Проблемы нравственности в воспитании младшего школьника

Содержимое файла:

Улахович

Светлана Григорьевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ Гимназия №11 « Гармония

»

Проблемы нравственности в воспитании младшего школьника

     "В воспитании человека важно добиваться,

чтобы нравственные и моральные истины были

не просто понятны, но и стали бы целью жизни

каждого человека, предметом собственных

стремлений и личного счастья".

Свадковский И.Ф.   

 На вопрос родителей моих учеников: какое направление я считаю основным с общей системе всестороннего развития личности, я не задумываясь, ответила: нравственное воспитание. Почему? Очень просто — это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, который предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Это не высокопарые слова, это мое убеждение. Возможно, это убеждение всего моего поколения, когда нас воспитывали на уважении, почитании и гордости за свою Родину. Мой долг — привить это чувство детям.

Формирование личности, как процесс ее становления, происходит не только в результате нравственного, но интеллектуального, физического развития, а также в результате трудового, эстетического и патриотического воспитания. Личность формируется под влиянием важнейших социальных форм жизни человека — его деятельности и общения.

Одна из основных задач школы 21 века — формирование у подрастающего поколения способности регулировать своё поведение на основе следования моральным нормам общества и осознании принятия решений, сопряженных с личной ответственностью.

В научной литературе указывается, что мораль поддерживается силой общественного мнения и при этом оформляется в различных заповедях, принципах как следует поступать.  Из всего этого делаем вывод: взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А как же дети?

Ребенка надо учить «умению чувствовать человека».  Невозможно оспорить истину, высказанную Сухомлинским В.А.: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное… Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания: если человека учат добру-умело, умно, настойчиво, требовательно — в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Основа нравственного убеждения закладывается в детстве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии «…яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» (В.А.Сухомлинский)

С этим не поспоришь. Да и надо ли?

В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер. Причем оценку может дать как взрослый, так с сверстник. А как будет принята оценка – зависит от того же нравственного восприятия, которое заложено в процессе нравственного воспитания. Так что, как не крутите, а без нравственности не прожить и не выжить.

Вопросы нравственности волновали и волнуют общество. Сейчас — особенно, потому что все чаще можно встретить жестокость и насилие, как в окружающей действительности, так и в средствах массовой информации.

Проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Поэтому я — учитель, обладающая возможностью влияния на воспитание ребенка, должна уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому я определила себе цель: по возможности оградить моего ученика от мира жестокости и грубости, познакомить его с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

Пути решения этой проблемы — нравственного воспитания — я осуществляю как в процессе урочного обучения, так и во внеурочное время, используя этические беседы, конкурсы, тематические досуги, праздники, встречи с интересными людьми и, конечно же, через совместную деятельность с родителями.

Нравственное воспитание — основа всех основ. В зависимости от того, что вложил взрослый человек ( учитель или родители) в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что создаст он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Мне, как учителю и классному руководителю, принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

« Мне совсем не хочется видеть своих родителей несчастливыми из-за моего недостойного поведения. Я, конечно же, стараюсь быть достойным сыном своих родителей. Даже если я иногда поступаю не так, как хочется взрослым, или они считают, что мой поступок нехорош. Я принимаю замечания, но в корректной форме спорю, отстаивая свое мнение. Я могу искренне принести свои извинения, понимая, что не прав. Мне кажется, что меня неплохо воспитали. Во всяком случае, мне не стыдно за свои поступки, приятно встречаться с учителями гимназии и, надеюсь, мои учителя испытывают те же приятные чувства при встрече со мной. Спасибо Вам, учителя! Своих детей я приведу к Вам!»

(Это слова моего бывшего ученика, уже закончившего институт и создавшего свою семью. )

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждой ступени обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших — доминирует нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Поэтому, в каждой прочитанной книге необходимо научить маленького читателя видеть добро и зло. Научить правильно читать художественное произведение, чтобы правильно оценить поступки, совершенные героями. Объяснить, почему именно так нехорошо поступил герой, почему именно такой поступок описан автором, чему хотел научить нас автор, от чего уберечь, предостеречь. Добро, радость, счастье – это категории, принимаемые и ожидаемые читателем. А если в процессе воспитания поставить простой вопрос ПОЧЕМУ? – ребенок – читатель, ребенок – человек – задумается и будет искать ответ. Пусть решение проблемы определится не сразу, но ее поиск будет продолжаться до тех пор, пока не определится выход из создавшейся жизнью ситуации. Безусловно, мы не можем оградить или запретить общение с улицей или телевидением. Мне хотелось бы, чтобы проблема нравственности волновала не только заинтересованных: учителей, авторов школьных программ, но и тех, кто является носителем внешней информации ( СМИ, телевидение, радио).

