Содержимое файла:
Рассмотрена на заседании методического Согласовано зам. директора Утверждена приказом
объединения учителей образовательной по УВР __________________ директора школы области «Общественно-научные предметы» (Фоменко А.А.) №______от_______2021 г
и рекомендована к утверждению « » 2021 г ____________ Ломонос О.С.
протоколом № 1 от _______________
Руководитель МО _________________
( Боярская Г.Н.)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рабочая программа элективного курса
«История Ставрополья»
10 класс
учителя Боярской Галины Николаевны
2021-2022 учебный год
Нормативную правовую основу настоящей примерной образовательной программы учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее — ФГОС СОО);
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) (далее — ПООП СОО).
Примерная образовательная программа учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования (далее — программа), разработана на основе требований ФГОС СОО и ПООП СОО к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт.
Учебник:
-10 класс: М.Е.Колесникова, Т.Н. Плохотнюк, Н.Д. Судавцов, Н.Г.Масюкова, В.А.Бабенко, С.Н.Котов- Издат. «Просвещение» 2021 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»
Личностные
Российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа, жителей Ставропольского края и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину, Ставропольский край, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, на территории Ставропольского края.
Метапредметные
Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать позиции в познавательной деятельности;
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные
Рассматривать историю Ставропольского края как неотъемлемую часть истории России;
знать основные даты и временны́е периоды истории Ставрополья;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Ставропольского края;
представлять культурное наследие Ставропольского края;
работать с историческими документами, сравнивать различные исторические документы по истории Ставропольского края, давать им общую характеристику;
анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями региональной истории;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников Ставропольского края на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по истории Ставропольского края;
оценивать роль личности в истории Ставропольского края;
ориентироваться в дискуссионных вопросах истории Ставропольского края ХХ в. и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю Ставрополья как неотъемлемую часть истории России;
знать основные даты и временные периоды региональной истории;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Ставрополья;
представлять культурное наследие Ставропольского края;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по региональной исторической тематике.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
устанавливать аналогии и оценивать вклад Ставрополья в культурное наследие страны;
определять место и время создания исторических документов;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении современной истории Ставропольского края;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской истории ХХ в.;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам региональной истории с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»
10 класс
История Ставрополья с 1914 г. до начала XXI в.
Ставрополье в годы Первой мировой войны
Влияние Первой мировой войны на политическую и социальную ситуацию, хозяйственную жизнь в стране и на Ставрополье. Поиск новых подходов к организации хозяйственной жизни в условиях войны. Затруднения, связанные со сложностями функционирования транспортной системы. Освоение выпуска военной продукции на Ставрополье. Проблема беженцев. Перелом в массовом сознании населения, недовольство политикой властей. Ухудшение ситуации с продовольственным снабжением населения. Стихийные волнения женщин-солдаток «на почве экономических отношений с торговцами». Героизм ставропольцев на фронтах Первой мировой войны.
Великая российская революция 1917 г. и Ставрополье: события и последствия
Причины и ход развития революционных действий на Ставрополье. Рост политической активности населения. Влияние эсеров. Политическая агитация и просвещение масс в ходе революции. Антивоенные настроения в обществе. Рост дезертирства. Кризис доверия власти. Выступление генерала Корнилова. Рост влияния большевиков в регионе. Разрушение хозяйственной жизни и радикализация массовых настроений. Усиление притока солдат-дезертиров с фронта и поддержка партии большевиков. Провозглашение Ставропольской советской республики.
Гражданская война на Ставрополье
Истоки Гражданской войны. Национализация промышленных предприятий и их закрытие. Рост безработицы на Ставрополье. Реализация Декрета о земле и перераспределение земель в пользу бедняков и малоимущих. Усиление классового раскола в обществе. Основные события Гражданской войны на Ставрополье. Ожесточенность противоборства сил Белого движения и Красной Армии. Падение советской власти на Ставрополье в 1919 г. Рост массового недовольства крестьянства политикой белых. Наступление Красной Армии и поражение антисоветских сил в 1920 г.
