опричнины.
-
Внешняя политика Ивана Грозного.
Список литературы:
-
Сахаров,А.Н., Буганов,ВИ. История России с древнейших времен до конца 17 века [Текст]: Учебное пособие / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. – М,2002
-
Интернет-ресурсы
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
http://www.world-history.ru/
http://historic.ru
http://historylib.org
http://all-generals.ru/
Содержание самостоятельной работы
1.1. Прочитайте внимательно, с целью отбора информации, образовательные интернет-ресурсы http://historic.ru , http://historylib.org и выпишите определения понятиям:
-
местничество;
-
кормление;
-
опричнина;
-
земщина;
-
Юрьев день
-
сословно-представительная монархия;
1.2. Перечислите письменно функции:
-
Боярской думы
-
Земского собора
-
Приказов
2.1. Выделите и кратко законспектируйте содержание реформ Избранной Рады, §25-26 «Правление Ивана Грозного», (с. 202-203).
2.2. Сравните (постатейно) Судебники Ивана III (1497) и Ивана Грозного (1550г.), §25-26 «Правление Ивана Грозного», (С. 203-204).
3.1. Приготовьте письменное сообщение о выдающихся деятелях этого периода:
-
митрополите Макарии
-
князе Андрее Курбском
-
Малюте Скуратове
-
Дьяке Иване Висковатом
-
Иване Федорове
4.1. По материалам §25-26 «Россия в преддверии Смуты», (с. 205-214) заполните таблицу " Внешняя политика Ивана IV"
Земли, вошедшие в состав России |
Год включения |
Путь вхождения (добровольно или насильно) |
Имена исторических деятелей, сыгравших роль в присоединении |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Вопросы для самоконтроля:
-
Какие цели преследовал Иван Грозный в области внешней политики?
-
Была ли опричнина антибоярской политикой? Ответ обоснуйте.
Форма отчётности: тезисный конспект в рабочей тетради
Тема 6.2. Внешняя политика России в 18 веке
Тема 3. Внешняя политика Екатерины II Великой (5 часов)
Цели:
-
познакомить с основными направлениями внешней политики России во II половине 18 века;
-
воспитывать чувство патриотизма на примерах деятельности выдающихся полководцев;
-
развивать умение обобщать и делать выводы.
Основные вопросы:
-
Основные направления внешней политики России во II половине 18 века.
-
Политика Екатерины Великой
Список литературы:
-
Буганов, В.И., Зырянов, П.Н. История России, к 17-19 вв. [Текст]: учебное пособие/ В.И. Буганов, П.Н. Зырянов – М, 2001г.
-
Интернет-ресурсы
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
http://www.world-history.ru/
http://historic.ru
http://historylib.org
http://all-generals.ru/
Содержание самостоятельной работы
1.1. Внимательно прочитайте параграф «Внешняя политика России во второй половине 18 в» [1, с 59-63] и составьте план ответа на вопрос: "Основные задачи и направления внешней политики России во II половине 18 века".
1.2. По тексту параграфа «Внешняя политика России во второй половине 18 в» [1, с.63-73] приготовьте краткие характеристики русских полководцев:
-
П.А. Румянцева;
-
Г.А. Потемкина;
-
А.В. Суворова;
-
Ф.Ф. Ушакова.
1.3. Проанализируйте деятельность вышеперечисленных полководцев и выделите общие черты русской военной школы этого периода. Запишите в тетрадь полученные выводы.
2.1.Заполните таблицу:
"Раздел территорий Речи Посполитой"
Год |
Россия |
Австрия |
Пруссия |
1772 |
|
|
|
1793 |
|
|
|
1795 |
|
|
|
Вопросы для самоконтроля:
-
Каковы внешнеполитические приоритеты России во время правления Екатерины Великой?
2. Каковы итоги внешней политики Екатерины Великой?
Форма отчётности: тезисный конспект в рабочей тетради
Тема 6.3. Социально-экономическое развитие России
Тема 4. Культура России в 18 веке (5 часов)
Цель:
-
сформировать представление об основных достижениях и направлениях духовной жизни русского народа в 18 веке;
-
отметить новизну многих направлений культуры после правления Петра I;
-
развивать умение систематизировать теоретический материал.
Основные вопросы темы:
-
Материальная культура
-
Образование и письменность
Список литературы:
1. Буганов, В.И., Зырянов, П.Н. История России, к.17-19 вв. [Текст]: учебное пособие/ В.И.Буганов, П.Н.Зырянов — М, 2001 г
2. Краснобоев, Б.И. Очерки истории культуры 18 в. [Текст]: учебное пособие / Б.И.Краснобоев — М, 1987 г.
-
Интернет-ресурсы
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
http://www.world-history.ru/
http://historic.ru
http://historylib.org
http://all-generals.ru/
Содержание самостоятельной работы
1.1. По § 52-53 «Культура, духовная жизнь и быт в 18 веке» [1,с.93-97] составьте опорный конспект "Петровские инновации в культуре".