Конечно же, мы – учителя в первую очередь несем ответственность за подрастающее поколение. И не потому, что родители наших учеников заняты работой, или по какой – то причине не могут уделить должного внимания именно этой проблеме. Мне – учителю — «проще», у меня есть прекрасный программный литературный материал по чтению, составленный из высокохудожественных литературных произведений классиков и современников. А еще — прекрасная возможность погрузить маленьких читателей в большой мир на занятиях кружка « Литературная мастерская» Название может быть другое, но предназначение – одно: научить в детском возрасте ценить самое главное качество – человечность. И, конечно же, работать над формированием ключевых компетенций, без которых не сформируешь в себе ЧЕЛОВЕКА: коммуникативную, самоорганизационную и информационну. Такое направление работы необходимо для развития любознательности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения. Для занятий в «Литературной мастерской» я отбираю такие художественные произведения, которые помогают маленькому читателю почувствовать, что читать хорошую книгу – это интересно, поучительно, важно и необходимо.

Наверное, именно поэтому творческие работы моих учеников так добры и внимательны, излучают тепло , сострадание , уважение к тем и тому, о чем пишут ребята. Откровенные беседы на тему нравственного или безнравственного поступка реального человека можно «завуалировать» цитатой или отрывком из любого прочитанного произведения, предложить для обсуждения и, поверьте, тот, кто «увидит» себя в неблагоприятной роли, сам же оценит свой поступок и задумается: зачем это сделано?

Я предлагаю несколько программных и внеурочных творческих работ моих учеников разных выпусков.

Творческая работа:

« За что я горжусь своими родителями?!»

« Мамой я горжусь за то, что она родила меня и моего любимого старшего брата, который заботится обо мне. Мама любит нас всех и заботится о нас. А еще мама заботится о своем профессиональном уровне – она кандидат экономических наук и преподаватель в Аграрном университете. А папа у меня – лучший механик на станции СибТрансавто – Новосибирск. Мама и папа – это все, без чего нельзя жить на этом свете»

Наконечная Саша 4 класс

« …Моя мама очень любит и бережет меня. Иногда я не понимая, что она хочет как лучше и сержусь. Но без маминой помощи я ничего не смогла бы сделать. Ведь именно она учит меня стирать, гладить, готовить. Без нее я не смогла бы жить. Она мне очень дорога. Папа – очень занятой человек, но всегда у него есть время, чтобы помочь мне в учебе или просто поболтать со мной. Без него я бы не освоила компьютер. Мои родители самые умные, красивые, замечательные, любящие и понимающие» Федорова Катя 4 класс

« Моя мама научила меня шить, вышивать, вязать. Когда я болею, моя мама меня лечит, и я очень-очень быстро выздоравливаю. Папа всегда поддержит меня в трудную минуту. Когда я расстраиваюсь, папа как-то незаметно умеет успокоить, словно ничего и не случилось. У меня самые добрые родители. Я хочу стать такой же хозяйственной, как мама и такой же умной, как папа.» Вернер Юля 4 класс

« Мои родители – это опора, уверенность и много любви.

Моя семья — моя любовь

И много превосходства.

Выше голову всегда –

Мы – наилучшая семья» Брованова Арина 4 класс

« …Мой папа меня любит, и я его люблю. Мой папа радуется, и я радуюсь. Значит у нас все взаимосвязано. В честь папы я сочинила стихотворение:

Папочка, любимый мой,

Хорошо с тобой.

Как хочу, чтоб ты гордился

Доченькой родной.» Кравченко Оля 4 класс

Как видно, важность моего исследования и практическая значимость способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств, а именно, ответственности, доброжелательности, самостоятельности.

На что я опираюсь в своей деятельности?

Прежде всего — отбор УМК, при помощи которого учитель и ученик повышают свой IQ, не забывая о том, что важнейшим условием обучения является общение: сам человек и его речь – слово — которым можно спорить, любить, помогать, жалеть, сопереживать, учить.

