Содержимое файла:
Конспект занятия по духовно — нравственному воспитанию детей
и возрождению духовных ценностей семьи. Для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Путешествие с добром.»
Цели: сформировать у детей представление о духовно — нравственных нормах, отношениях с окружающими.
Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к духовному миру, человеческим качествам личности. Воспитывать духовно – нравственные ценности. Закреплять коммуникативные навыки.
Содержание:
. Здравствуйте, ребята!
А давайте поздороваемся не только друг с другом, а и со всем Миром? Приготовьте свои ручки, свои улыбки! Попробуем мысленно нарисовать такую картину (выполняем с движениями, по тексту):
Здравствуй, солнце золотое, (рисуем круг)
Здравствуй небо голубое, (ладонями гладим небо)
Здравствуй легкий ветерок, (кач руками)
Здравствуй маленький дубок! (присели, изобразили росток)
Мы живем в одном краю, в России, (раскинуть руки широко)
Всех я Вас приветствую! (хлопаем друг другу)
Надо мною небо, (руки вверх)
А внизу Земля – (руки вниз, топаем)
Мир такой огромный, (кружимся вокруг себя)
А посередине – Я! (прыжок, ладони прижимаем к груди)
Замечательно, как тепло мы поздоровались со всем Миром. Я рада Вас видеть в хорошем настроении, здоровыми и готовыми потрудиться, чтобы хорошему и полезному в жизни научиться!
Наше занятие предлагаю сразу начать с путешествия! С путешествия с добром. И только тот, кто до конца пройдет все испытания на этом пути и, может быть, даже трудности, сможет наполнить свою жизнь безграничной добротою, любовью и теплотой. Вы хотите стать такими людьми?
Кто за, кто не испугался трудностей, поднимите руки!
Отлично, единогласно! Тогда отправляемся в путь.
Возьмёмся за руки с тобой и станем лентой золотой, которая сошла с небес в волшебный хоровод … (идём змейкой по группе)
Итак, послушайте одну историю (приглашаю жестом присесть на ковёр). Это было очень давно
Один человек долго путешествовал и неожиданно попал в волшебный сад. Он проделал длинный путь и очень устал. Завидев уютное местечко, в тени развесистого дерева, странник решил немного вздремнуть. Из всех деревьев, растущих в саду, он выбрал самое необычное – дерево исполнения желаний. Под его кроной мгновенно сбывались все мечты, все мысли становились явью, но путник этого не знал! Представим, что оно было вот таким (СЛАЙД — демонстрирую дерево).
Давайте на минутку оставим нашего путника отдыхать, а сами представим себя под этим волшебным деревом исполнения желаний. Закройте глазки, прислушайтесь к себе, к своему сердечку, послушайте его, оно вам всегда подскажет самый правильный ответ. Мысленно досчитайте до 5 и скажите, какую заветную добрую мечту вы хотели бы осуществить прямо сейчас? (4 ответа детей).
Спасибо, что поделились своими мыслями. А сейчас вернёмся к путнику. Первое, что он пожелал, была еда и питьё, ведь он очень проголодался! А после захотел крепко поспать.
Пусть символом обозначения ЕДЫ, ВОДЫ И ОТДЫХА для человека будет яблоко жёлтого цвета, я прикреплю его к дереву.
(Я на интерактивной доске вешаю первое яблоко).
Дальше наступила ночь, ему стало боязно одному, да и скучновато одному сидеть под деревом. Пусть яблоко зеленого цвета станет обозначением ЗАЩИТЫ и ВЕСЕЛЬЯ для человека, прикрепим его к дереву (Я на интерактивной доске вешаю зелёное яблоко.)
Вы знаете, вдруг желания путника почему-то закончились, а мысли совсем запутались. Ребята, давайте ему поможем ПОНЯТЬ, ЧТО ВАЖНО НА САМОМ ДЕЛЕ! (ответы детей)
Скажите, достаточно в жизни только есть, пить, отдыхать и веселиться? В чём мы ещё очень нуждаемся? Что нам ещё надо? Для чего мы пришли в этот мир?
(- яблоко дружба, помощь, забота, защита, любовь, работа, ласка).
Как с вами интересно! Спасибо за ваши ответы.
Посмотрите, какое прекрасное получилось у нас дерево! Вы очень помогли путнику. Вы объяснили, что важно! Ведь каждого в жизни свой путь. Вы добьётесь успехов! Слушайте себя, своё сердечко, свои мысли, будьте вежливыми, честными, добрыми и отзывчивыми.
Наше путешествие предлагаю продолжить игрой. Испытания продолжаются! Я буду называть слова, а вам их надо заменить только добрыми словами и обязательно успеть подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши, справитесь?
Злой — добрый
Грубый — ласковый
Отнять — подарить, отдать
Поругать – похвалить
Обидеть – защитить
Грустный – весёлый
Молодцы! Вы назвали только добрые слова!
Звучит спокойная музыка. Наше путешествие Дорогою Добра продолжается.
-Ребята, сейчас я произнесу удивительные и волшебные слова,послушайте: доброта, добро, добрый человек, добрый поступок.