1.2. Из § 52-53 «Культура, духовная жизнь и быт в 18 веке» [1,с.93-115] выпишите определения понятий:
-
просвещение;
-
сентиментализм;
-
классицизм;
-
барокко;
-
рационализм;
-
обмирщение культуры.
1.3. Используя полученные знания, кратко ответьте на вопросы письменно: Каковы особенности развития русской художественной культуры в 18 веке? Какие качественные изменения произошли в системе русского образования? Чем отличалось строительство Санкт-Петербурга от строительства древнерусских городов?
2.1. Заполните таблицу
"Видные деятели культуры и церкви 18 века"
Персоналии |
Вклад в культуру |
|
|
2.2. Используя материалы параграфа «Культура, духовная жизнь и быт в 18 веке» и дополнительную литературу [1, с. 113-114], [2, с. 214-216] составьте меню праздничного обеда высокопоставленного сановника и крепостного крестьянина в России 18 века.
Вопросы для самоконтроля:
-
Какие новые черты появились в культурной сфере в 18 веке?
-
Каковы особенности русской культуры XVIII века?
Форма отчётности: тезисный конспект в рабочей тетради
Тема 7.1. Политическое развитие стран Запада
Тема 5. США — война за независимость и Гражданская война 1861-1865г (10 часов)
Цель:
-
познакомить с процессами, способствующими утверждению капитализма в североамериканских колониях;
-
формировать умение объяснить особенности генезиса капитализма и модернизации на примере США;
-
формировать умение делать выводы.
Основные вопросы:
-
Английские колонии в Америке.
-
США в 1 половине XIX века.
-
Основные события Гражданской войны 1861-1865г.
Список литературы:
1. Пунский, В.О, Юдовская, А.Я. Новая история 1640-1870 [Текст]: учебное пособие/ В.О.Пунский, А.Я. Юдовская. — М.: 2004
2. Россия и мир. [Текст]: Под ред. Данилова А.А. в 2-х частях, часть 1 [Текст]: Учебное пособие / — М.: 2004. с 155-158, с. 254-256
-
Интернет-ресурсы
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
http://www.world-history.ru/
http://historic.ru
Содержание самостоятельной работы
1.1. Воспользуйтесь интернет-ресурсами http://www.world-history.ru/,http://historic.ru и приготовьте письменное сообщение о создании английских колоний в Северной Америке, используя следующие слова: "золото", "Виргиния", "Мэйфлауэр", "пуритане", "Новый Плимут", "13 колоний", "религия", "индейцы", "24 доллара".
1.2. Письменно ответьте на вопрос: чем вы можете объяснить популярность Бенжамина Франклина? Свою точку зрения обоснуйте.
2.1. Перечислите письменно причины войны за независимость.
2.2. Прочитайте " Декларацию независимости" 4 июля 1776 на сайте http://www.world-history.ru/ и ответьте письменно на вопрос: какие черты эпохи Просвещения отражены в этом документе?
3.1. Проанализируйте изученный материал и составьте план ответа на вопрос "Итоги и значения войны за независимость".
3.2. Воспользуйтесь интернет-ресурсами http://www.world-history.ru/ и выпишите основные понятия, объясните их и раскройте сущность каждого из них:
-
федерация;
-
конфедерация;
-
расизм;
-
аболиционизм;
-
янки;
-
реконструкция;
-
резервация.
3.3. Соберите материал для заполнения таблицы "Два периода Гражданской войны в США".
Заполните таблицу:
План сравнения |
I период (1861-1862) |
II период (1863-1865) |
1.Цели буржуазии Севера |
|
|
2.Политические мероприятия |
|
|
3.Военные планы северян и их действия |
|
|
3.4. Изучите дополнительно материал на сайте http://www.world-history.ru/, http://historic.ru и составьте опорный конспект "Итоги Гражданской войны в США и Реконструкция"
Вопросы для самоконтроля:
-
Каким было политическое развитие США в годы гражданской войны?
-
Насколько важны основные события этого периода?
-
Какими были итоги войны?
Форма отчётности: тезисный конспект в рабочей тетради
Тема 14.1. СССР в 50-80 гг. Власть и общество
Тема 6. Эпоха Н.С. Хрущева (10 часов)
Цели:
-
охарактеризовать экономическое и политическое развитие СССР в 1953-1964г.г.;
-
формировать умения давать характеристику развития СССР в 1953-1964г.;
-
формировать самостоятельность мышления при оценке определенного исторического периода нашей страны
Основные вопросы темы:
-
Внутриполитическое развитие страны (СССР в 1953-1964г.г).
-
Развитие советской экономики.
-
Кризис политики Н.С. Хрущева.
Список литературы:
-
Самыгин, П.С., Беликов К.С. и др. История [Текст]: Учебное пособие / П.С.Самыгин, К.С. Беликов — Ростов на Дону: 2011. с.395-406.