Современные программы располагают курсом нравственного воспитания через уроки литературного чтения, автором программы которого является наша землячка Лазарева Валерия Алексеевна, окружающего мира – Дмитриева Н.А., риторики – Ладыженская Т.А.

Литературный, научный, познавательный материал объединенные в программе РО – это высокохудожественные произведения с понятным « высоким» словом, нравственным подходом, любовью к окружающему миру.

Приглашаю на уроки литературного чтения и предлагаю выслушать мнения моих учеников, высказанные в процессе изучения или анализа некоторых произведений.

« Зимний дуб» 4 класс

«Безусловно, мальчик не прав, опаздывая на уроки, но не права и учительница, не сумевшая заметить открытого взгляда синих глаз своего ученика. Кто обманывает, тот в глаза не смотрит. Поэтому, узнав правду о правде учительница не постеснялась признаться, что она очень мало знает. И Савушкин стал ее учителем» Бажина Полина 4 класс

« Автор не просто показал величие природы через могущество дуба. Где-то между строк мне показалось, что это не просто огромное, крепкое дерево. Это человек, с доброй душой, с чувством сострадания к окружающему лесному миру. А для Савушкина – это образ его погибшего отца. Человека, любившего все, что его окружало. Поэтому Савушкин каждый день ходит в гости и оберегает свою тайну, доверяя ему свои секреты. Поэтому учительница больше не разрешила смеяться над существительным « зимний дуб» — потому что «…это действительно имя существительное» Брованова Арина 4 класс

« Если бы Савушкин не открыл для учительницы свой секрет, то возможно мир природы учительницы состоял бы из художественных образов, описанных выдающимися писателями и художниками. Но она бы никогда не смогла увидеть в своем воображении ту красоту и богатство, которому научил ее маленький мальчик. Мне кажется, что эти два человека – учителя и ученики одновременно» Ушаков Женя 4 класс

Антуан де-Сент Экзюпери « Маленький принц»

Произведение, данное в сокращении в учебнике, было прочитано половиной класса самостоятельно. В анализе поступков, характеристике героев дети показали не просто заинтересованность сюжетом, но и сами перевоплотились в героев произведения. Сами предложили инсценирование, причем, те, кто прочитали полное произведение — инсценировали незнакомые отрывки остальным детям. Следует отметить, что красной нитью через всю театрализацию прошла главная мысль автора: « Мы в ответе за тех, кого приручили». А после прозвучали интересные высказывания.

« А ведь человек не только в ответе за братьев наших меньших. Родители в ответе за своих детей, а дети за родителей. Учитель приручил нас — учеников, но и мы – ученики, приручили учителя. Значит мы в ответе друг за друга. Наверное и дружат люди потому, что чувствуют ответственность за того, кто верит в своего друга.» Вернер Юля 4 класс

« Еще, наверное, подойдет заповедь нашего класса: относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы люди относились к тебе» Телегин Савелий 4 класс

Дети прекрасно знают автора этих слов – Дэниэла Карнеги, но так как эта фраза была включена в Устав нашего класса – это звучит весомее.

А.П.Платонов « Путешествие воробья»

Порой я сама провоцирую детей, вызывая на философскую беседу. Так случилось и на уроке, при изучении этого произведения. На мой вопрос: «Какой же все-таки жанр этого произведения, почему мы говорим об элементах сказки в рассказе, ведь у сказки должен быть счастливый конец?»- меня поразил ответ мальчишек. « Неужели Вы (это мне) так и не поняли, что конец действительно счастливый!? Воробей умер в теплых руках своего друга. Он был не один, его не забудет его друг, будет вспоминать, думать о нем ( мальчик протягивает мне сложенные ладошки, словно в них греется озябший воробушек). Теперь Вы понимаете, что конец у произведения самый счастливый: друзья друзей не оставляют в беде. Вы же сами нас этому учили.» Маркаров Артур, Куян Влад, Сидоров Денис 4 класс

Учила! Учу! И буду учить! Потому что меня слушали и услышали.

Тема победы в ВОВ – это особая тема.

