Содержимое файла:
Подготовка к сочинению-ассоциации К. Дебюсси «Облака»
Данный урок выполнен в особой форме организации образовательного процесса – на основе интеграции. Каждая интегративная форма имеет свою структуру построения, способы интеграции содержания и видов деятельности.
Использованная форма интеграции – пластообразная, которая предполагает
наслоение различных видов деятельности: познавательной (обогащение и
активизация лексикона учащихся), художественно-эстетической (использование музыки, музыкальных средств выразительности), коммуникативной (работа со словом, создание собственных текстов).
Используя ассоциативные связи слов, школьник образно отражает окружающий мир в слове.
Слово, звук, ассоциативные связи, возникающие в сознании учащихся после
прослушивания музыкальной пьесы, помогают увидеть, почувствовать задуманный образ, создать собственный оригинальный текст, используя средства выразительности.
Тема: Подготовка к сочинению-ассоциации. К. Дебюсси. …..(«Облака»).
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
– развивать ассоциативное и творческое воображение, используя художественные и музыкальные средства выразительности;
– обогащать и активизировать словарный запас учащихся;
– познакомить с эстетикой импрессионизма в музыке.
Оборудование: ноктюрн К. Дебюсси «Облака».
Эпиграф к уроку:
Ожившие акварели, в которых «перекликаются звуки, запахи,
форма, цвет, обретшие смысл в слиянье» (Ш. Бодлер).
I. Слово учителя литературы.
К. Дебюсси – один из ярких представителей импрессионизма в музыке. Его
фортепьянные и оркестровые пьесы-эскизы с особой гармонической и ладовой
новизной выражают ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с глубоко личными переживаниями музыканта-поэта,
влюблённого в красоту окружающего мира. Одухотворённые картины природы с удивительной, почти зримой конкретностью переданы в цикле «Ноктюрны».
На этом этапе урока учитель настраивает учащихся на восприятие музыкальной пьесы К. Дебюсси «Облака» (не давая название), обращая внимание на многоликость окружающего мира, на способность человека в знакомом, обыденном открывать нечто новое и удивительное.
II. Слово учителя музыки с элементами беседы:
– Какие впечатления оставила у вас эта музыка?
– Что, по вашему мнению, хотел выразить композитор?
Учитель обращает внимание на то, что ответы были разнообразными, каждый почувствовал музыку по-своему. Этому способствовали выразительные смыслы, которыми обладает музыка. Композитор стремился «заразить» слушателей созданным характером и образом, хотел вызвать сочувствие и сопереживание.
Для этого он использовал средства музыкальной выразительности.
III. Исследовательская задача по выявлению музыкальных средств
выразительности.
– Какое средство определяет основу характера этого музыкального произведения? (Темп – спокойный, неторопливый, созерцательный, задумчивый, настраивает на размышления).
– Единый ли темп в музыке? (Темп изменяется: замедляется, а затем возвращается к прежнему звучанию для того, чтобы показать изменчивость в природе).
– Какие ещё средства музыкальной выразительности подчеркивают спокойствие и простор? (Ритм ровный, т.к. в природе не происходит резких изменений, нет особых контрастов; динамика гибкая, иногда, как всплеск, звучит громкая музыка, но недолго, всё указывает на изменчивость в природе).
– Как вы считаете, композитор создаёт один образ или несколько? (Разобраться в этом нам помогает мелодия. Здесь нет одной запоминающейся мелодии, она размыта, неотчётлива, т.к. рисуется множество образов, неопределённость их форм, очертаний; регистр высокий, как будто заставляет нас взглянуть вверх, в небо).
– В чьём исполнении звучала музыка? (пьесу исполняет симфонический оркестр, поэтому можно говорить о тембровом многообразии).
Все названные средства музыкальной выразительности подчинены одной цели:
создать изменчивый, многообразный образ … ОБЛАКОВ.
– __________Какие поэтические образы повлияли на музыкальный импрессионизм? (стихи поэтов-символистов, где каждый образ – это целый мир: капля воды, лунный свет, небо, море …– привлекали К. Дебюсси и других импрессионистов в музыке (например, М. Равеля) своей поэтической недосказанностью, мимолётностью, изменчивостью. Поэтому Дебюсси избирает и описывает в своих произведениях состояние природы, а не делает её фоном для выражения чувств. Это был новый взгляд на использование музыкально-выразительных средств, на поиск новой образности в музыке.