Ставрополье в годы нэпа
Влияние нэпа на вывод Ставрополья из состояния послевоенной разрухи, преодоление последствий засухи и голода 1921–1922 гг. Появление коммун, сельхозартелей, ТОЗов и колхозов. Декрет ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. и его последствия для крестьянства Ставрополья. Восстановление промышленного производства и развитие производственной кооперации на Ставрополье. Экономические декреты 1920–1921 гг. Развитие советской системы образования. Возникновение противоречий в социально-экономическом развитии и постепенное свертывание нэпа.
Коллективизация и ее последствия
Идейные истоки коллективизации. Хлебозаготовительный кризис и переход к форсированному курсу коллективизации. Коллективизация на территории Ставропольского и Терского округов. Причины, побуждавшие крестьян вступать в колхозы. Постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Коллективизация и ее основные этапы. Раскулачивание: политика и практика. Хлебозаготовки и голод 1932–1933 гг. на Ставрополье.
Формирование советского культурного пространства на Ставрополье в 1920–1930-х гг.
Борьба с безграмотностью на Ставрополье в рамках «культурной революции». Деятельность чрезвычайных комиссий по ликвидации неграмотности. Поиски новых форм педагогической работы. Формирование структуры высшего профессионального образования. Складывание пространства художественной культуры. Развитие театрального искусства, библиотечной сети и краеведения. Деятельность АХРР. Периодическая печать и музыкальная жизнь Ставрополья. Укрепление межнационального культурного диалога. Антирелигиозная пропаганда. Результаты культурных преобразований на Ставрополье.
Ставрополье в годы Великой Отечественной войны: 1941–1942 гг.
Первые сообщения о начале войны на Ставрополье. Задачи мобилизации: призыв на фронт и перестройка экономики края на выпуск военной продукции. Работа аграриев края, движение передовиков на предприятиях. Сбор средств и оказание помощи фронту. Работа госпиталей по приему раненых с фронта. Помощь освобожденным территориям.
Битва за Кавказ: 1942–1943 гг.
Наступление немецко-фашистских захватчиков на Сталинград и Кавказ. Планы военного командования вермахта. Боевые действия в предгорьях Кавказа и на перевалах Главного Кавказского хребта. Оккупационный режим на территории края. Борьба партизан и подпольщиков с захватчиками. Изгнание врага с территории Кавказа.
Возрождение Ставрополья после освобождения от немецко-фашистской оккупации
Экономика края в период после оккупации. Проблемы восстановления сельского хозяйства и промышленности края. Помощь Ставрополью из других регионов СССР. Активное вовлечение Ставропольского края в помощь соседним регионам и фронту. Итоги восстановления экономики.
Ставропольцы на фронтах Великой Отечественной войны
Участие ставропольцев в боях против немецко-фашистских захватчиков. Военные операции, участниками которых стали жители края. Подвиги, совершенные ставропольцами. Боевые заслуги соотечественников. Боевой вклад женщин Ставрополья в победу над врагом. Оценка советским командованием деятельности героев.
Приложение
Рассмотрено на заседании методического Согласовано зам. директора Утверждено приказом
объединения учителей образовательной по УВР __________________ директора школы области «Общественно-научные предметы» (Фоменко А.А.) №______от_______2021 г
и рекомендовано к утверждению « » 2021 г _____________ Ломонос О.С.
протоколом № от _________2021 г
Руководитель МО _________________
( Боярская Г.Н.)