Изучив различные произведения о войне, прочитав множество стихов, на заключительном уроке мальчишка – сын офицера Российской армии поднимается и говорит: « Светлана Григорьевна, мы не на параде и не у памятника, мы на уроке. И до праздника Победы еще целая неделя, но мне кажется, что наш долг сегодня, после изучения таких произведений почтить память павших в боях минутой молчания.» (Куян Влад) Все дети поднялись и замерли: кто-то ( и я в то числе) со слезами на глазах, кто-то растерянно и нежно глядя на текущие по щекам слезы, но все понимали, что этой минутой мы обязаны всем неизвестным героям, погибшим во время далекой Великой Отечественной войны.

Сказки – любимая тема моих учеников. Но как противоречивы их выводы.

А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…»

Для меня мои ученики в 4 классе становятся непостижимым открытием. Дети, работая в группах, выстраивают удивительную «картину» взаимоотношений между главными героями, которых в итоге сказки объединяет одна семья.

« Это сказка о семейных отношениях. Автор не просто «рисует» героев, он выстраивает сложные взаимоотношения, которые связывают сначала разных, а потом самых близких людей. Учит не обижать, не завидовать, не лгать – на этих качествах нельзя построить семью. Пушкин учит терпению, уважению, прощению» Федорова Катя, Нестерова Тая, Вернер Юля.

А еще удивительный подход к работе над « Сказкой о царе Салтане…» А.С.Пушкина предложили юные поэтессы. «Сказка от первого лица» — пересказ в стихах сказки от лица царя Салтана.

«…Во все время разговора

Я стоял позадь забора.

Речь последняя, поверьте,

Мне закралась в само сердце»

Брованова Арина и Бажина Полина ( 4 класс) «аккуратно вошли» в авторскую сказку, попробовав себя в роли великого поэта.

« Мальчик – звезда» Оскар Уайльд

Сказка вызвала дискуссию. Противоречивые чувства, вызванные текстом сказки, сравнение с жизненным уровнем, появление злого героя, которого хотелось «…убрать из сказки и даже побить, сказать ему, что так поступать с еще ребенком нельзя, что детей надо учить добру, хорошим, справедливым поступкам. Любить и уважать взрослых, тем более родителей. Мы же знаем, что родителей не выбирают. Мы гордимся своими родителями… И тут я понял, что если бы автор не придумал образ злого волшебника, то и мальчик навсегда бы остался «Звездой» и никогда бы не узнал как чудесно быть рядом с мамой»»

Фарафонов Семен 4 класс

« Я сначала даже возненавидела этого зазнавшегося мальчика, потом мне его стало жалко, а потом я с уважением к автору перечитала еще раз сказку. Если у кого-то неладятся отношения с друзьями, родителями – причитайте эту сказку. Очень поучительное произведение»

Федорова Катя 4класс

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Классный час « Я принимаю решение»

Проведя соцопрос среди параллели 4 — 11 классов, ребята построили свое выступление для слушателей курсов повышения квалификации НИПКиПРО следующим образом: подобрав малоизвестную притчу о молодом человеке, спасающем морские звезды, они перешли к важности и ответственности за принятое самим собой решение. Выводы были ошеломляющие. «По опросу сверстников – не все доводят принятое решение до конца, учащиеся среднего звена – понимают важность ответственности за принятое решение и стараются сдержать данное самому себе слово, взрослые (10-11 класс, учителя и родители) в большинстве — 87% опрошенных- доводят начатое дело до конца. Какие же это дела? Оказывается: помощь слабому ученику, помощь подруге, помощь незнакомому человеку, потому что моя профессия врач, и я не могу остаться в стороне, помощь маленькому человечку, которому так страшно на уроке поднять ручку и всего-то надо – посмотреть, улыбнуться и подбодрить….» Куян Влад, Маркаров Артур, Чернышков Ваня, Речицкая Лена, Латыш Лиза 4 класс

«Это так просто – принять правильное решение, но так трудно его правильно выполнить» Сыров Никита 4 класс

Мне кажется, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем провести обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они ни в коем случае не должны переходить в чрезмерную назидательность. Беседы должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.