Вывод: выступая в роли исследователей музыкальных средств выразительности, мы выяснили, как образ облаков можно нарисовать с помощью музыки. У литературы тоже есть возможность «рисовать», но своим средством – словом.
Задание: послушайте симфоническую пьесу К. Дебюсси «Облака» ещё раз и
постарайтесь подобрать слова для создания этого образа.
Звучит музыка.
IV. Работа с ассоциациями. Учитель литературы. Этот этап урока акцентирует внимание на развитие «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» как основ творческого воображения.
Задание: подберите ассоциации к слову облака.
Запись:
радость грусть
розовые лиловые
кудрявые облака лёгкость
чудеса смелость
фигурки вата
убегают пух
– Используя данные ассоциации, составьте словосочетания, предложения или
тексты, фиксирующие изменчивость, многообразие, неопределённость
услышанного образа, отражение цвета, формы, движения, настроения.
Целесообразно использовать известные вам средства художественной
выразительности: метафору, эпитет, звукопись, олицетворение, гиперболу и т.д.
Работы учащихся.
1. Белые барашки, удивительные картинки, розовые облака, лёгкое дуновение ветра, белокрылые лошадки, клочья ваты, отблеск рассвета, комья снега, комочек пуха, кудрявые зверюшки и т.д.
2. Удивительные картины представляются нам, когда мы смотрим на облака.
Лёгкие, почти невесомые, они мчатся без оглядки. Дуновение ветра, и белокрылые лошадки бегут наперегонки по чистому полю, а вот кудрявые барашки пасутся вдалеке. Ещё одно дуновение – и разбросаны клочья ваты,
готовые через минуту, соединяясь, превратиться в неземное существо. Облака – это чудеса, но увидеть их может не каждый.
3. Небо одним кажется пустым местом, другие его просто не замечают. Но
лишь избранным оно открывает свои главные тайны – облака.
Рождённые свободными, они волей ветра летят по небу, в бездумном танце кружатся над землёй неведомыми животными и обыденными вещами.
Немного фантазии – и они твои. Вот они катятся по небу белыми барашками,
вот уже превратились в резвых скакунов, и вновь белые комья.
В розовато-золотом отблеске рассвета и кроваво-алом сиянии заходящего солнца они играют миллионами оттенков.
Купаясь в золотых лучах солнца, трепеща под дуновением ветерка, они создают свой мир, мир-утопию.
Они приходят и уходят, принося и унося свои краски, цвет, музыку, которые в слиянии хоть как-то украшают нашу серую жизнь.
V. Эксперимент по восприятию эмоциональной тональности.
Современники К. Дебюсси сравнивали его произведения с «ожившими акварелями», в которых, по словам французского поэта Ш. Бодлера, «перекликаются звуки, запахи, форма, цвет, обретшие смысл в слиянье».
Послушайте стихотворение Ш. Бодлера «Облачное небо», написанное им после знакомства с ноктюрном «Облака».
Подготовленное чтение наизусть.
Как дымка, лёгкий пар прикрыл твой взор ненастный,
То нежно грезящий, то гневный и ужасный,
То серо-пепельный, то бледно-голубой,
Бесцветный свод небес он отразил собой.
Он влажность знойных дней на память вновь приводит,
Тех дней, когда душа в блаженстве слёз исходит,
Когда предчувствием зловещим потрясён,
Мятётся дух в бреду, а ум вкушает сон.
Ты – даль прекрасная печальных кругозоров,
Лучей осенних свет, сень облачных узоров;
Ты – пышный, поздний блеск увлажненных полей,
С лазури облачной ниспавший сноп лучей.
Как хлопья инея, как снежные морозы,
Пленительны твои безжалостные грозы;
Душа, влюблённая в металл и в скользкий лёд,
Восторг утонченный в тебе одной найдёт!
Учащиеся отмечают необычность картин, образов, увиденных и услышанных
поэтом, сравнивают со своими работами.
Вывод: у каждого вида искусства есть своя специфика, свой язык, но между ними много общего и прежде всего то, что единство дополняет, углубляет наше представление о мире, делает его целостным, интегрируя все ощущения.
VI. Домашнее задание.
Отредактируйте полученные тексты, оформите творческие работы.
VII. Звучит вновь музыка К. Дебюсси.