Календарно – тематическое планирование истории (10 класс)
N п/п |
Тема, урок |
Количество часов |
Дата проведения |
||||
план |
факт |
||||||
Введение (1 ч) |
|||||||
Урок 1. Край наш — Ставрополье |
1 |
|
|
||||
Раздел I. История Ставрополья с 1914 г. до 1946 года |
|||||||
Ставрополье в годы Первой мировой войны (2 ч) |
|||||||
Урок 2 |
Ставрополье в годы Первой мировой войны |
1 |
|
|
|||
Урок 3 |
Ставропольцы на фронтах Первой мировой войны |
1 |
|
|
|||
Великая российская революция 1917 г. и Ставрополье: события и последствия (3 ч) |
|||||||
Урок 4 |
Великая российская революция 1917 г. и Ставрополье: события и последствия |
1 |
|
|
|||
Урок 5 |
Рост влияния большевиков на Ставрополье |
1 |
|
|
|||
Урок 6 |
Установление советской власти на Ставрополье |
1 |
|
|
|||
Гражданская война на Ставрополье (5 ч) |
|||||||
Урок 7 |
Гражданская война на Ставрополье. Истоки войны |
1 |
|
|
|||
Урок 8 |
Борьба красных и белых за Северный Кавказ |
1 |
|
|
|||
Урок 9 |
Ставрополье под властью белых. Итоги гражданской войны |
|
|
|
|||
Урок 10 |
Выдающиеся личности Ставрополья в годы Гражданской войны |
1 |
|
|
|||
Урок 11 |
Наш земляк-М.Т.Малиновский — Красный Орёл-герой Гражданской войны |
1 |
|
|
|||
Ставрополье в годы нэпа (3 ч) |
|||||||
Урок 12 |
Ставрополье в годы нэпа. Голод начала 1920-х гг. и его последствия на Ставрополье |
1 |
|
|
|||
Урок 13 |
Экономика Ставрополья в годы нэпа |
1 |
|
|
|||
Урок 14 |
Свертывание и значение нэпа |
1 |
|
|
|||
Коллективизация и ее последствия(3 ч) |
|||||||
Урок 15 |
Коллективизация на территории Ставропольского и Терского округов |
1 |
|
|
|||
Урок 16 |
Раскулачивание |
1 |
|
|
|||
Урок 17 |
Последствия коллективизации |
1 |
|
|
|||
Формирование советского культурного пространства на Ставрополье в 1920–1930-х гг. (3 ч) |
|||||||
Урок 18 |
Ликвидация неграмотности. Развитие системы образования |
1 |
|
|
|||
Урок19 |
Она была первой. Волкова А.А — учитель с. Малые Ягуры |
1 |
|
|
|||
Урок 20 |
Культурное пространство на Ставрополье |
1 |
|
|
|||
Ставрополье в годы Великой Отечественной войны: 1941–1942 гг. (3 ч ) |
|||||||
Урок 21 |
В первые дни войны |
1 |
|
|
|||
Урок 22 |
«Всё для фронта! Всё для победы!» |
1 |
|
|
|||
Урок 23 |
Наши односельчане-участники войны |
1 |
|
|
|||
Битва за Кавказ: 1942–1943 гг.(5 ч) |
|||||||
Урок 24 |
Планы германского командования |
|
|
|
|||
Уроу 25 |
Захват немецко-фашистскими войсками Северного Кавказа |
|
|
|
|||
Урок 26 |
Оккупационный режим на Ставрополье |
|
|
|
|||
Урок 27 |
Борьба с оккупантами. Партизаны и подпольщики |
|
|
|
|||
Урок 28 |
Освобождение края от немецко-фашистских захватчиков |
|
|
|
|||
Возрождение Ставрополья после освобождения от немецко-фашистской оккупации (2 ч) |
|||||||
Урок 29 |
Последствия вражеской оккупации |
|
|
|
|||
Урок 30 |
Итоги начального этапа восстановления Ставрополья |
|
|
|
|||
Ставропольцы на фронтах Великой Отечественной войны (4 ч) |
|||||||
Урок 31 |
Боевой путь воинских частей, сформированных на Ставрополье |
|
|
|
|||
Урок 32 |
«Созвездие славных» |
|
|
|
|||
Урок 33 |
Ставропольцы – Герои Советского Союза |
|
|
|
|||
Урок 34 |
Великая Отечественная война в истории моей семьи |
|
|
|
|||
Итоговое повторение (1 ч) |
|||||||
Урок 35 |
Итоговое занятие |
|
|
|