-
Интернет-ресурсы
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
http://www.world-history.ru/
http://historic.ru
http://historylib.org
Содержание самостоятельной работы
1.1. Внимательно прочитайте параграф 6.2.2 «Внутриполитическое развитие страны в 1953-1964гг» [1. С.395-397] и ответьте письменно на вопросы: Почему в борьбе за власть после смерти И.В. Сталина в 1953 году победил Н.С.Хрущев? Каковы причины, побудившие Хрущева выступить на XX съезде КПСС с осуждением культа личности Сталина?
1.2. Прочитайте параграф 6.2.3 «Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг» [1.С. 399-400] и выясните причины падения авторитета Н.С. Хрущева в обществе. Каких причин больше: объективных или субъективных? Письменно докажите свою точку зрения.
2.1. По параграфу 6.2.2. «Внутриполитическое развитие страны в 1953-1964гг» [1. с. 397-398] составьте опорный конспект "Хрущевские реформы в экономике".
3.1. Что означала "оттепель" в духовной сфере? Почему И.Эренбург
использовал именно это слово для характеристики правления Н.С. Хрущева? Какие общественные процессы зародились под ее воздействием? Выскажите свою точку зрения письменно.
3.2.По параграфу 6.2.3. «Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг» [1.С 400-406] составьте развернутый план сообщения "Внешняя политика СССР 1953-1964г.г".
Вопросы для самоконтроля:
-
В чем состояли основные тенденции и новизна условий развития СССР в эпоху Хрущева.
-
Как развивалась экономика в хрущевские годы?
-
Какое влияние оказывала на развитие экономики страны позиция руководства?
Форма отчётности: тезисный конспект
Тема 14.2. Попытки реформирования советского общества
Тема 7. Эпоха Л.И. Брежнева (9 часов)
Цели:
-
раскрыть основные направления экономической и социальной политики в период пребывания у власти Л.И. Брежнева;
-
сформировать умения давать собственную оценку данного исторического периода;
Основные вопросы темы:
-
Экономическое развитие в 50-80 годы ХХ века.
-
Состояние политической системы в 50-80 годы ХХ века.
Список литературы:
-
Самыгин, П.С., Беликов К.С. и др. История [Текст]: Учебное пособие / П.С.Самыгин, К.С. Беликов — Ростов на Дону: 2011. с.395-406.
-
Краткий политический словарь. [Текст]: учебное пособие — М.: 1989 г.
-
Боффа, Дис. История Советского Союза: в 2-х т [Текст]: учебное пособие / Дис.Боффа — М.: 2000 г.
-
Верт, Н. История Советского государства 1900-1991. [Текст]: учебное пособие / Н.Верт — М.: 1994г
-
Сахаров, А.Д. Воспоминания [Текст]: / Любое издание
-
Интернет-ресурсы
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
http://www.world-history.ru/
http://historic.ru
http://historylib.org
Содержание самостоятельной работы:
1.1.Прочитайте параграф 6.2.4. «Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1964-1985гг» [1, с 407-409], вернитесь к предыдущей теме параграфа 6.2.3. «Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964гг» [1.с 401-404], параграфа «Советское общество второй половины 80-х до начала 90-х годов» [1, с 407-409] и письменно ответьте на вопросы:
1. Чем была вызвана экономическая реформа 1965 года? Можно ли говорить об определенной преемственности в экономической политике "хрущевского" и "брежневского" периодов советской истории?
2. Как решалась продовольственная проблема в СССР Эпохи Брежнева?
2.1. Используя материал параграфа 6.2.4 «Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1964-1985 гг» [1. С 406-411] и краткий политический словарь [2], дайте определения следующим понятиям:
-
нефтедоллары;
-
лимитчики;
-
теневая экономика;
-
"идея развитого социализма";
-
диссиденты;
-
застой;
-
"империя зла";
-
"разрядка напряженности".
2.2.По материалам параграфа «Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1964-1985гг» [1, с 409-410] составьте опорный конспект "Состояние политической системы".
2.3.По материалам дополнительной литературы [3], [4], [5] подготовьте краткий письменный отчет об основных событиях биографии А.Д. Сахарова.
2.4. На каких примерах вы можете доказать усиления идеологического давления в литературе и искусстве в середине 60-х начале 80-х годов? При ответе письменно используйте знания, полученные в курсе "Современной литературы".
2.5. Ответьте письменно на вопросы: Что такое доктрина Брежнева? Когда и в связи с чем она начала реализовываться?
Вопросы для самоконтроля:
-
С какими задачами не смогла справиться советская экономика 60-80-х гг ХХ века?
-
Какие изменения произошли во внутриполитической системе 60-80гг XX века.
Форма отчётности: тезисный конспект в рабочей тетради
Разработчик С.Н.Власова |
Стр. 19 из 19 |
Версия 1 |
30.08.2014 |