Мы определили некоторые темы

« Мои достоинства и недостатки» — классный час

« Мои недостатки в том, что я не умею дослушать собеседника, перебиваю его. И еще у меня маленький запас слов»

Бояркин Илья 3 класс

« Иногда я боюсь отвечать на уроке, потому что мой ответ может быть неверным. Но все равно я отвечаю, потому что меня поддержит Светлана Григорьевна, и дополнят дети. Так что со своим недостатком я справлюсь»

Палаткин Артем 3 класс

« Я откладывала все трудности на потом и ничего не успевала, даже училась плохо. Сейчас, оценив свои недостатки, я делаю все, чтобы осталось время для любимых увлечений, а их у меня много. Это тоже недостаток. Надо выбрать самое интересное. Но это пока не удается»

Дьяченко Юля 3 класс

« Я очень обидчивый, но стараюсь преодолевать свой недостаток – воспринимать все с чувством юмора. А это уже достоинство»

Плешков Андрей 3 класс

«Уважая себя, уважаю других» — диспут

«Каждый человек должен уважать себя и других людей.

Я уважаю себя за то, что я добрая, не злая.

Я оцениваю человека по его поступкам. Если человек ведет себя недостойно, я его не уважаю. Люди достойные уважения, а я таких знаю, не приносят вреда никому и часто помогают другим людям. И не только людям, но и животным, и растениям.

Очень хочу, чтобы все люди уважали друг друга и все окружающее. Кравченко Оля 4 класс

« Уважение к себе приходит только тогда, когда уважаешь другого человека, его мнение. Я очень люблю и уважаю свою маму за то, что она мне помогает, когда я что-либо не понимаю. Советует мне, как нужно правильно поступить в той или иной ситуации. На мой взгляд, друзья уважают меня за доброту и веселье, и за то, что я могу помочь в трудную минуту. Я дружу с ребятами, которые имеют такие качества как жизнерадостность, веселость, отзывчивость, потому, что ценю в людях таки качества.»

Солодянкин Стас 4класс

« Правда и ложь» — беседа

«Почему человек не говорит правду и прикрывается ложью?

Иногда, правда просто не нужна человеку, и чтобы хоть немного его утешить, можно чуть-чуть солгать. Немножко оттянуть горькую правду, к которой человек может быть не готов, или не сейчас, не сию минуту. Это называется ложь во благо. Хотя со мной могут и не согласиться.»

Маркарова Лана 4 класс

В курсе « Основы светской этики» — к работе подключились родители, сами, просто стало интересно жить вместе.

Дети подготовили своим родителям вопрос «Как вы думаете, трудно ли быть добрым?» Ответ оказался не просто поучительным, но и откровенным:

«Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к человеку, животному, птице с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, — это и будет проявление доброты.»

Мнение родителей по проблеме морального долга:

«Люди «морального долга» активны, деятельны, не проходят равнодушно мимо страданий другого человека, они крайне чувствительны к любой несправедливости и активно утверждают в жизни добро. Нравственный долг пробуждает у таких людей чувство личной сопричастности всему происходящему в мире, стремление вносить посильный вклад в общее дело. Именно эти качества хочется сформировать в наших детях.»

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Через беседы с учителем, нравственное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открываются глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы.

Я призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

     Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

          Воспитание — искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое — разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

У Ожегова С.И. четко определено понятие: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Бесспорно — влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат зависит от того, как педагог преподносит их ребенку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира — это характерный признак духовной жизни детской личности. Я поддерживаю в себе это состояние, а моими истинными вдохновителями являются дети.

       Для того, чтобы объективно оценить состояние проблемы нравственного воспитания на данном этапе развития моих учеников, я провела четкий анализ мероприятий, бесед и дискуссий, классных часов и экскурсий, диспутов и встреч и могу с уверенностью сказать, проблема так велика, что современной школе необходимы специальные дополнительные занятия, систематизирующие и углубляющие представления младших школьников о нравственности в том понятии, которое рассматривается с древних времен. Возможно, помощником в решении этой проблемы и будет курс «Нормы эстетического поведения», которые дети начнут осваивать уже в нынешнем учебном году.

В трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями  человека».

А мне — учителю – вместе с моими воспитанниками предстоит изучать заново знакомые правила и нормы морали и, возможно, пересмотреть свои взгляды на современную нравственную действительность. Но всем необходимо помнить, вечную истину, высказанную В.И. Далем: «Нравственный — … духовный, душевный… добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем». Как хочется самой соответствовать такому понятию и видеть вокруг себя достойных ЛЮДЕЙ.

Улахович С.Г.

Понравилось? Поделиться материалом:
Материалы для учителей