Содержимое файла:
Федотов Павел Андреевич (1815 – 1852)
… Эта крупинка была чистое золото
и принесла потом великие плоды
В.В.Стасов
Презентацию к уроку МХК, 11 класс
выполнила учитель МХК Павлова Т.Г.,
МАОУ СОШ № 20, г. Первоуральск
Федотов Павел Андреевич
- высоко талантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времен, родился в Москве 22 июня 1815 г.
Федотов Павел Андреевич
- 1826 г. (11 лет) — воспитанник 1 московского кадетского корпуса
- 1830 г. (15 лет) — унтер-офицер
- 1833 г. (18 лет) — фельдфебель
- 1833г. окончил курс первым учеником (имя внесено на почетную мраморную доску в актовом зале корпуса)
«Встреча великого князя» окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие
«Освящение знамен в Зимнем Дворце, обновленном после пожара»
предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц
- В 1844 году (29 лет) Федотов выходит в отставку и решает осуществить свою мечту: стать профессиональным художником
«Свежий кавалер»,
или «Утро
чиновника,
получившего
первый крест»,
1848 г, ГТГ,
Москва
Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице не дрогнет. Злость, чванство,
вконец опошлившаяся жизнь — все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди.
В первой картине Федотов
только пробовал себя в
масляной живописи.
Вводя цвет, он скорее
раскрашивал отдельные
предметы, чем объединял
их в гармоничную
цветовую композицию.
Разборчивая невеста, 1847, ГТГ
Сватовство майора. 1848 г, ГТГ, Москва
- Объект критики-
мораль людей
различных сословий,
людей, превращающих
брак в средство
наживы, в сделку.
В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не удивляли. «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы».
« Живопись требует добросовестности .
Завтрак аристократа
1849 – 1859 гг.
ГТГ
«Не впору гость»,
«На брюхе – шелк,
а в брюхе – щелк»
- К концу 40-х годов Федотов — зрелый мастер, художник со сложившимся мировоззрением, индивидуальным творческим лицом.
- Он работал лихорадочно быстро. Замыслы будущих картин возникали у него один за другим, но не всем из них было суждено осуществиться. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника .
Портрет
Н. П. Жданович 1849, ГРМ
Вдовушка 1852, ГТГ
«Анкор, еще анкор!» 1850-1851, ГТГ
«Анкор, еще анкор!» — вершина творческого развития художника, один из шедевров русской реалистической живописи XIX века.
- Такие люди «убивают время, пока время не добьет их»
Игроки. 1852, Гос. музей русского искусства, Киев
- Два направления в произведениях П.Федотова. Работы, относящиеся к первому направлению, ограничиваются рисунками и эскизными набросками. В них Федотов, еще плохо владея рисунком, не столько добивается точного воспроизведения действительности, сколько успевает рельефно выставлять на показ общечеловеческие слабости и недостатки и осмеивать пошлые или темные стороны современных ему русских нравов. Преобладающий элемент этих работ — карикатура.
- Характер произведений второго направления менее изыскан, при этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц возрастает.
- Художник все сильнее и сильнее укрепляется в привычке работать с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но, подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям.
- Имя П.А.Федотова
осталось на веки одним
из самых славных имен
в истории русского
искусства. Он открыл
новую, еще никем до него
не тронутую в нашей
живописи тему сатиры, первый из всех художников показал пример удачной ее разработки и оставил ее в наследство возникшим после него талантам.
«Федотов умер, — писал В. В. Стасов, — произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды»