Содержимое файла:
Конспект урока химии
по теме «Основания органические и неорганические»
Тема урока: «Основания органические и неорганические» (О.С.Габриелян. Базовый уровень) 11 класс.
Цель урока: повторение и закрепление материала, пройденного на предыдущем уроке, усвоение и закрепление знаний о классификации, номенклатуре, физических и химических свойствах оснований,
Задачи урока: выработка у учащихся навыков правильного составления уравнения реакций, подтверждающих химические свойства оснований, обобщение и закрепление положения теории строения органических соединений о взаимном влиянии атомов и группы атомов.
Тип урока: комбинированный – объяснения + презентация + демонстрационный опыт.
Оборудование: мультимедийное, набор реактивов (NH3 H2O, пробирка, держатель для пробирок, спиртовка, CaCO3, газоотводная трубка, HCl).
Ход урока
Проверка знаний по теме прошлого урока – кислоты.
Проверка проводится в форме тестирования. Учащимся раздаются заранее подготовленные вопросные листы в двух вариантах. Объявляется «пятиминутная тишина» в классе. Учащиеся, нарушающие тишину, фиксируются (они предупреждены о снижении положительной оценки на один балл при нарушении рабочей тишины). По окончании тестирования вопросные листы собираются учителем – результаты объявляются на следующем уроке.
Вариант 1.
Укажите двухосновную, кислородосодержащую, нерастворимую кислоту:
а) серная, б) сероводородная, в) угольная, г) кремниевая.
2. Соляная кислота не реагирует с каждым из двух оксидов:
а) Cr2O3 и NO2; б) CO2 и ZnO; в) SO2 и CaO; г) CrO3 и SiO2.
3. Кислотные свойства наиболее ярко выражены у вещества:
а) CH3COOH; б) C2H5OH; в) C15H31COOH; г) HCOOH.
4. Установите соответствие:
левая часть электронного уравнения:
а) Ca + 2HCl =; б) Ca(OH)2 + Na2CO3 =; в) CaO + 2 HCl =; г) CaCO3 + 2HCl =.
правая часть электронного уравнения:
а) = CaCO3↓ + H2O; б) = Ca2+ + H2O; в) = Ca2+ + CO2↑ + H2O; г) = Ca2+ + H20
5. Ионное уравнение реакции H+ + OH— = H2O
соответствует взаимодействию:
а) гидроксида калия и азотной кислоты;
б) гидроксида бария и серной кислоты;
в) гидроксида лития и хлорида бария;
г) аммиака и бромоводородной кислоты.
Вариант 2.
Кислота представляет собой вязкую, бесцветную жидкость почти вдвое тяжелее воды; используется для осушения газов; обугливает древесину, кожу, ткани:
а) хлороводородная, б) фосфорная, в) серная, г) кремниевая.
2. Соляная кислота не реагирует с каждым из двух веществ:
а) KNO3 и CuSO4; б) NO и Cu(OH)2; в) H2SiO3 и CuO; г) BaSO4 и CuCO3.
3. Кислотные свойства наиболее ярко выражены у вещества:
а) HNO2; б) HPO3; в) H2SO4; г) HNO3.
4. Установите соответствие:
левая часть электронного уравнения:
а) Fe + 2HCl = ; б) Fe2O3 + 6HCl = ; в) FeO + 2HCl = ; г) Fe(OH)3 + 3HCl = .
правая часть электронного уравнения:
а) = 2Fe3+ + 3H2O; б) = Fe3+ + 3H2O; в) = Fe2+ + H2O; г) = Fe2+ + H2O.
5. Ионное уравнение реакции CO32- + 2H+ = H2O + CO2↑
соответствует взаимодействию
а) карбоната натрия и соляной кислоты;
б) карбоната кальция и азотной кислоты;
в) гидрокарбоната кальция и соляной кислоты;
г) карбоната бария и муравьиной кислоты.
2. Изучение нового учебного материала.
Учащимся демонстрируется мультимедийная презентация урока.
Разъясняется общее понятие оснований органических и неорганических, основы классификации оснований. Демонстрационный опыт: действие на индикаторы – анион гидроксогруппы вызывает изменение цвета индикаторов:
фенолфталеин – малиновый цвет,
синий лакмус – не изменяется,
метилоранж – желтый цвет,
универсальный индикатор – до синего цвета. (слайд 2)
Переход к слайду 3.
Разъясняется классификация оснований по наличию кислорода.
Переход к слайду 4.
Разъясняется классификация оснований по степени электролитической диссоциации.
Переход к слайду 5
Разъясняется классификация оснований по растворимости в воде.
Переход к слайду 6
Разъясняется классификация оснований по летучести.
Переход к слайду 7
Разъясняется классификация оснований по стабильности..
Переход к слайду 8
Разъясняется классификация оснований по кислотности.
Переход к слайду 9
Обобщаются общие признаки и критерии классификации оснований.
Переход к слайду 10.
Дается общее понятие химических свойств оснований, разъясняется их взаимодействие с кислотами и образование солей.
Переход к слайду 11
Разъясняется взаимодействие оснований с кислотными оксидами. Демонстрационный опыт: пропускание углекислого газа через раствор гидроксида кальция.
Переход к слайду 12.
Разъясняется взаимодействие оснований с солями. Демонстрационный опыт: получение синего осадка – гидроксида меди(II) и бурого осадка – гидроксида железа (III).
Переход к слайду 13.
Разъясняется взаимодействие оснований с амфотерными гидроксидами и оксидами.
Переход к слайду 14.
Демонстрационный опыт — разложение нерастворимых оснований.
Закрепление учебного материала.
Закрепление пройденного материала осуществляется в форме мультимедийного тестирования через презентацию урока (слайды 15-23). Каждый учащийся (либо выборочно) демонстрирует ответы, записанные на отдельных карточках. Степень усвоения полученных учащимися знаний по теме определяется ответами на вопросы теста (слайд 24).
Домашнее задание:
Даны вещества: этиламин, аммиак, фениламин, дифениламин. Расположите их в порядке возрастания основных свойств.
Составьте уравнения реакций, подтверждающих основные свойства.
Параграф 23 учебника О.С.Габриеляна «Базовый уровень», упр. 4-6