Содержимое файла:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 8
Методическая работа
преподавателя отделения народных инструментов
Головиной Натальи Михайловны
« Произведения современных российских композиторов конца ХХ – начала ХХI века и их роль в музыкальном и техническом развитии учащихся ДШИ»
г. Ульяновск
2020 год
В последнее время ведется активная полемика по вопросу места дополнительного образования в системе образования. Работая в детской школе искусств более 30 лет, видишь, как меняется отношение учащихся и их родителей к обучению. Дети и подростки приходят в музыкальную школу с желанием овладеть инструментом. Подавляющее большинство не станут, да и не стремятся стать профессиональными музыкантами. Многие хотят овладеть хотя бы азами.
Не могу не согласиться с Кирнарской Д.К., которая в своей статье «Новый имидж музыкального образования в ХХI веке.» пишет: «…Если учиться, то первый вопрос: «Для чего? Что это даст моему ребенку?»… Нам нужно от узкопрофессионального музыкантского подхода перейти к более широкой философии музыкального образования, которое будет руководствоваться новым лозунгом: «Учиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а для того, чтобы стать лучшим в любой профессии!». Образование – это отнюдь не способ накопления неких полезных знаний, которые потом можно будет «продать». Образование – это способ воспитания себя, своего ума, своего подхода самым разным явлениям, своей способности воспринимать новое и осваивать новые идеи и способы действий. Это ключ к тому, чтобы не бояться перемен и всегда действовать сообразно обстоятельствам, получая позитивный результат.»[2]
Гитара – популярный инструмент в нашей стране. Исполнение на ней подходит для концертов, семейных праздников и в минуты одинокого досуга. В наше время на гитаре играют миллионы людей, и между тем, интерес к инструменту постоянно растет, что требует нового оригинального, современного подхода. Несмотря на свою привлекательность, гитара является трудным в освоении инструментом. Ежегодно идет большой отсев учащихся. Как удержать или, точнее, поддержать учащихся, чтобы они не бросали занятия? Поддержка интереса к занятиям по специальности является большой проблемой в гитарной педагогике, и эта проблема, от части, может быть решена с помощью тонко подобранного репертуара, который позволяет решить ряд основных задач в деле формирования музыкально-эстетической личности. [3]
Реальность в настоящее время такова, что общий уровень поступающих в ДШИ, за небольшим исключением, средний и ниже среднего. Но у многих учащихся есть большое желание научиться игре на гитаре, вплоть до того, чтобы научиться играть только для себя. Современные же задачи ДШИ шире – через обучение игре на инструменте и общих дисциплинах повысить не только культурный уровень, но и научить художественно -эстетически мыслить.
Время требует нового современного репертуара, подходящего настоящему времени, чтобы учащийся мог почувствовать язык современной музыки, попробовать дотронуться до нее своими руками посредством все той же самой незыблемой классической гитары.[1]
Любая программа должна обеспечивать техническое и художественное развитие учащегося. Поэтому вопрос о репертуаре остается наиважнейшим в деле художественно – эстетического воспитания. Репертуар влияет на учебно-воспитательный процесс, на его основе происходит накопление музыкально-теоретических знаний, идет формирование мастерства.
Все же нужно признать, что программа обучения игре на гитаре в ДШИ для многих трудна. Известно так же, как сильно загружены дети в общеобразовательной школе, где они занимаются более усиленно в связи с перспективами будущей профессией. «Тянуть» две школы не всем под силу. Поэтому для тех, кто не хочет себя особенно утруждать, можно подбирать специальную, несколько упрощенную программу, в которую бы входили произведения с яркой запоминающейся мелодией, более прозрачной фактурой, которые нравились бы ученику.[4]
В настоящее время все больший вклад в формирование гитарного репертуара вносят современные композиторы. В большинстве своем программные произведения, современные пьесы несут в себе эмоционально-образный заряд, непривычные для многих гармонические и ритмические звучания. Обладая широким кругом образов и представлений (образы животных, пейзажи, того, что окружает детей, события, которые с ними происходят, их настроение), они дают возможность сравнить с музыкой прошлого и осознать особенности современного музыкального языка. Среди композиторов-гитаристов, работающих в этой сфере, нужно назвать в первую очередь Виктора Козлова, Олега Киселева, Сергея Марышева, Александра Виницкого, Никиту Кошкина, Людмилу Иванову и Елену Поплянову. Их произведения прочно вошли в репертуар ДШИ. Пьесы этих композиторов отличаются яркими, самобытными мелодиями, сложными гармонией и ритмикой. Нужно отметить, что интонационная, ладовая, гармоническая специфика музыкального языка, композиционные особенности произведений современных авторов, вызывают у учащихся определенные сложности в освоении и требуют особо пристального внимания педагога к процессу работы над произведениями данной стилистики в классе гитары ДШИ.
Исходя из выше изложенного, сформулируем задачи овладения произведениями современных авторов:
1. Организация художественных средств и приемов исполнения в целостное единство, отвечающее образным, стилевым и фактурно-стилистическим особенностям произведения, его гитарному облику.