-Давайте вместе скажем и внимательно вслушаемся в эти слова – доброта, добро, добрый человек, добрый поступок.
А как вы понимаете, что такое добро? (4 ОтветА.)
(МУЗЫКА ВЫКЛЮЧАЕТСЯ)
— Ребята, что-то я не могу разобраться, если человек добрый, какой же он еще?
Вот загадка!
А поможет разобраться нам игра. Вам понадобятся 2 сердца, возьмите их со своего стола. Я назову слова, которыми можно охарактеризовать хорошего, доброго человека, а потом плохого, недоброго человека. Если вы будете согласны, поднимаете сердечко соответствующего цвета.
Я попробую начать: У плохого, недоброго человека душа злобная. Согласны? Ваши ответы в виде карточек. Спасибо.
Кто продолжит? У недоброго человека душа … Полным предложением (жесткая, хитрая, темная, грязная, холодная, жадная, грубая, равнодушная, нетерпимая).
У хорошего человека душа …добрая. Согласны? Ваши ответы в виде карточек. Спасибо.
Кто продолжит? … Полным предложением. (щедрая, честная, нежная, красивая, светлая, теплая, заботливая, отзывчивая).
(показ на сердце) Да, вы правы, у хорошего человека душа щедрая, честная, нежная, красивая, светлая, теплая, заботливая, отзывчивая). Эти человеческие душевные качества ценились с давних времён. Давайте вспомним народную мудрость, пословицы о добре. Я начну, а вы продолжите! — Доброе слово лечит, а худое калечит. — Доброе слово доходит до сердца. — Добрый человек придёт – словно свет принесёт.
А какие пословицы о добре знаете вы?
— Жизнь дана на добрые дела.
— Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
Но мир людей, ребята, не делится на только хороших и плохих людей. Все мы с вами разные, совершаем и хорошие поступки и не очень достойное. А в нашем сердечке есть природный инструмент, который есть у нас от рождения. Это, ребята, наша совесть. Идите по жизни всегда в ладу со своей совестью.
Предлагаю пойти и немного размяться на пути Дорогою Добра.
Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те, которые назову с «вежливыми словами».
1. Поднимите руки. — Поднимите, пожалуйста, руки!
2. Будьте добры, похлопайте!
3. Попрыгайте. Попрыгайте, пожалуйста!
4. Покружитесь и потопайте. Будьте добры, покружитесь и потопайте.
5. Присядьте 4 раза. Пожалуйста, Присядьте 4 раза.
6. Будьте добры, коснитесь правою рукою левого ушка.
7. Пожалуйста, найдите сзади свои коленки и коснитесь их.
Молодцы! Ребята, продолжая эксперименты, предлагаю увидеть и потрогать своими руками доброту, почувствовать её запах, попробовать на вкус? Как вы думаете, это возможно? (Ответы)
А в чем её можно увидеть? (поступках, действиях, чувствах человека) Да, вы правы.
-Как должны поступить дети в этой ситуации? (2чел)
–Какой поступок они совершают?
Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое лицо бывает у него в эту минуту? Покажите.
Наше путешествие Дорогою Добра продолжается, приглашаю пройти к столу. Вы видите здесь, много разных предметов ,назовите: Зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, листок бумаги и фломастер, маленькое детское платье.
Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой? (Дети: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, на листке бумаги нарисовать что-нибудь приятное и подарить близкому человеку)
Молодцы! Доброта – это важное человеческое качество. Оно творит настоящие чудеса! Если мы будем добрыми, то всегда будем стараться помогать людям, попавшим в беду. Давайте сотворим пирамиду Добра из наших рук. Вот вам моя рука, кладите на неё свою! Чувствуется тепло, исходящее от пирамиды Добра. Пусть каждый из нас поместит кусочек добра в своё сердце, и оно станет большим и полным Любви!
А как вы думаете, если мы каждый день будем делать добрые дела, изменится наше сердце?
Каким оно станет? (добрым, отзывчивым).
Когда сердце совершает добро, в нем расцветает прекрасный цветок. Давайте вспомним добрые вежливые слова. Если верно отгадаете мои загадки, на нашем сердце расцветут цветы добра и любви! (Готовим слайд сердца цветков)
Игра: «Подскажи словечко».
— Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо)- СЛАЙД 1 ЦВЕТОК
— Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день). СЛАЙД 2 ЦВЕТОК
— Когда виноваты,сказать поспешите: «Прошу Вас, пожалуйста, меня вы (простите) СЛАЙД 3 ЦВЕТОК
Если больше есть не в силах, скажем мамочке (спасибо). СЛАЙД 4 ЦВЕТОК
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь (здравствуйте.) СЛАЙД 5 ЦВЕТОК
Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста). СЛАЙД 6 ЦВЕТОК
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят (до свидания). СЛАЙД 7 ЦВЕТОК
Молодцы, вы отличные знатоки вежливых слов!
У вас у каждого доброе, чуткое, щедрое сердце. Давайте будем каждый день щедро дарить частички своего душевного тепла, любви и радости окружающим нас людям. Вы сегодня были очень активными и справились со всеми заданиями!