2. Формирование в сознании исполнителя формосодержательной целостности произведения во взаимодействии композиционных факторов и процессуальных, развертывающих.
3. Постижение произведения, как единой системы интонационных связей и отношений, раскрытие в нем художественной логики и динамики непрерывно-поступательного развития музыкального материала.[3]
Вводя в репертуар произведения современных российских авторов, следует действовать по принципу «от простого к сложному». В начальных классах начинается освоение элементов современного музыкального языка (интонационные, метроритмические, гармонические) в малых формах с программным содержанием.
В средних классах – расширяется круг образной сферы, вводятся элементы поли -тональности, поли -тембральности, поли -ритмии. Дается понятие стилистических особенностей музыки современных композиторов. Форма произведений преимущественно программные миниатюры и сюиты.
В старших классах – углубление освоения музыкального содержания, усложняется музыкальный язык сочинений. Идет работа над совершенствованием задач, поставленных в средних классах. Формируется новая исполнительская техника, основанная на современных приемах игры и значительно отличающаяся от классицистской.
Современный отечественный репертуар, изучаемый в классе гитары ДШИ, закладывает техническую и художественную базу для осуществления задач, стоящих перед гитаристами-исполнителями нашего времени.
Виктор Козлов – российский гитарист, композитор и педагог. Основатель южно-уральской гитарной школы, автор программ для всех ступеней обучения.
Особое место в его творчестве занимают многочисленные произведения для детей. Автору удается сочетать оригинальный репертуар с яркой образностью и конкретной методической направленностью. Особый интерес представляет использование в музыке новейших приемов игры, появившихся в исполнительской практике в конце ХХ века. Включая в репертуар учащегося произведения этого автора, позволит ребенку не только совершенствовать техническое мастерство, но и научит его художественно мыслить. Для педагогов-гитаристов представляют большой интерес следующие сборники: «Маленькие тайны сеньориты Гитары», «Маленькая страна», «Эхо бразильского карнавала».
Следующий автор, на творчестве которого хотелось бы остановиться – Олег Киселев. Потенциальных исполнителей привлекает в первую очередь яркая образность его сочинений, богатая палитра стилей (от классики до рок-н-ролла). Педагогам-гитаристам я рекомендую обратить внимание на следующие сборники этого автора: «Первые шаги. Альбом юного гитариста», «Клубника со сливками», «Облака».
Автор дает своим пьесам яркие названия. Этот факт дает больше возможности для более полного раскрытия музыкального образа. Дети с интересом играют эту музыку. Надо сказать, что некоторые произведения Киселева достаточно сложны. В своей статье «Современная гитарная музыка для детей», напечатанной в журнале «GUITART» автор призывает исполнителей и их педагогов не бояться упрощать его пьесы. Если ученик хочет играть его пьесу, но на данный момент у него не получается несколько аккордов, автор рекомендует заменять аккорд более легким или просто брать в этом месте бас и верхний голос.[5]
Все выше сказанное позволяет педагогу широко использовать произведения Олега Киселева с учениками различной степенью подготовленности, что значительно расширяет репертуар и позволяет знакомить детей с произведениями этого композитора.
В последнее время в своей работе мы всё чаще обращаемся к творчеству Александра Виницкого: гитариста, композитора и педагога. Его творчество базируется на прочной академической основе (закончил Российскую Музыкальную Академию им. Гнесиных), ему характерны полистилистика, импровизационность и мелодизм. Стиль, в котором играет А.Виницкий можно назвать «джаз на классической гитаре», который основывается на классической школе игры и одновременно владением разными джазовыми стилями (свинг, боса-нова, блюз и др.).Всем гитаристам знакомы его произведения «Маленький ковбой», «Розовый слон», «Сюрприз», написанные в стиле «страйд». [6]
Учащиеся моего класса очень часто исполнены произведения современных российских авторов на концертах, фестивалях и конкурсах разного уровня и занимали призовые места.
В целом, произведения современных российских авторов влияют на учебно-воспитательный процесс, на его основе происходит накопление музыкально-теоретических знаний и идет формирование мастерства, развивается образное мышление. Также они способствуют формированию музыкально-эстетической личности в целом. Произведения современных российских авторов близки миропониманию и мироощущению российских детей, вызывают у них живой эмоциональный отклик и желание музицировать, поэтому их изучение должно стать неотъемлемой частью репертуара ДШИ.
Планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор учебного материала — важные факторы, способствующие правильной организации учебного процесса.
Список литературы:
Варфоломеев И.И. Об особенностях современного репертуара для классической гитары // Тезисы Международной научно-практической конференции. –Тамбов, 2005. –76с.
Кирнарская Д.К. Новый имидж музыкального образования в ХХI веке. //Область культуры, №2, 2008г.
Малинковская А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования. Учебное пособие для вузов. – М: Изд-во Владос, 2005. –382с.
Охотников В.Е. Роль педагогического репертуара для гитары в учебном процессе ДМШ // Тезисы Международной научно-практической конференции. – Тамбов, 2005. –с. 73-75.
www.abc-guitar.narod.ru.
www.avinitsky.com